Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

XV век. Икона «Илья Пророк»
из села Воробьево близ Машезера

Икона «Илья Пророк» из села Воробьево
Икона «Илья Пророк» из села Воробьево
XV век

«Илья Пророк» из с. Воробьево близ Машезера, созданный, судя по удлиненным пропорциям фигуры и плавным очертаниям торса, в эпоху развитого XV в., принадлежит к числу лучших северных произведений. [Частное собрание в Москве.
Возможно, что данная икона была храмовой в Машезерском Ильинском монастыре. Он уже существовал в XV в., но к концу столетия пришел в упадок (см. ссылки в писцовой книге 1563 г. на «старое письмо» 1496 г. «Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг.», Л., 1930, стр. 113).
Интересно, что Федор Глинка, побывавший в Машезерском монастыре в конце 20-х годов XIX в., особенно отметил там икону Ильи, пользовавшуюся большой популярностью. В поэме «Карелия» он изложил местное предание о ее чудесном явлении и описал икону с романтической приподнятостью:
«Сей лик с какой-то грозной славой!
Святый пророк казнит обман:
И горе, кто с душой лукавой
Придет с поклоном и свечей:
Сожжет огонь его очей!..»
(Ф. Глинка. Стихотворения.— «Библиотека поэта», малая серия. Л., 1951, стр. 248)
Этот памятник обнаруживает некоторое иконографическое сходство с одноименной иконой ХV в., находящейся в Стокгольме и исполненной, вероятно, тоже в новгородской провинции. Воспр.: Helge K j ellin. Byska ikoner i svensk och norsk ago. Stockholm, 1956, табл. XXXVI.]

Свободный «волнистый» очерк силуэта, асимметрия и неправильность лика, взлохмаченные пряди волос — все это явные отступления от принципов новгородских иконописцев XV в., стремившихся к стройности и чеканной отточенности формы. Но именно благодаря этим качествам икона обретает особую резкость и силу выражения. Энергичная сочная живопись кажется сродни фреске, а характерная северная техника — жидкие и прозрачные краски-делает заметным каждый мазок, создавая живую неровную фактуру.

Ярчайший, но совсем не новгородский цвет (особенно лимонно-желтый фон, скупо введенная киноварь губ. надписи и рамки, холодно-бирюзовый мех милоти) усиливает острую эмоциональность памятника. В этой иконе сложно сочетаются и отголоски настроений XIV в., повышенная внутренняя экспрессивность, и декоративная красота «народной» линии новгородской иконописи, и яркая индивидуальность северного мастера.



Читайте далее: Поясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва