Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

История изучения «северных писем» - 4.
Послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны в числе оккупированных областей была и Карельская АССР, с территории которой фашистскими захватчиками было вывезено несколько-сотен произведений древнерусской живописи. Эти ценности были возвращены в СССР по мирному договору в 1945 г. Громадная работа по классификации этих произведений была проделана Н. Е. Мневой и В. Г. Светличной в Петрозаводске в том же 1945 г. (долгое время хранившиеся в Кижском заповеднике, эти иконы в 1963 г. переданы Петрозаводскому музею).

С конца 50-'х годов по инициативе центральных и местных музеев развернулось обследование памятников древнерусской живописи на территории северных областей. Изучены значительные участки Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей, а в Карелии остались лишь немногие неосмотренные районы. Множество обонежских икон вывезено в Петрозаводский музей, Гос. Русский музей и частично в Гос. Эрмитаж. В реставрационных мастерских этих музеев производится расчистка памятников.

Однако успехи в области публикации новых памятников, в изучении процесса развития северного искусства не столь уж велики. Эти проблемы далеко не исчерпаны ни сжатым очерком Н. Е. Мневой в посвященном местным школам живописи XVI в. разделе III тома «Истории русского искусства» [Н. Е. Мнева. Местные школы живописи XVI века.— «История русского искусства», т. Ш. М., Ивд-во АН СССР, 1955, стр. 597 — 598.], ни беглыми информациями о новых находках в «Сообщениях» ГРМ и Эрмитажа [ P. С. Смирнова, И. Н. Паньшина. Экспедиции в Карельскую АССР.— «Сообщения ГРМ», вып. VII. Л., 1961, стр. 64 — 67; Р. С. Смирнова. Экспедиции в Карельскую АССР.— «Сообщения ГРМ», вып, VIII. Л., 1964, стр. 126 — 130; А. Косцова. Беломорская и Северодвинская экспедиции.— «Сообщения Гос. эрмитажа», вып. XVII. Л., 1960, стр, 74 — 77; А. Косцова. экспедиции 1959 — 1960 гг. по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства.— «Сообщения Гос, Эрмитажа», вьш. ХХШ. Л., 1962, стр. 68 — 70.], ни более подробным исследованием В. К. Лауриной, касающемся в связи с искусством Новгорода и вопросов живописи новгородской провинции [В. К. Лаурина. Станковая живопись Великого Новгорода конца ХШ — 70-х гг. XIV вв. Л., 1954 (диссертация).], ни фундаментальным «Каталогом древнерусской живописи» ГТГ. Неизученность этого обширного материала отмечает и Н. Е. Мнева — составитель раздела о «северных письмах» в I томе названного издания [В. И. Антонова, Н. Е. Мнева; Каталог древнерусской живописи, т. I, стр. 356, примечание 1. ]

Большое место художественной жизни обширных новгородских земель отводит В. Н. Лазарев в работе «Искусство Новгорода», опубликованной в послевоенные годы [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. М.— Л., 1947, стр. 47, 95, 124 — 126.]. В каждом из трех основных разделов книги, посвященных историческим этапам развития новгородского искусства (ХII — ХIII, ХIV, XV вв.), исследователь подчеркивает существование на Севере культурных центров, «хотя и зависимых от Новгорода, но в основном развивавшихся своими путями». Привлекая в подтверждение этой мысли большую группу памятников, многие из которых публикуются им впервые, В. Н. Лазарев характеризует живопись отдельных центров Севера, в частности искусство Вологды.

Очерк северной живописи, данный В. Н. Лазаревым, является наиболее полным по сравнению с другими работами по этому вопросу, опубликованными в настоящее время. Однако после выхода книги накопился большой материал. В книге же в основном использованы лишь те памятники, которые были известны до войны. Кроме того, В. Н. Лазарев ограничил свой очерк определенными хронологическими рамками и не рассматривал произведений старше XV в. Между тем именно в XVI в. ярко выступают особенности северной живописи, ибо искусство на Севере отнюдь не прекратило своего существования с падением Новгорода.

Лишь в трех работах рассматриваются обнаруженные в последние годы памятники обонежской живописи — в соответствующих главах двух коллективных трудов по истории Карелии [«История Карелии с древнейших времен до середины XVIII века». Под ред. А. Я. Брюсова. Петрозаводск, 1952.Макет (на правах рукописи), стр. 277—285 (раздел написан В. Г. Брюсовой); «Очерки истории Карелии», т. 1. Под ред. В. Н. Вернадского, И. И. Смирнова, Я. А. Балагурова. Петрозаводск, 1957, стр. 102, 103, 162,] и в каталоге выставки «Живопись древней Карелии», состоявшейся в Петрозаводске и в Кижах в 1964 году. [«Живопись древней Карелии». Каталог выставки. Составители Г. Жаренков и С. Ямщиков. Петрозаводск, 1964.]

В двух первых работах делается попытка дать общую характеристику местного искусства в его развитии. Однако вряд ли можно согласиться с предложенной там оценкой местной живописи как «более жизненной, более реальной» по сравнению со всей остальной древнерусской живописью, в которой якобы царил «общепринятый шаблон». Причины своеобразия местного искусства авторы трактуют упрощенно, указывая на «отдаленность края, затруднявшую контроль со стороны церковных властей да деятельностью иконописцев».

Неисследованность северной живописи препятствует и правильной оценке искусства крупных художественных центров — Новгорода, Ростова, Москвы, по отношению к которым Север являлся провинцией. Так, Задачу изучения искусства Новгородской земли с учетом всего многообразия протекавшей на огромной ее территории художественной жизни настоятельно подчеркивает Н. Г. Порфиридов [Н. Порфиридов. Выдающийся памятник древнерусской живописи.— «Искусство», 1959, № 2, стр. 67 — 71.].

В последнее время к культуре Карелии проявляют большой интерес зарубежные буржуазные исследователи — финские и западногерманские. Рассматривая обосновавшуюся в Финляндии карельскую епархию как единственную хранительницу древней карельской культуры, они на основании случайных и поздних икон приходят к выводу о застойности, консервативности всей местной живописи, подчеркивают в ней лишь культовое начало, игнорируют ее развитие и считают ее памятники «тысячекратным повторением древних оригиналов. Эти положения могут быть опровергнуты при помощи исследования всего комплекса произведений живописи Карелии.

Публикация памятников, их сопоставление и всестороннее тщательное изучение уточнят наши представления о развитии северной живописи.



Читайте далее: Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → История изучения «северных писем» 4  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва