Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Русский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописиРусский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописиРусский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV векаРусский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI векаРусский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII векаМузей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Н.Г.Порфиридов. Древнерусское искусство
(из книги «Государственный Русский музей»)

Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV века

Памятники, представленные в зале, отражают важнейшую эпоху в развитии искусства древней Руси.

XV век — время образования централизованного русского государства. Создание единого государства имело огромное историческое значение, так как вело к прекращению феодальной обособленности областей, обеспечивало независимость и обороноспособность страны, упрочивало ее международное положение, создавало условия для хозяйственного подъема. Объединение русских земель возглавила Москва. Победа над татарами на Куликовом поле, одержанная в 1380 г. под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, утвердила значение Москвы как центра образующегося Русского государства. Высокий подъем национального сознания в период государственного объединения повлек за собой могучий взлет культуры. Литература, зодчество, изобразительное искусство Москвы, проникнутые идеями государственного и народного единства, вбирают в себя лучшие достижения местных центров и приобретают подлинно общерусский характер.

Икона «Никола и Георгий». Москва, XIV век. Русский музей
Икона «Никола и Георгий»
Московская школа, XIV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Уже в XIV в. в Москве создавались прекрасные произведения искусства. К ним, бесспорно, следует отнести большую, сращенную из двух, икону «Никола и Георгий», происходящую из Гуслицкого монастыря. На ней крупно, » рост изображены два искони почитаемых на Руси святых. Их спокойные фигуры, русские лица полны достоинства. Эта икона — предвестник нового важного этапа на пути развития древнерусского искусства.

Искусство XV в. глубоко человечно, наполнено богатым лирическим и философским содержанием. Лучший представитель искусства этого периода — великий художник древней Руси Андрей Рублев. В его творчестве отразилось гуманистическое осознание значения и достоинства личности человека, что характеризовало важный рубеж развитии средневековой культуры в целом и было большим завоеванием русского искусства.

Андрей Рублев родился около 1370 и умер около 1430 г. Он был монахом, как многие прославленные художники эпохи Возрождения в Западной Европе. Основные места его работы — Звенигород, Москва, Владимир, Троице-Сергиев монастырь (в нынешнем Загорске). В Москве он с 1405 г. работал со знаменитым Феофаном Грегом и Прохором и Кремлевском Благовещенском соборе; во Владимире вместе со своим другом Даниилом Черным в 1408 г. писал фрески и иконы в Успенском соборе. Эти и другие произведения, лишь частично дошедшие до нашего времени, снискали себе всенародную славу. В Андрониковом монастыре в Москве, где Рублев похоронен, Советским правительством учрежден музей древнерусского искусства его имени.

Андрей Рублев. Икона «Апостол Петр». Русский музей
Андрей Рублев. Икона «Апостол Петр»
Из Успенского собора во Владимире. 1408.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

В Русском музее находится часть икон, происходящих из Успенского собора во Владимире. В XVIII в. они были переданы из г. Владимира в село Васильевское, почему иногда называются «васильевскими».

Огромные иконы «Апостол Петр» и «Апостол Павел» являются частями грандиозного иконостаса, в котором насчитывалось несколько рядов икон. Средний ряд, так называемый чин, или деисус, состоял из тринадцати таких же колоссальных фигур, ритмично склоненных с той и с другой стороны к центральной иконе «Вседержителя».

Андрей Рублев. Икона «Апостол Павел». Русский музей
Андрей Рублев. Икона «Апостол Павел»
Из Успенского собора во Владимире. 1408.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Вероятно, не все иконы успенско-васильевского чина были выполнены самим Рублевым, но их общий замысел и рисунок могли принадлежать только этому художнику. «Апостол Павел», несомненно, является его произведением. Лица апостолов полны сосредоточенной мысли, глубокой внутренней жизни. Каждая фигура, несмотря на большие размеры, имеет необычайно тонкий рисунок. Неполная сохранность не передает должного представления о живописных достоинствах этих произведений, однако насыщенный и в то же время прозрачный цвет, покрывающий большие плоскости и рассчитанный на восприятие со значительного расстояния, говорит о могучем таланте художника-колориста и декоративиста.

Мастерская Андрея Рублева. Икона «Сретение Господне». Русский музей
Мастерская Андрея Рублева. Икона «Сретение Господне»
Из праздничного чина Успенского собора во Владимире. Около 1408.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Икона «Сретение» из ряда «праздников» того же иконостаса характеризуется чертами, очень близкими творчеству Рублева. Она проста по композиции, легка по цвету. Фигуры Иосифа и девы Марии, пришедших в храм, старца Симеона, бережно и почтительно принявшего на руки принесенного ими младенца, изображены в сдержанном, спокойном движении. Красивы плавные линии рисунка и мягкие оттенки тонко сгармонированных розоватых и зеленоватых тонов. В произведениях Андрея Рублева нет бытовых подробностей, развившихся позднее в искусстве XVI в., нет резких жестов и яркости красок, свойственных живописи XIV в. Его большое и мудрое искусство вобрало в себя достижения предшествующего времени и возвело его на высшую ступень. Все художественные средства у этого великого мастера служат выражению глубокой человечности, передаче тонкого поэтического чувства.

Искусство Андрея Рублева по праву снискало себе всенародное признание, приобрело значение образца и идеала. Однако это случилось несколько позднее. При жизни и в ближайшие десятилетия после смерти художника его влияние ощутимо сказывалось лишь на собственно московской живописи.

Икона «Уверение Фомы». Московская школа, XV век. Русский музей
Икона «Уверение Фомы»
Московская школа. XV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Икона «Омовение ног». Московская школа, XV век. Русский музей
Икона «Омовение ног»
Московская школа. XV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Икона «Иоанн Богослов с Прохором». Московская школа, XV век. Русский музей
Икона «Иоанн Богослов с Прохором»
Московская школа. XV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

К памятникам московской школы могут быть отнесены иконы «Уверение Фомы», «Омовение ног», «Иоанн Богослов с Прохором», расположенные на стендах у окон. Две большие «чиновые» иконы «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» и две иконы «праздников»: «Сретение» и «Воскрешение Лазаря» конца XV — начала XVI в. из г. Кашина, судя по их спокойным ясным композициям, теплым и мягким тонам прозрачных красок, по-видимому, не избежали влияния Рублева.

Представленные в этом же зале большая «чиновая» икона «Георгий» и «праздничная» икона «Воскрешение Лазаря» второй половины XV в., происходящие из крупного центра древнерусского искусства на севере — Кирилло-Белозерского монастыря, — отличаются от памятников московской школы плотной живописью скорее в новгородских традициях, но в то же время и каким-то особым изяществом, не свойственным Новгороду. Обе вещи, исполненные с истинным артистизмом, принадлежат к шедеврам древнерусского искусства.



Читайте далее: Русский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI века

 → Главная   → Библиотека   → Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г.   → Русский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика