Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Продать иконуПодготовка к продаже иконыБлагословение на продажу иконыГде продать старинную икону?Как продать икону?Что такое атрибуция иконы?Когда и зачем нужна экспертиза иконы?Нужно ли снимать с иконы оклад?Нужно ли реставрировать икону?Как сфотографировать икону?Можно ли продать икону в плохом состоянии?Как уберечься от мошенников?Сколько стоит икона?


Как сфотографировать икону?

Для грамотной атрибуции хорошо запастись качественными фотографиями иконы, особенно, если консультация с экспертом проводится заочно и он может судить о состоянии и особенностях иконы только по изображениям. Кажется, что это довольно простая мысль, очевидная и скучная в своей банальности. Тем не менее, периодически в наш адрес приходят мутные расплывчатые снимки, сделанные без всякого понимания, а что же фотограф снимал и зачем.

Для получения чёткой и понятной фотографии иконы необязательно использовать профессиональную фототехнику. Большинство современных простых фотоаппаратов и мобильных телефонов со встроенными камерами обладает достаточными для съёмки возможностями. Вопрос качества снимка зависит от умения фотографа.

Какие снимки нужны для атрибуции и оценки иконы?

Для того, чтобы эксперт мог составить адекватное заключение, желательно сделать и предоставить для исследования следующие снимки иконы без оклада:

•   Икона в полный размер с чётко читаемым рисунком.


Икона «Великий Архиерей — Царь Царем»
Икона «Великий Архиерей — Царь Царем»
Дерево, левкас, темпера.
Конец XIX века
Фото иконы в домашних условиях на любительский цифровой фотоаппарат.
Достаточный уровень качества для атрибуции и первичной оценки иконы.


•   Фрагменты иконы крупным планом – лики, руки, какие-либо интересные части композиции.

•   Если это житийная икона, хорошо отдельно представить клейма, хотя бы несколько.

•   Если на иконе есть приписные святые, их тоже желательно представить на отдельной фотографии достаточно крупно.

•   Если на иконе есть повреждения, потери, какие-либо дефекты – желательно каждое серьёзное или выраженное повреждение сопроводить фотографией и пояснением.


Фрагмент иконы, демонстрирующий потери
Фрагмент иконы. Видны повреждения, трещина, потери краски и левкаса, загрязнения.


•   Снимок оборотной стороны иконы.


Оборотная сторона старинной иконы
Оборотная сторона старинной иконы. Видны повреждения от
жуков-точильщиков, следы плохого ремонта, загрязнения и сколы древесины.


•   Если на обороте есть надписи, желательно их сфотографировать отдельно, так, чтобы их можно было прочитать. Дарственные надписи часто позволяют проследить историю иконы и даже определить её первых владельцев. Историческая значимость бывших владельцев и наличие истории иконы может существенно повлиять на цену.

•   Торцевые стороны иконы. Снимки с такого ракурса позволяют судить о степени выгнутости иконы. В некоторых случаях текстура древесины позволяет определить конкретную породу дерева, использованного для основы.

Следует отдельно сказать несколько слов и об иконах в окладах. Если вы уверены в своей аккуратности и возможности самостоятельного снятия оклада, вы можете попробовать это сделать. Однако неправильное снятие оклада может повредить древесную основу иконы, красочный слой и сам оклад. Для начала попробуйте сделать фотографии иконы в окладе, а уже получив первые экспертные мнения о ценности иконы, принять решение о необходимости снятия оклада. Для продажи снятие оклада может не потребоваться.
(Читайте также: Нужно ли снимать с иконы оклад?)

Как фотографировать икону?

Предпочтительнее фотографировать икону в почти вертикальном, чуть наклонённом положении при том, что фотограф смотрит на объект чуть сверху, и линия съёмки оказывается примерно перпендикулярно поверхности иконы. В домашних условиях поставьте икону на стул, прислонив верхний край к спинке, отойдите примерно на два метра и снимите икону так, чтобы поле съёмки было заметно шире самой иконы.

Можно снять икону, положив её на пол, однако дистанция для фотосъёмки может оказаться недостаточной, и в этом случае важно, позволяет ли фотоаппарат сделать качественный снимок с относительно небольшого расстояния.

Ключевым фактором в фотосъёмке иконы является свет. Вспышка далеко не всегда даёт хороший результат, поэтому если есть возможность фотографирования в свете нескольких источников света, дающих ровное и однородное поле освещённости, следует потратить немного времени на организацию съёмок в лучших условиях. Иногда самым хорошим решением оказывается фотосъёмка при естественном освещении, на открытом воздухе. Однако не следует подставлять икону под прямые лучи солнца.

Возможные проблемы при фотографировании икон:

•   Иконы на золоте при фотографировании со вспышкой дают блики, и на итоговой фотографии оказывается несколько золотых пятен при полном затемнении остального изображения. Можно попробовать сделать фотографию без вспышки в ярком свете от других источников или увеличить дистанцию между фотографом и объектом.


Икона «Господь Вседержитель» некачественное фото с бликом на золотом фоне   Икона «Господь Вседержитель» хорошее фото
Икона «Господь Вседержитель» с приписными Богоматерью и св. Иоанном Предтечей
Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 29 х 24
Конец XIX — начало XX вв.
Слева - некачественное фото с бликом на золотом фоне, справа - хорошее фото


•   Использование вспышки создаёт пятна белёсости на фотографии иконы. Лучший способ избежать неоднородности освещения – использовать дополнительные источники света, а также увеличить дистанцию от фотографа до объекта.


Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская» некачественное фото с пятном белесости Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская» хорошее фото
Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская»
Дерево, левкас, темпера. 30,5 х 28,5 см
Русская северная провинция, первая четверть XVIII в.
Слева - некачественное фото с белесым пятном от вспышки, справа - хорошее фото


•   Нерезкость, цветовые погрешности, мутность и прочие обычные ошибки фотографирования исправляются повторными кадрами с большим вниманием к деталям и параметрам съёмки. В целом, подход к фотографированию не отличается от общих принципов фотографии, но при создании снимков иконы для продажи следует обращать внимание на то, что важна в первую очередь информационная содержательность снимка. Иконы используются и как арт-объекты в художественной фотографии, но мы сейчас не об этом.


Икона «Великий Архиерей» некачественное фото - тёмное, нерезкое   Икона «Великий Архиерей — Царь Царем». Фрагмент
Икона «Великий Архиерей — Царь Царем». Фрагмент.
Слева - нечёткий тёмный снимок, справа - читаемая фотография


Икону можно отсканировать. Однако следует иметь в виду, что большинство старинных икон обладает выгнутостью доски-основания, что определяется свойствами древесины. Даже при незначительном отклонении от плоскостной геометрии полученное на сканере изображение может быть нечётким в местах неплотного прилегания иконы к стеклу. Чем сильнее выгнута доска, тем более выраженными будут искажения.



Читайте далее: Можно ли продать икону в плохом состоянии?

 → Главная   → Продать икону   → Как сфотографировать икону?  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва