Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Купить иконуВыбрать иконуГде купить икону?Какую икону купить?Икона в подарок на светский праздникИкона на заказИконы для моленной комнатыМагазин старинных икон «Иконолепие»Антикварно-художественная галерея «Cе Вера»


Антикварно-художественная галерея
«Се Вера - северные иконы»

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей

• Старинные иконы XVII- конца XVIII веков
• Иконы Русского Севера
• Иконы с историей, иконы музейного значения, редкие и необычные иконы
• Подбор иконы в коллекцию
• Организация и участие в выставках икон, создание каталогов икон, подготовка научных публикаций с атрибуцией и исследованиями икон

Проект «Се Вера» посвящён изучению, атрибуции, реставрации и сохранению самобытных произведений мастеров Русского Севера.
Выбор экспертов «Се Вера» сосредоточен на тех памятниках, что создавались в переходную для искусства эпоху – в XVIII веке.
Культура крупных городских центров в это время была ориентирована на европейское искусство и быстро теряла связь с корнями иконописной традиции. Но старина ещё сохранялась на периферии, на пространствах, раскинувшихся от Поволжья до Поморья.
Здешние мастера отличались большей приверженностью канонам Средневековья, однако не чурались и некоторых новшеств. Со второй половины XVIII века, когда были сформированы привилегии и вольности дворян, многие из них оставляли службу и отстраивали поместья в глубинке, привнося туда столичный вкус. Крепостные мастера старой выучки, создавая иконостасы для новоотстроенных храмов, пытались «потрафить» городским образцам, невольно профанируя приёмы их живописи или изобретая на их основе свои собственные приёмы - как правило с большим талантом.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
«Спас Полунощный», работа устюжского иконописца середины XVIII века

В результате был создан тот стиль, что мы назвали «туземным» - образы румяных белоглазых «богов», причудливо сочетающие монументальную, царственную неуклюжесть архаики со светотеневыми и пантомимическими эффектами «живоподобия» и барокко. Каждая из таких икон неповторима, а её резкое, несколько непривычное современному глазу своеобразие может отпугнуть или пленить своим экзотизмом – в любом случае, она не оставит зрителя равнодушным.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
«Богоматерь Знамение», начало XVIII века и заросли Новгородчины

«Туземный» стиль до последних лет оставался «слепым пятном» в нашем наследии. Учёные и коллекционеры старины воспринимали всю иконопись после конца XVII века как упадочную. Эта точка зрения была усвоена и широкой аудиторией - до сих пор экспозиции икон крупнейших музеев и каталоги их собраний кончаются на памятниках, в лучшем случае, петровской эпохи. Антикварный рынок, сосредоточенный, казалось бы, как раз на предметах более позднего времени - XVIII – XIX веков - также исключал подобные иконы, так как цены формировались не в их пользу: вкусы обеспеченной публики завоевали более гармоничные по стилю и богато оформленные вещи «домашнего» формата.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
Скульптура XVIII века «Христос в темнице» и заиндевевшие пространства Подмосковья

Тем самым, целая толща памятников – практически весь пласт северной провинциальной иконописи XVIII века, в большой степени церковной – оказался недооценённым. Увы, это привело к утрате большей части подобных произведений. Прихожане, спасая святыни из разоряемых церквей, редко добирались до высоких «чиновых» икон алтарной преграды, последующие экспедиции музеев и частных авантюристов тоже обходили эти вещи стороной, не находя в них ни особой древности, ни материальной ценности. Даже многие иконы XIX века, написанные маслом в эклектической манере или традиционно (в холодновато-каноническом стиле), казались привлекательнее как церковным людям, так и учёной и антикварной публике. «Туземные» иконы не берегли, не собирали. В итоге, до начала 2000-х годов, они стоили в разы дешевле «коммерческих»... на счастье немногочисленных любителей и знатоков, воистину смаковавших эти жемчужины русской народной культуры.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
«Богоматерь из Деисусного чина». XVIII век. Карелия. Мороз

Наша галерея начала работу в 2007 году и сразу взяла курс на покупку, реставрацию, исследование, накопление и «раскрутку» памятников этого скромного и прекрасного направления. Иконы покупались везде –от лавок провинциальных «деревенщиков» до... глянцевых магазинов Арбата, куда северные лики забредали неисповедимым путём и где они так странно смотрелись среди шикарных, убранных сусальным золотом и серебряными окладами икон элитарного уровня.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
Молния поражает святого отрока Артемия. Архангельский север, XVIII век

Вскоре стало ясно, что, поодиночке смотрясь какими-то экзотическими пришельцами из невиданных стран, собранные вместе, эти иконы заявляют о себе более весомо. Они – не плод случайных чудачеств народных мастеров, а цельное звено в стилистической эволюции искусства. Все они объединены единым художественным тоном, но каждая вещь «сыграна» уникально, так что собрание «туземных» вещей представляет собой по-своему блистательный оркестр. Это было проверено на публике – наши коллекции трижды выставлялись на Всероссийском антикварном салоне в ЦДХ (http://severicon.ru/ikoni_na_dereviah) , и всякий раз удачно – они были отмечены дипломами за лучшую экспозицию иконописи и имели коммерческий успех.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
Иконы на деревьях. Когда-то они являлись так людям прошлого,
а теперь выставлены на Антикварном Салоне в Москве

Впечатление от «туземной» коллекции сподвигло нескольких наших клиентов, часть из которых уже перешло в разряд друзей, обратить более пристальное внимание на этот удивительный пласт русской культуры – и теперь в России прибавилось несколько частных собраний, ядром которых является северная народная икона XVIII века.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
«Чудо Архангела Михаила в Хонех» - Поонежье, XVIII век

В музее «Туземной иконы» – архиве проданных вещей – можно увидеть большую часть материала, прошедшего через наши руки за эти годы. Иконы представлены в «музее» довольно широко: помимо «туземных», нашего главного увлечения, тут немало и иных – необычных икон, писанных маслом, икон с редкими сюжетами, оригинальных по стилю, древних, даже «подарочных» в дорогих серебряных окладах. Но все эти памятники объединяет один знаточеский принцип – тут нет «просто хороших» вещей, а каждая из них как шкатулка с секретом, в ней обязательно обнаруживается «изюминка» раритетности. Это может быть редкий и не всегда заметный с первого взгляда нюанс композиции, иконографии, стиля или технологии, но он обязательно присутствует и упомянут в описании экспоната, которых на сегодняшний день в «музее» уже больше двухсот.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
У нас бывает и драгоценный XVI век, и яркий XVII, и иконы в дорогом серебре с каменьями.
Но не это предмет нашего основного увлечения.

С наступлением тёплого сезона наш проект выходит за рамки сугубо «офисного» формата. В июне мы участвуем в традиционном мини-фестивале любителей старины в Ферапонтово на Вологодчине(http://severicon.ru/Pust) , где проводится встреча учёных, коллекционеров и антикваров, сопровождающаяся конференцией и выставкой икон из частных собраний. Затем совершается путешествие по какому-нибудь увлекательному маршруту, на которые так неисчерпаема наша удивительная страна (http://tuzemicon.ru/vyg_leksa).

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
Русский Египет. Колоссальные избы XIX века в карельской деревне Пижма

Сельские церкви и маленькие неизвестные музеи русской провинции содержат ещё немало сокровищ «туземного» стиля, пополняющих наши познания. Да и сами пространства севера России дают сильнейшую энергию, питающую различные проекты, наиболее примечателен из которых – «Сказки про иконы» (http://severicon.ru/skazki%20pro%20iconi). Вымышленные истории о чудесах разыгрываются и фотографируются с настоящими древними иконами и на живой натуре: в лесных чащах и на водах озёр и рек, в старых развалинах и глухих деревнях. Родина «туземной иконы» для нас, как и большинства русских людей - неиссякаемый источник вдохновения.

«Св. Иоанн Богослов в молчании» XVIII века на фоне вологодских полей
«Спас Великий Архиерей», начало XVIII века.

Обветшавшие иконы когда-то пускали по воде. А мы такие вещи собираем и реставрируем.
Рады видеть всех на сайте «Се Вера».

Илья Боровиков



 → Главная   → Купить икону   → Антикварно-художественная галерея «Cе Вера»  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2019.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа при Иване IV
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва