Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Русский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописиРусский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописиРусский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV векаРусский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI векаРусский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII векаМузей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Н.Г.Порфиридов. Древнерусское искусство
(из книги «Государственный Русский музей»)

Начало экспозиции — залы живописи древней Руси. Представленные здесь памятники XI — XVII вв. принадлежат к самому распространенному в то время виду живописи-иконописи. В средние века все европейское искусство было подчинено церкви, религия была неизбежной исторической формой, в которой могло проявляться народное сознание.

В древнерусском искусстве нашли отражение не только религиозно-мифологические представления, но чувства и мысли человека, общественные идеи, образы народного поэтического творчества. Н. А. Добролюбов писал о народной эпической поэзии: «Там видна жизнь своего времени и рисуется мир души человеческой с теми особенностями, какие производит в нем жизнь народа в известную эпоху...» Эти слова можно целиком отнести к древнерусским иконам, лучшие из которых — поэтические олицетворения идеальных представлений о добре и красоте, мудрости и справедливости, доблести, мужестве и других высоких моральных качествах.

Именно это особенно важно в иконах, которые представлены в художественном музее, тем более, что глубоко гуманистическое содержание выражено здесь совершеннейшими средствами изобразительного искусства, выработанными в течение веков. Мастерство композиции, выразительный рисунок, безукоризненное чувство ритма- неотъемлемые свойства этих произведений. Звучные, чистые краски новгородских мастеров, сумрачно-пронзительно псковичей, сложные и изысканные жизнерадостные цветовые гармонии художников московской школы, своеобразные красочные решения в иконах Севера составляют неповторимое очарование древнерусской живописи. Опыт и достижения ее мастеров не потеряли ценности для искусства нашего времени.

Живопись древней Руси — не только яркая страница в истории русской культуры. Она, бесспорно, одно из великих явлений мирового искусства.

В нашей стране особенно большие возможности для изучения древнерусского искусства созданы в советское время. Музейными работниками среди тысяч икон отысканы сохранившиеся памятники старины. Руками реставраторов произведения освобождены от слоев позднейших ремесленных поновлений, им возвращен их подлинный, изначальный облик, сияющий бессмертной красотой.

Русский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописиРусский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописи  
Колоссальную экспозицию музея открывает великолепное, редкое по художественным достоинствам произведение «Ангел с золотыми волосами» (ХП в.). Небольшая икона представляет часть триптиха, состоявшего из отдельных изображений Христа п двух ангелов по сторонам. Поразительная по тонкому поэтическому чувству работа принадлежит художнику выдающегося таланта. Светлое и румяное юное лицо с правильным мягким овалом, маленьким алым ртом, обрамленное вьющимися золотыми волосами, создает волнующий образ чистой, целомудренной красоты. Напомним, что золотые волосы героев древней литературы и народной поэзии воспринимаются как признак особой красоты. На иконе изображен «ангел», но весь его облик говорит о жизненной, вполне реалистической основе художественного образа.

Русский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописиРусский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописи  
"В небольшой иконе «Чудо Георгия о змие» (XV в.) на красном фоне изображен молодой воин в развевающемся плаще, скачущий на сказочном белом коне; торжествующий всадник поражает копьем дракона. Яркие контрастные краски и динамичный рисунок помогают созданию необычайно впечатляющего образа светлой и доброй силы, которая побеждает зло."

Русский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV векаРусский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV века  
XV век — время образования централизованного русского государства. Создание единого государства имело огромное историческое значение, так как вело к прекращению феодальной обособленности областей, обеспечивало независимость и обороноспособность страны, упрочивало ее международное положение, создавало условия для хозяйственного подъема. Объединение русских земель возглавила Москва. Победа над татарами на Куликовом поле, одержанная в 1380 г. под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, утвердила значение Москвы как центра образующегося Русского государства. Высокий подъем национального сознания в период государственного объединения повлек за собой могучий взлет культуры.

Русский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI векаРусский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI века  
Укрепление русского государства в XVI в., расширение его границ, рост и общение городов, оживление торговых и политических связей с зарубежными странами — все это способствовало хозяйственному и культурному прогрессу страны. Рос интерес к познанию мира, нашедший отражение и в искусстве. Однако наряду с приближением к жизни, с некоторым расширением тематики, появлением бытовых подробностей и целых жанровых сцен, иногда даже отражением в иконописи передовых общественно-критических идей, в ней усиливалась и церковно-догматическая, отвлеченно-богословская сторона, задерживавшая развитие искусства. Прогрессивные тенденции в искусстве были связаны с идеологией демократических слоев общества, чье влияние во всех областях русской жизни в это время заметно усилилось.

Русский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII векаРусский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII века  
Многочисленные новые и старые областные очаги русского искусства, испытывая все большее влияние общерусского центра, вместе с том сохраняли местные особенности: Древний русский центр — Новгород, хотя и утратил былое значение, но обладал еще большими художественными силами. Об этом можно судить по нескольким памятникам XVI в., представленным в зале. Простая и лаконичная по композиции, написанная в духе лучших традиций местной живописи, «Троица» едва ли не превосходит по силе цвета все остальное в этом зале. Другая великолепная поздненовгородская икона «Успение» из г. Кеми также верна старым новгородским традициям и в общей четкости и легкой обозримости довольно уже развитой композиции, и в крепких фигурах персонажей, и в красочной гамме.


Публикуется по изданию: «Государственный Русский музей. Путеводитель». Изд-во «Советский художник», Ленинград, 1969



От редакции сайта: Книга выпущена с ограниченным количеством чёрно-белых иллюстраций и ещё меньшим количеством цветных иллюстраций-вклеек, однако мы разместили в тексте цветные изображения всех тех икон, которые смогли найти.



 → Главная   → Библиотека   → Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г.  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва