Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательстваДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

К постановке вопроса - 2

Подчиняясь иным задачам, стоящим перед художественным образом (прежде всего задачам наглядной повествовательной ясности, читаемости), художник усваивает навыки ритмического чередования цветов, акцентировки путем вынесения яркой или светлой детали на темный фон и наоборот.

Цвет иногда сохраняет свою ценность в общем образном строе. Он изредка преподносится во всем своем звучании, с выявлением драгоценной живописной поверхности,почти эмалевидной. Но и в ртом случае мастер либо решает чисто декоративные Задачи, либо подражает прославленным образцам «золотого века» русской средневековой живописи, часто не вполне понимая (а порой и искажая) логику «цветоведения», т. е. выявления той основной живописной темы, которой с таким мастерством умели подчинять колорит живописного произведения (будь то фреска или икона) художники предшествующих эпох. Теперь «драгоценный» цвет охотно заменяется или совмещается с мерцанием драгоценного металла. Именно в это время все чаще и чаще иконы закрываются басменными и чеканными окладами, обращаясь в драгоценность не столько по качеству живописного исполнения, сколько в силу объективной стоимости.

Все реже создаются однофигурные композиции, и лишь изредка имеет место обращение к обобщенным характеристикам духовного мира героя. Вместо этого обнаруживается любовь к сложным религиозно-философским построениям. Возникают иконы-трактаты, получают дальнейшее развитие иконы символико-аллегорические. Дидактика и повествовательность преобладают, прекрасно уживаясь с измельчением формы, построением причудливых композиций, продиктованных заботой о читаемости и занимательности содержания. Задачи назидательности, проповедничества, Занимательности рассказа, который теперь призвано вести произведение живописи, Заставляют полностью переосмыслить назначение каждого из изобразительных средств, в результате чего происходят дальнейшие существенные изменения формы. Повествовательное начало окончательно торжествует над эмоционально-созерцательным. Преобладают «бытейские» и исторические сюжеты. Условность мира вещей, как и воЗвышенность позы и жеста, отражавших высокий душевный строй, теперь сменились преобладанием бытовых реалий, духовное богатство образа — «литературным психологизмом». [Подробнее см.: Н.Е. Мнева. Московская живопись XVI века.— «История русского искусства», т. Ш. М., 1955, стр. 542—584.]

Именно эти тенденции определили качественное переосмысление языка цвета, линии, композиционных построений.

Изменилась и сущность тех представлений об этическом и эстетическом идеале, которые определяли трактовку художественного образа. Если в задачи художественного образа искусства домонгольской поры прежде всего входило воспитание чувств, создание поэтического представления о герое и героическом начале, если в конце XIV — начале XV в. сущностью художественных задач было раскрытие представления об идеальном — совершенном, гармоническом — человеке, то в середине XVI в., стремясь усилить воспитательные функции, искусство призвано было формировать идеологию «верноподданного» московского единодержца — «венчанного государя» царя Ивана Васильевича. Сохраняя относительно долгое время профессиональные навыки, сложившиеся веками, живописцы Этой поры практически не имели уже возможности, да и не вменяли себе в обязанность остаться верными высокому «художеству».

Ближайший результат этого процесса — утрата в целом традиций раннемосковское, рублевской и даже дионисиевской живописи. В дальнейшем обеднение «высокого» содержания неразрывно связывается с снижением качества рисунка, утратой колористического богатства. Кризис московской школы живописи дает себя знать не в конце XVII, а уже в конце XVI в., и его не могут предотвратить успехи строгановской и искания годуновской школ живописи, ибо он глубоко обусловлен историческими, социальными причинами, подготовившими кризис всего средневекового мировоззрения, столь ясно обнаружившийся в изобразительном искусстве XVII в.

В известной мере былое благородство форм ощутимо на протяжении 40-х — 70-х годов XVI в., но к концу столетия памятники искусства деградируют. В иконах и фресках конца ХИ в. появляются приземистые фигуры с одутловатыми лицами, короткими конечностями, сбитой формой, полностью угасшим коричнево-зеленоватым колоритом. Все это сопутствует существенно дающему себя чувствовать «обмирщению» и обеднению внутреннего содержания образа.

Как же случилось, что московская школа живописи, характеризовавшаяся в раннюю пору непревзойденной высотой духовного содержания, совершенством пластической формы и цвета в произведениях Рублева и его круга, сохранившая высокий строй образов, классический рисунок, монументальность при изысканности колорита в дни Дионисия и его школы, с такой удивительной быстротой, за какие-нибудь два-три десятилетия, пришла к кризису и упадку? Каким образом в тот момент, когда, казалось бы, она должна была объединить все достижения локальных школ в одной общерусской, она оказалась обедненной и несостоятельной? Отчего, каралось бы, невиданный по объему размах работ конца 40-х — начала 70-х годов не вызвал к жизни новые живые творческие силы, а как будто исчерпал их? Быть может, исчерпав оплодотворивший ее источник византийской культуры, ослабив югославянские связи и подавив в плане политическом такие художественные центры, как Новгород и Псков, московская художественная культура отсекла питавшие ее корни?

И да, и нет. Ибо Москва с ее исключительно высоким политическим значением в славянском мире в эту пору неожиданно стала образцом и для южнославянской культуры. [А. Grabаг. L'expansion de la peinture russe au XVI et XVII siecle.— «Seminarium Kondakovianum», ш. XI. Beograd, 1940, стр.65 — 92; М. Н. Тихомиров. Исторические связи России с славянскими странами и Византией. М., 1969. С. Niсоlescu. Icoane vechi Romanesti. Bucuresti, 1971, р. 37, pl. 28, 29; 1. D. Stefanescu. Le monastere de Ваеса.— «Byzantion», 1936, Х, fasc. 2, р. 584, pl. XXIX; «Istoria artelor plastice ш Romania», v. 1. Bucuresti, 1968, 348 — 38, fig. 351.]

Она же начала экспортировать свое искусство в Новгород, Псков и другие близлежащие центры Русской земли. Процесс оказался сложным и противоречивым. Видимо, «огосударствление» и сопутствовавшая ему попытка дальнейшей «кодификации» художественной культуры, на мгновение придавшие ей небывалый размах, губительно сказались на процессах формирования мастерства и развитии творческой индивидуальности отдельных художников, а непосредственное перенесение злободневных тем в мир традиционных образов средневекового искусства привело к оскудению идей и эмоций, определявших содержание художественного образа.

Разобраться в ртом сложном явлении, выяснить его конкретно-исторические причины можно, лишь шаг за шагом проследив все обстоятельства, повлекшие за собой столь существенные изменения в жизни московской художественной культуры.



Читайте далее: Общее содержание работ

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → К постановке вопроса - 2  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2019.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа при Иване IV
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва