Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

Сюжеты иконДобрый ПастырьСпас Истинная ЛозаПреподобный Иоанн Кассиан РимлянинСвятой мученик Конон ГрадарьО тебе радуется...


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Жизнеописание

Существует несколько примерно равнозначных гипотез о том, где родился Кассиан. Его собственное описание родины как лесной и холмистой страны, в которой много еретических верований и совсем нет монастырей, даёт почву для теорий о его рождении в Галлии (примерно современной Франции) или на Балканах. Имя Иоанн святой получил при крещении, а вот Кассианом его называет ряд церковных авторов, возможно, это второе или родовое имя. Римлянином святого Иоанна Кассиана прозвали православные авторы, подчёркивая его статус латинского, а не греческого автора, но, возможно, в этом отразился и факт жизни Иоанна Кассиана в Риме, хотя путешествовал святой практически по всей ойкумене своего времени.

Иоанн Кассиан родился в период 350-360 гг. в обеспеченной семье. Дату рождения исследователи устанавливают, исходя из общей оценки жизни, проводя обратную реконструкцию от известной даты смерти. С учётом воспитания в христианской вере, можно сделать вывод, что родители Иоанна были христианами. Мальчик получил хорошее домашнее образование, занимаясь языками (как минимум латынью и греческим, помимо вероятного родного) и литературой.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. XVIII век
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Фрагмент иконы. 2-я пол. XVIII в.
(Церковь во имя св. Отцов семи Вселенских Соборов
в Даниловском мон-ре, Москва)


В 378 году в сражении при Адрианополе (современная Эдирна, северо-запад европейской части Турции) римский император Валент потерпел сокрушительное поражение от готов под предводительством Фритигерна. Валент бежал с поля битвы, и многие исследователи полагают, что это бегство знаменовало собой начало заката Римской империи. Как молодой человек призывного возраста Кассиан мог принимать участие в этой битве, что и географически согласуется с его дальнейшим путешествием. Но если Кассиан и не участвовал в сражении, слухи о кровопролитии разнеслись по всем уголкам империи и породили упаднические настроения.

В 380 г. Иоанн Кассиан отправился в Святую землю. Сопровождал его друг и духовный брат Герман. Логично предположить, что Иоанну было не меньше двадцати лет, но вряд ли больше тридцати. Вместе с Германом Иоанн поступил в Вифлеемскую обитель и начал набираться опыта в монашеской жизни. Через некоторое время оба монаха отправились в Египет для знакомства с устройством других монастырей.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


Важно отметить, что в 381 году константинопольским архиепископом (сан патриарха учреждён только в 451 году, хотя в православной литературе всех архиепископов часто называют патриархами) стал Григорий Богослов, но в ходе споров с другими претендентами он предпочёл оставить кафедру и удалиться. Патриархом по выбору императора Феодосия I стал Нектарий (некрещённый на момент избрания). Пример Григория Богослова, отказавшегося от власти ради мира и сохранения своего личного достоинства, подтолкнул многих мыслителей к обсуждению вопросов духовного выбора. С другой стороны, период патриаршества Нектария стал временем развития конфликтов между различными направлениями христианства, и молодёжь искала спокойствия и мира в уединении, но принципы устройства этого уединения оставались часто стихийными и невнятными.

Путешествие Иоанна Кассиана по Египту продолжалось семь лет. За это время Иоанн и Герман посетили монастырь настоятеля Пануфия, пустыню Скит, а также, предположительно, ряд христианских общин, живущих по монастырским или похожим укладам. Ненадолго вернувшись в Вифлеем в конце 380-х гг. (по всей видимости, для обмена информацией и установления связей между монастырями), монахи вновь отправились в Египет, однако вскоре были изгнаны вместе с другими христианскими подвижниками.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


В последнее десятилетие IV века прибежищем изнанников стал Константинополь, где при участии патриарха Герман стал клириком, а Иоанн Кассиан был посвящён в сан диакона. Иоанн с сомнением относился к принятию сана, полагая, что звание диакона накладывает ответственность, отвлекающую его от размышлений и творчества. В Константинополе Иоанн Кассиан лично познакомился с Иоанном Златоустом, и нет сомнений, что беседы двух христианских ораторов и мыслителей носили живой и энергичный характер. Иоанн Кассиан в своих сочинениях подчёркивал и личную добродетель, и яркий талант Иоанна Златоуста, равно как и Златоуст высоко оценивал логику и мастерство Кассиана.

В 397 году Иоанн Златоуст стал архиепископом Константинополя. Просветительская и подвижническая деятельность Иоанна Златоуста способствовала развитию христианства, но и затронула церковные круги, близкие к императорской власти. Конфликт Иоанна Златоуста с императрицей Евдокией привёл к изгнанию Златоуста из Константинополя в 404 году.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


Ссылка патриарха привела к новому путешествию Иоанна Кассиана. В 405 году он отправился в Рим, к императору Флавию Аркадию и римскому папе Иннокентию I c доказательствами невиновности патриарха. Заступничество Иннокентия I не имело успеха, его посланники не были допущены в Константинополь. В 407 году Иоанн Златоуст умер в изнурительном переходе к новому месту ссылки. А Иоанн Кассиан задержался в Риме. Он стал пресвитером, советником епископа, написал ряд знаковых богословских трактатов, в том числе и полемизирующих с трактовками Нектария.

В 410 году Рим был разграблен готами, духовная жизнь пришла в упадок. Вскоре после падения города или, возможно, только через несколько лет Иоанн Кассиан отправился в Галлию, где в окрестностях города Массилия (современный Марсель) основал два монастыря - женский и мужской.
Мужской монастырь расположился на месте гибели христианского мученика Виктора Массилийского, римского солдата, казнённого начале IV века в эпоху правления императора Максимилиана Геркулия.
В женскую обитель ушла сестра Иоанна Кассиана, на основе чего некоторые исследователи делают вывод, что, возможно, окрестности Марселя были родиной святого, он вернулся к семье. Монастыри по образцу восточных обителей, созданные Иоанном Кассаном, были первыми подобными монастырями в Галлии, да и во всей Европе, и именно из этих обителей начало распространяться монастырское движение, оказавшее серьёзное влияние на уклады католических орденов и представления о женском монашестве.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


В относительном спокойствии забот о монастырях при одобрении римского папы Целестина I Иоанн Кассиан занялся активным литературным трудом. В 410-420-х гг. он написал 12 книг «О постановлениях киновий» (киновия - монастырь, устроенный по принципу общежительства), 10 бесед с пустынными отцами, 14 бесед подвижничества подвижничества православного Востока.
Книги Иоанна Кассиана затрагивали множество вопросов как богословской направленности, так и организационного устройства монастырей.

Одной из заметных проблем богословия V века стало противостояние блаженного Августина и британского монаха Пеларгия в вопросе свободы воли человека. Августин считал, что человек не способен спастись собственными силами, а благодать даруется по непостижимой воле Бога. Пеларгий полагал, что человек обладает свободной волей и может делать выбор без помощи Бога.
Иоанн Кассиан занял равновесную позицию между этими крайностями, указав, что для спасения души необходимы и помощь свыше, и выбор самого человека. В результате сторонники Августина записали преподобного в полупелагианцы, а пелагианцы подвергли суждения Иоанна Кассиана резкой критике, сочтя его августианцем.
(Пелагианство было осуждено как ересь, но спор по-прежнему актуален.)

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


Мудрость и просвещённость Иоанна Кассиана привлекали к нему людей со всей Галлии и из других стран Европы. Преподобный охотно делился объяснениями об устройстве монастырей и помогал добрыми советами всем ищущим помощи. Его авторитетность навлекала на него некоторое недовольство церковных властей, однако он отказывался от провокационных вызовов к словесным дуэлям, мудро и по опыту опасаясь, что оппоненты от слов перейдут к силовым решениям, от которых пострадает не только он сам.

В 430 году Целестин I собрал в Риме Третий церковный собор, на котором была осуждена доктрина архиепископа Нестория. Иоанн Кассиан откликнулся на это событие и написал свой последний труд «О воплощении Господа», в котором обобщил трактовки западных и восточных мыслителей, опровергающие постулаты Нестория.
Конфликт архиепископа константинопольского Нестория и архиепископа александрийского Кирилла развился не столько из богословских споров, сколько из амбиций и непримиримости обоих иерархов. Не углубляясь в богословские тонкости доктрин, отметим, что Иоанну Кассиану Римлянину на тот момент было уже за семьдесят, если не за восемьдесят лет. Для V века это удивительный пример долгожительства и сохранения мыслительных способностей на высоком уровне.
Иоанн Кассиан скончался в 435 году.

Первые указания на почитание преподобного Иоанна Кассиана в греческих монастырях Палестины относятся к первой половине XI века. Разумно предположить, то почитание сложилось ещё в пятом-шестом веках, но носило узкий характер знания и уважения внутри монастырских кругов. В конце XII века Иоанн Кассиан почитался в Константинополе, а в XIII–XIV веках его упоминают среди других почитаемых святых источники и в южнославянских землях. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 году.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


Литературное наследие

До нынешнего времени дошли три книги преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

1. «О постановлениях киновитян». Энциклопедия и обширные сведения об организации монашеской жизни, учитывающие бесценный опыт автора, лично изучившего обители всех видов, какие только существовали на тот исторический момент. Книга актуальна по сию пору, написана ясным и понятным языком, хорошо структурирована и интересна не только как духовный труд, но и как памятник мировой литературы.

2. «Собеседования египетских отцов». Книга написана в форме беседы и посвящена различным аспектам духовной жизни. В современном контексте интересно читать о методах внутренней борьбы с грехами и сомнениями, а также о способах самомотивации на такую борьбу.

3. «О воплощении Христа против Нестория». Полемический труд, написанный в последние годы жизни преподобного. Критики часто указывают на догматические и стилистические недостатки этой книги, но следует учитывать возраст автора и общий кризис недопонимания терминов и понятий, сложившийся к Третьему вселенскому собору.

Есть предположения, что некоторые из известных текстов авторов следующих столетий представляют собой заимствования или рерайты из книг Кассиана, но это предмет полемики филологов и богословов. Несомненно, что широко известные ещё при жизни автора книги Иоанна Кассиана оказали влияние на последующие богословские и литературные труды не только V века, но и последующих столетий.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


Иконография

Существование изображений Иоанна Кассиана в православных монастырях известно с XIII века. В иконах XVIII-XIX века, воспринявших древние традиции, святой предстаёт в образе старца с длинной седой бородой, как правило, в монашеском одеянии, со свитком или книгой в руках. Общее настроение образа - мудрость и спокойствие. Иоанн Кассиан предстаёт учителем, но в нём не прослеживается ни суровости решительного наставничества, ни отрешённой замкнутости отшельника.

Иоанн Кассиан - мыслитель и писатель с немалым и непростым жизненным опытом, в его образ вкладывается идея интеллектуальной веры, (которую так сложно принять сегодня). Почитание Иоанна Кассиана в настоящее время характерно для монашеского круга и для священничества, в той среде, где значение трудов святого оценивается с позиций знания и понимания.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. XIX век
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Икона. XIX в.


Особенности почитания

О чём молиться святому Иоанну Кассиану Римлянину

Да не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную.
Помощи Иоанна Кассиана ищут в случае чрезмерного увлечения какими-либо страстями, соблазнами. Игровые, вкусовые, житейские пристрастия, обретающие характер мании, могут быть преодолены, если следовать вере и черпать в ней силы.

Просветит омрачение ума нашего.
Иоанн Кассиан Римлянин - помощник в обретении знаний. Чтение, размышление, созерцание - путь христианина, осознающего силу веры и укрепляющего свою приверженность идеям христианства через познание.

Укрепит в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения.
Одним из характерных кризисов личности в двадцать первом веке является инфантильность - отсутствие самоконтроля и отказ от ответственности за свои мысли и поступки. Преодоление собственных слабостей возможно при последовательном развитии волевых качеств и самосознания, в чём христианская вера может быть сильным помощником.

(Это покажется смешным, но автор этого обзора видела в провинциальной церковной лавке табличку, на которой утверждалось, что «икона Касьяна Римского помогает для похудания». Но действительно помогает, если благодаря образу верующие христиане перестают увлекаться обжорством. )

Иоанну Кассиану Римлянину также молятся как защитнику от несчастных случаев, но это связано не с благочестивой жизнью и литературной деятельностью святого, а с народным суеверием.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


Суеверия

В простонародном почитании образ Кассиана Римлянина смешался с языческим образом Кащея (хотя обычно в православной литературе эту взаимосвязь, обусловленную временем года и фонетической схожестью имён, попросту замалчивают). Ритуалы «проводов» Кащея, а вместе с ним старого года, приходились на конец зимы, и последние февральские дни были наполнены приметами и обережными действиями. Часть этих бытовых и обрядовых традиций перешла на христианского святого. В деревенских предрассудках Касьянову дню приписывали негативные свойства, а самого святого и боялись, и старались задобрить.

Народная мифология связала Касьяна и с календарными неурядицами. Реального понимания, почему наш календарь отстаёт от западного, у простого люда не было, а смутно услышанные сведения, что это как-то связано с високосными годами, лишь усиливали подозрительность по отношению к загадочному иностранному святому.

В нынешней городской мифологии Касьяну молятся, чтобы не случалось внезапных катастроф, как природного, так и техногенного плана. Однако иконы Кассиана Римлянина сравнительно редко встречаются в приходских храмах. А даже если и присутствуют, то среди второстепенных святых и подвижников.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.


Значение

1. Иоанн Кассиан сформулировал, систематизировал и обобщил представления об устройстве монастыря, разумном аскетизме и понимании божественного через созерцание, веру и внутреннюю работу над собой. Святитель считается основоположником западного монашества. А для историков труды Иоанна Кассиана Римлянина - источник сведений об укладах жизни в египетских, византийских и европейских общинах IV-V веков.

2. Иоанн Кассиан рассмотрел широкий круг богословских вопросов, в частности, его взгляды на свободный выбор во спасение души были развиты рядом последователей, а затем и средневековыми авторами. Ряд логических и богословских построений Иоанна Кассиана внесли свой вклад в формирование христианского учения. Иоанн Кассиан - автор размышлений о смертных грехах, ставших основой для дальнейшего обсуждения.

3. Иоанн Кассиан - подвижник и просветитель как западной, так и восточной ветвей христианства. Иоанн Кассиан - мыслитель, причастный и Константинополю, и Риму, а также христианский писатель, прямо общавшийся с вселенскими учителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.
Однако католическая церковь не канонизировала Иоанна Кассиана, он почитается как местный марсельский святой.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Начало XIX века
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Икона. Ок. 1800 г.


В православной традиции день почитания святого - 28 или 29 февраля в високосные годы (13 марта по новому стилю, что в светском формате обычно не соблюдается).


Татьяна Селянинова, 2019, специально для сайта Иконовед
Связаться с автором можно по нашей электронной почте iconsnab@yandex.ru
Изображения икон собраны с разных интернет-ресурсов, если вы полагаете, что размещение картинки нарушает ваши авторские права, напишите нам.


Источники:
Иоанн Кассиан Римлянин. Православная энциклопедия
Иоанн Кассиан Римлянин. Официальный сайт Московского Патриархата
Иоанн Кассиан Римлянин. Православный Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине
Иоанн Кассиан Римлянин. Храм Святителя Николая Мирликийского в Сабурово




Читайте далее: Святой мученик Конон Градарь

 → Главная   → Сюжеты икон   → Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика