Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Продать иконуПодготовка к продаже иконыБлагословение на продажу иконыГде продать старинную икону?Как продать икону?Что такое атрибуция иконы?Когда и зачем нужна экспертиза иконы?Нужно ли снимать с иконы оклад?Нужно ли реставрировать икону?Как сфотографировать икону?Можно ли продать икону в плохом состоянии?Как уберечься от мошенников?Сколько стоит икона?


Как сфотографировать икону?

Для грамотной атрибуции хорошо запастись качественными фотографиями иконы, особенно, если консультация с экспертом проводится заочно и он может судить о состоянии и особенностях иконы только по изображениям. Кажется, что это довольно простая мысль, очевидная и скучная в своей банальности. Тем не менее, периодически в наш адрес приходят мутные расплывчатые снимки, сделанные без всякого понимания, а что же фотограф снимал и зачем.

Для получения чёткой и понятной фотографии иконы необязательно использовать профессиональную фототехнику. Большинство современных простых фотоаппаратов и мобильных телефонов со встроенными камерами обладает достаточными для съёмки возможностями. Вопрос качества снимка зависит от умения фотографа.

Какие снимки нужны для атрибуции и оценки иконы?

Для того, чтобы эксперт мог составить адекватное заключение, желательно сделать и предоставить для исследования следующие снимки иконы без оклада:

•   Икона в полный размер с чётко читаемым рисунком.


Икона «Великий Архиерей — Царь Царем»
Икона «Великий Архиерей — Царь Царем»
Дерево, левкас, темпера.
Конец XIX века
Фото иконы в домашних условиях на любительский цифровой фотоаппарат.
Достаточный уровень качества для атрибуции и первичной оценки иконы.


•   Фрагменты иконы крупным планом – лики, руки, какие-либо интересные части композиции.

•   Если это житийная икона, хорошо отдельно представить клейма, хотя бы несколько.

•   Если на иконе есть приписные святые, их тоже желательно представить на отдельной фотографии достаточно крупно.

•   Если на иконе есть повреждения, потери, какие-либо дефекты – желательно каждое серьёзное или выраженное повреждение сопроводить фотографией и пояснением.


Фрагмент иконы, демонстрирующий потери
Фрагмент иконы. Видны повреждения, трещина, потери краски и левкаса, загрязнения.


•   Снимок оборотной стороны иконы.


Оборотная сторона старинной иконы
Оборотная сторона старинной иконы. Видны повреждения от
жуков-точильщиков, следы плохого ремонта, загрязнения и сколы древесины.


•   Если на обороте есть надписи, желательно их сфотографировать отдельно, так, чтобы их можно было прочитать. Дарственные надписи часто позволяют проследить историю иконы и даже определить её первых владельцев. Историческая значимость бывших владельцев и наличие истории иконы может существенно повлиять на цену.

•   Торцевые стороны иконы. Снимки с такого ракурса позволяют судить о степени выгнутости иконы. В некоторых случаях текстура древесины позволяет определить конкретную породу дерева, использованного для основы.

Следует отдельно сказать несколько слов и об иконах в окладах. Если вы уверены в своей аккуратности и возможности самостоятельного снятия оклада, вы можете попробовать это сделать. Однако неправильное снятие оклада может повредить древесную основу иконы, красочный слой и сам оклад. Для начала попробуйте сделать фотографии иконы в окладе, а уже получив первые экспертные мнения о ценности иконы, принять решение о необходимости снятия оклада. Для продажи снятие оклада может не потребоваться.
(Читайте также: Нужно ли снимать с иконы оклад?)

Как фотографировать икону?

Предпочтительнее фотографировать икону в почти вертикальном, чуть наклонённом положении при том, что фотограф смотрит на объект чуть сверху, и линия съёмки оказывается примерно перпендикулярно поверхности иконы. В домашних условиях поставьте икону на стул, прислонив верхний край к спинке, отойдите примерно на два метра и снимите икону так, чтобы поле съёмки было заметно шире самой иконы.

Можно снять икону, положив её на пол, однако дистанция для фотосъёмки может оказаться недостаточной, и в этом случае важно, позволяет ли фотоаппарат сделать качественный снимок с относительно небольшого расстояния.

Ключевым фактором в фотосъёмке иконы является свет. Вспышка далеко не всегда даёт хороший результат, поэтому если есть возможность фотографирования в свете нескольких источников света, дающих ровное и однородное поле освещённости, следует потратить немного времени на организацию съёмок в лучших условиях. Иногда самым хорошим решением оказывается фотосъёмка при естественном освещении, на открытом воздухе. Однако не следует подставлять икону под прямые лучи солнца.

Возможные проблемы при фотографировании икон:

•   Иконы на золоте при фотографировании со вспышкой дают блики, и на итоговой фотографии оказывается несколько золотых пятен при полном затемнении остального изображения. Можно попробовать сделать фотографию без вспышки в ярком свете от других источников или увеличить дистанцию между фотографом и объектом.


Икона «Господь Вседержитель» некачественное фото с бликом на золотом фоне   Икона «Господь Вседержитель» хорошее фото
Икона «Господь Вседержитель» с приписными Богоматерью и св. Иоанном Предтечей
Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 29 х 24
Конец XIX — начало XX вв.
Слева - некачественное фото с бликом на золотом фоне, справа - хорошее фото


•   Использование вспышки создаёт пятна белёсости на фотографии иконы. Лучший способ избежать неоднородности освещения – использовать дополнительные источники света, а также увеличить дистанцию от фотографа до объекта.


Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская» некачественное фото с пятном белесости Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская» хорошее фото
Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская»
Дерево, левкас, темпера. 30,5 х 28,5 см
Русская северная провинция, первая четверть XVIII в.
Слева - некачественное фото с белесым пятном от вспышки, справа - хорошее фото


•   Нерезкость, цветовые погрешности, мутность и прочие обычные ошибки фотографирования исправляются повторными кадрами с большим вниманием к деталям и параметрам съёмки. В целом, подход к фотографированию не отличается от общих принципов фотографии, но при создании снимков иконы для продажи следует обращать внимание на то, что важна в первую очередь информационная содержательность снимка. Иконы используются и как арт-объекты в художественной фотографии, но мы сейчас не об этом.


Икона «Великий Архиерей» некачественное фото - тёмное, нерезкое   Икона «Великий Архиерей — Царь Царем». Фрагмент
Икона «Великий Архиерей — Царь Царем». Фрагмент.
Слева - нечёткий тёмный снимок, справа - читаемая фотография


Икону можно отсканировать. Однако следует иметь в виду, что большинство старинных икон обладает выгнутостью доски-основания, что определяется свойствами древесины. Даже при незначительном отклонении от плоскостной геометрии полученное на сканере изображение может быть нечётким в местах неплотного прилегания иконы к стеклу. Чем сильнее выгнута доска, тем более выраженными будут искажения.



Читайте далее: Можно ли продать икону в плохом состоянии?

 → Главная   → Продать икону   → Как сфотографировать икону?  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2019.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа при Иване IV
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва