Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать икону Купить икону Секреты реставрации  
  Сюжеты Путешествия Заметки Библиотека  
 
 

ПутешествияИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике


Иконы из перламутра
в Тверской областной картинной галерее

Первые опыты использования перламутра относятся к древнейшим доантичным временам, но перламутр - капризный и непростой материал, широкого распространения техники резьбы не получили, перламутр чаще использовали в качестве пластинок для облицовки или инкрустаций. Тем не менее, по берегам тёплых морей, где велась добыча раковин ради драгоценного жемчуга, перламутр процарапывали, покрывали живописными рисунками, пытались плавить и склеивать в массивные куски. Собственно резьба начала развиваться с появлением железных и достаточно тонких инструментов, а также спроса на художественные изделия разного формата и назначения.

В русском слове «жемчуг», известном с XII века, филологи находят тюркские корни, а эти корни, в свою очередь, восходят к китайскому названию круглых образований в раковинах моллюсков. Многие русские читатели наверняка удивятся этому факту, но так уж в истории сложилось, жемчуг пришёл к нам с далёкого востока. А вот латинский «перл» прижился у нас много позже и в качестве ироничного словца, имеющего отношение к литературе. Зато «перламутр» немецкого происхождения (дословно - мать перла, то есть жемчуга) стал общеупотребительным русским термином. Слово вошло в русский язык в эпоху Петра Первого, когда модные приёмы европейского дизайна были переняты отечественными художниками и особенно - заказчиками дорогой мебели и интерьерных штучек.

Икона из перламутра «Воскресение Христово. Двенадцать апостолов»
Икона «Воскресение Христово. Двенадцать апостолов»
Конец XIX - начало XX века. Палестина
Перламутр, резьба
Тверская областная картинная галерея

Мода модой, но в России перламутр не получил широкого распространения, хотя речной жемчуг издревле использовался в декоре одежды, прежде всего - в оформлении женских головных уборов. Сложные жемчужные композиции украшали кокошники и кички, короны и шляпки, да и жемчужные ожерелья носили дамы всех сословий: дворянки, купчихи, зажиточные крестьянки. Расшивали жемчугом и оклады икон, зачастую превращая оклад в сплошную жемчужную мозаику из разнокалиберных или одинаковых бусин. Однако раковины наших жемчужных моллюсков (unio pictorum, перловица обыкновенная) сравнительно хрупки и малы размером - лишь отдельные раковины достигают 10 см в длину, средний размер раковины около 3х7 см.

Икона из перламутра «Воскресение Христово. Двенадцать апостолов»
Икона из перламутра «Воскресение Христово. Двенадцать апостолов». Фрагмент

Из маленьких раковин перловиц можно изготовить пуговицы или плоские пластинки для мозаичных инкрустаций, но не объёмные медальоны со сложными резными рисунками. Поэтому в нашем расхожем восприятии перламутр - материал для женских украшений и декора предметов обихода, оружия, мебели, паркета, деталей интерьера. Иконы из перламутра малоизвестны и редко выставляются наравне с традиционными живописными иконами. Тем интереснее обнаружить в музейном зале резные миниатюры из перламутра и полюбоваться удивительными образцами культуры паломничества прошлых веков.

Икона из перламутра «Воскресение Христово. Двенадцать апостолов»
Икона из перламутра «Воскресение Христово. Двенадцать апостолов». Фрагмент

Крупные моллюски, раковины которых дают достаточно материала для отдельных перламутровых композиций, обитают в тёплых и тропических морях. В европейском регионе чаще всего использовали перламутр из Персидского залива и Красного моря, а центры резной обработки перламутра сложились в Греции, Италии, Палестине. С середины XVIII века стала развиваться техника создания резных перламутровых икон для паломников. Такие иконы в качестве памятного образа или подарка охотно увозились паломниками из монастырей. Лёгкая и компактная перламутровая икона была намного удобнее для путешественников, нежели традиционные деревянные образы, а экзотика техники изготовления придавала памятному предмету статус особой реликвии. Перламутр использовали и как основу для живописных икон, но такие образы часто оказывались недолговечными, перламутр требовал специальной обработки для закрепления красочного слоя, и красивая поверхность скрывалась под живописью.

Икона из перламутра «Святая Мария Магдалина»
Икона «Святая Мария Магдалина»
XIX век. Палестина
Перламутр, резьба
Тверская областная картинная галерея

Исторически сложилось два центра производства перламутровых икон. Весь XVIII век славились резчики Афона, а ко второй половине XIX века активной точкой устремления паломников стал Иерусалим и палестинские монастыри, что способствовало развитию местного производства как простых сувениров, так и художественных произведений. Среди популярных форм таких произведений были подвесные иконы с евангельскими сюжетами, по возвращении домой паломники могли пожертвовать их в храм в качестве привеса на чтимую икону или разместить в красном углу среди других образов и семейных реликвий. Но из перламутра изготавливались и кресты, и панагии, и оклады на живописные иконы.

Икона из перламутра «Святая Мария Магдалина»
Икона из перламутра «Святая Мария Магдалина». Фрагмент

Тверская областная картинная галерея представляет в залах древнерусского искусства несколько интересных икон из перламутра, причём представление это сделано в удобных витринах, дающих возможность внимательно рассмотреть технические и художественные особенности икон (но фотографировать экспонаты через стекло затруднително, поэтому представленные фото дают лишь общее представление).

Тверская галерея выросла из историко-археологического «музеума», открытого в 1866 году по инициативе губернатора П. Р. Багратиона, городского головы А. Ф. Головинского, а также ряда общественных деятелей, в числе которых были краевед Н. И. Рубцов и поэта-декабрист Ф. Н. Глинка. Один из первых публичных музеев России задумывался как собрание различных предметов истории и искусства, со временем в нём выделилась художественное собрание картин и произведений искусства. В 1896 году под музей было передано здание Тверского императорского путевого дворца, примечательного памятника архитектуры XVIII-XIX веков, в котором галерея располагается и поныне. В послереволюционные годы коллекция галереи пополнялась хаотично, однако в неё были переданы частные усадебные собрания картин и ценности из православных храмов, что позволило и спасти произведения искусства, и включить их в научное рассмотрение.

Масштабная реставрация дворца в начале XXI века вернула историческим залам былое великолепие, преставленная в залах коллекция охватывает всю историю русского искусства. Древнерусский отдел галереи представляет и традиционные, и необычные памятники христианской живописи и прикладного искусства. Особенно приятно полюбоваться прекрасным перламутровым сиянием икон и оценить мастерство резчиков, придавших трудному материалу изысканную форму.


Татьяна Селянинова, 2020



Читайте далее: Иконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике

 → Главная   → Путешествия иконоведа   → Иконы из перламутра в Тверской областной картинной галерее  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)   +7 (906) 725-70-98 (каталог)

© Иконовед.рф. 2015-2020.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?

Купить икону
Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта