Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

XV век. Поясная икона «Николы» из Вегоруксы

Икона «Никола» из Вегоруксы
Икона «Никола» из Вегоруксы
XV век
Карельский музей изобразительных искусств



 Богоматерь. Деталь иконы «Никола» из Вегоруксы
Богоматерь. Деталь иконы «Никола» из Вегоруксы.
XV век
Карельский музей изобразительных искусств

Если рассмотренные иконы выделяются цветистостью живописи, суровостью и некоторой напряженностью образа, то в других обонежских произведениях уже заметны новые художественные тенденции XV в. Их композиция делается более разреженной, рисунок обретает плавность, краски становятся светлыми и нежными, лица получают мягкое выражение. Эти иконы выглядят более передовыми по стилю, в них уже ощущается что-то от манеры следующего столетия. Но на основании разницы между этими иконами и ранее рассмотренными памятниками вряд ли можно сделать вывод о разделяющем эти произведения хронологическом интервале. В них лишь отразились равные художественные течения.

Три другие обонежские иконы, в которых наиболее заметны новые элементы, столь же различны между собой, как и предыдущие памятники.

Поясная икона Николы на кирпичном фоне из Вегоруксы [КМИИ, инв. И-281.] обладает многими признаками новгородской живописи конца столетия: вытянутые пропорции фигуры с покатыми узкими плечами и сравнительно небольшой головой, плавный очерк силуэта, каллиграфически выписанные пробела прядей. Даже в такой детали, как удлиненные тонкие кресты, красиво вписанные в ленту омофора, чувствуется стремление к изяществу и стройности. Сам тип лица здесь иной, менее массивный, чем в других северных «Николах».

Но икона принадлежит местному мастеру. Сильнее всего это сказалось в колорите. Кирпичный, прозрачного оттенка фон и голубые блики на вишневой фелони составляют такую нежную гамму, которая не имеет аналогий в иконописи Новгорода. Киноварь отсутствует. По-видимому, такой колорит явился своеобразным откликом на то тяготение к более легким и смешанным тонам, которое наблюдается в новгородской живописи второй половины XV в. Не по-новгородски выглядит и рука Николы с прихотливо изогнутыми «бескостными» пальцами, и широкая темная обводка нимба, придающая изображению некоторую тяжеловесность, и наивная трактовка прядей бороды. Крупные и очень рельефно переданные черты лица, особенно крутые дуги бровей и глубоко сидящие глаза под нависшими веками, усиливают суровость выражения, не свойственную новгородским иконам этого периода.

Явное отступление от норм представляет написанная в эскизной манере прямо на фоне иконы фронтальная полуфигура Богоматери. По-видимому, она навеяна традиционным изображением Богоматери с омофором, помещавшимся симметрично изображению Христа с евангелием. Во многих новгородских и провинциальных иконах встречаются маленькие поясные изображения святых, включенные в основную композицию либо ввиду популярности их культа, либо как патроны заказчиков.

Так, в иконе Параскевы первой половины XV в. изображены Никола и Власий [. И. Антонов а, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, М 52. Воспр.: В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 107], а в среднике житийной иконы Николы ив ц. Троицы в Торжке — Параскева и Ермолай. [В.И. Антонова, Н.Е. Мнева. Каталог...,т. II,№578.] Но там они обведены рамками-медальонами, расположены симметрично и не нарушают композиционной стройности памятников. Фигурка в северной иконе является иконографической и композиционной «вольностью», допущенной северным мастером.



Читайте далее: Икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Поясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва