Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Спасский собор — древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий Москвы. Его строительство закончилось в 1427 году. Это прекрасный памятник раннемосковской архитектуры. Сложенный из белого камня, небольшой и стройный, он возвьппастся посреди монастырского двора. Здание приподнято на сравнительно невысоком белокаменном цоколе. Фасады делятся на три части. Боковые части их значительно уже и ниже средних. Такое же соотношение имеют три алтарных выступа — абсиды: средняя возвышается над более узкими боковыми. Это придает зданию пирамидальный характер и создает башенный силуэт, ступенчато устремленный вверх. Общую устремленность ввысь подчеркивают также килевидные завершения порталов и узких окон фасадов.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
фото 1970 г.

При большой динамичности форм строители достигли цельности, спокойствия и гармонической уравновешенности всех частей собора. В своих размерах и пропорциях здание соизмеримо с человеком. В XV веке белый собор на зеленом холме за рекой, окруженный небольшими деревянными постройками, был хорошо виден из города. Об этом свидетельствует московский летописец, рассказывая о солнечном затмении, происшедшем в Москве 11 апреля 1476 года: «Видихом его (солнце) яко же бе взошло ровно с верхом храма Нерукотворного образа, иже в монастыре Андроникове».

Интерьер собора просторен и светел. Внутреннее пространство ступенчато вздымается вверх. К сожалению, время не пощадило фресок Рублева. Лишь в проемах окон центральной абсиды сохранились два фрагмента растительных орнаментов. Здесь на черном фоне изображены белые круги, в которые вписаны листья и цветы, легкие, нежные, чуть подцвеченные светлой празеленью и охрой. Растения в кругах разнообразны. Они напоминают то свернувшиеся дубовые листья, то цветы, то трилистия земляники или клевера. Между кругами — легкие вьющиеся светлые стебли. Эти драгоценные фрагменты, свободные и ритмичные, помогают представить прошлое великолепие навсегда утраченной живописи.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Алтарная часть
фото 1970 г.

В XVIII — XIX веках Спасский собор до неузнаваемости исказили переделками. Тогда погибли и древние фрески. Кроме того, во время пожара 1812 года рухнули вместе с барабаном его своды. В своем первоначальном виде здание предстало к 1960 году после реставрации, осуществленной по проекту группы архитекторов во главе с Л. А. Давидом.

В процессе реставрации собора в кладке, относящейся к XVII веку, найдены рельефы, выполненные по белому камню. Очень интересна фигура воина, поражающего копьем дракона. Этот редчайший образец скульптуры на московской почве еще ждет своих исследователей. Время его создания и происхождение точно не установлены.

Резной камень из кладки Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря
Резной камень из кладки Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря
фото 1970 г.

В древности собор был местом погребения известных людей. Здесь покоились тела первых двух игуменов монастыря — Андроника и Саввы. Еще в XVIII веке, как было установлено архитектором П. Д. Барановским, в монастыре сохранялась надгробная плита над могилой Рублева. Позднее она была утеряна. Недавно обнаружена рукопись, свидетельствующая о местонахождении могилы А. Рублева. Он был погребен вместе с Даниилом Черным под старой соборной колоколов й, просуществовавшей до конца XVIII века и находившейся неделю ко от Спасского собора. Среди дошедших до нас надгробий XVI века — плиты с могил видных московских дипломатов — Дмитрия Давыдовича Загряжского (ум. в 1518 г.) и Федора Дмитриевича Загряжского (ум. в 1562 г.)



Читайте далее: История Спасо-Андроникова монастыря c XV века

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва