Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Продать иконуПодготовка к продаже иконыБлагословение на продажу иконыГде продать старинную икону?Как продать икону?Что такое атрибуция иконы?Когда и зачем нужна экспертиза иконы?Нужно ли снимать с иконы оклад?Нужно ли реставрировать икону?Как сфотографировать икону?Можно ли продать икону в плохом состоянии?Как уберечься от мошенников?Сколько стоит икона?


Нужно ли снимать с иконы оклад?

Скорее нет, чем да. Ответить однозначно невозможно, так как существует многовариантное поле вероятностей, и для компетентного ответа хорошо бы увидеть предмет обсуждения.

Проблема икон с окладами заключается в том, что оклады подчас не соответствуют иконам. Поздний и дешёвый оклад может быть прилеплен к интересной старинной вещи. Древние иконы в православных храмах подчас меняли свои оклады по разу в столетие, сообразно текущим модным вкусам. Поэтому по состоянию и стилистике исполнения оклада невозможно судить о той иконе, которую этот оклад закрывает, особенно если он сплошной, а она сильно затемнена. Зачастую видны только чёрные лики, по которым никак не составить разумное впечатление.



Икона «Богоматерь Владимирская» XVII века в окладе начала XX века
Икона «Богоматерь Владимирская» первой половины XVII века в окладе начала XX века
Дерево, левкас, темпера, творёное золото. 30,5 х 26 см
Оклад: серебро, чеканка, гравировка, канфарение, золочение.
В окладе бережно воспроизведён декоративный стиль эпохи создания иконы.


Убеждение части наших сограждан в том, что доставшаяся им в наследство икона в окладе непременно шедевр в серебре или даже золоте, не имеет к реальности никакого отношения. Большинство икон, находившихся в деревенском и городском обиходе, весьма просто написаны и закрыты типовыми латунными окладами. Такие иконы тоже интересны, они продаются и покупаются, но по адекватной цене и в хорошем состоянии. Хорошее подразумевает и нетронутое, то есть без вмешательств и варварских самопальных реставраций.

Определить, изготовлен ли оклад из драгоценного металла, можно по клеймам. Внимательно рассмотрев оклад, вы наверняка заметите буквенные и цифровые обозначения, обычно оттиснутые в нижней части оклада или на его торцах. В этом случае для атрибуции и оценки иконы требуется сфотографировать клейма крупно и разборчиво.

Снятие оклада – процесс, предполагающий компетентность реставратора, так как для старинных икон риск повреждений при неосторожном или неграмотном обращении весьма велик. Поэтому если вы хотите снять оклад со старинной иконы, желательно найти реставрационную мастерскую, где это сделают с минимальными осложнениями, или антиквара с опытом.

Технически задача снятия оклада вроде бы не представляет собой особых проблем – оклады старинных икон, как правило, крепились маленькими гвоздиками, достаточно их вытащить, чтобы снять оклад. Однако со временем крепёжные гвоздики часто «врастают» в древесину и слой левкаса и красок за счёт процессов ржавления, и их вытаскивание требует специального инструментария и навыка, а также понимания техники сохранения красочного слоя, который может легко крошиться и ломаться при удалении гвоздя.

Важно помнить, что оклады не являются жёсткой конструкцией, они могут легко деформироваться (особенно ломки изделия именно из серебра), поэтому при всём внешнем эффекте надёжного металла, следует обращаться с ними осторожно и деликатно.

Чего категорически нельзя делать.

•   Если вы сняли оклад с иконы, не прибивайте его обратно, особенно с протыканием новых дырок в самой иконе. Не крепите оклад с помощью строительных пистолетов и новых гвоздей. Снятый оклад при продаже прилагается к иконе, и незачем портить и оклад, и икону бесполезными действиями, способными лишь навредить.

•   Не приклеивайте оклад к иконе! Мы сталкивались с напрочь испорченными иконами, залитыми синтетическими клеями и лаками. Держалось, конечно, крепко. Но восстановлению такие иконы уже не подлежат.

•   Не пытайтесь выровнять помятый оклад самостоятельно.

•   Не чистите оклад ни химическими средствами, ни абразивными материалами.

В большинстве случаев для икон и окладов не требуется никакой «предпродажной подготовки»! Вы скорее испортите и замучаете потенциально ценную вещь, чем добьётесь улучшения её внешнего вида и качества. Чем меньше воздействий, тем больше шансов привлечь адекватного покупателя, который приведёт икону в порядок с помощью реставраторов-профессионалов.



Читайте далее: Нужно ли реставрировать икону?

 → Главная   → Продать икону   → Нужно ли снимать с иконы оклад?  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва