История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
Сюжеты иконДобрый ПастырьСпас Истинная ЛозаПреподобный Иоанн Кассиан РимлянинСвятой мученик Конон ГрадарьО тебе радуется... | Преподобный Иоанн Кассиан РимлянинЖизнеописаниеСуществует несколько примерно равнозначных гипотез о том, где родился Кассиан. Его собственное описание родины как лесной и холмистой страны, в которой много еретических верований и совсем нет монастырей, даёт почву для теорий о его рождении в Галлии (примерно современной Франции) или на Балканах. Имя Иоанн святой получил при крещении, а вот Кассианом его называет ряд церковных авторов, возможно, это второе или родовое имя. Римлянином святого Иоанна Кассиана прозвали православные авторы, подчёркивая его статус латинского, а не греческого автора, но, возможно, в этом отразился и факт жизни Иоанна Кассиана в Риме, хотя путешествовал святой практически по всей ойкумене своего времени. Иоанн Кассиан родился в период 350-360 гг. в обеспеченной семье. Дату рождения исследователи устанавливают, исходя из общей оценки жизни, проводя обратную реконструкцию от известной даты смерти. С учётом воспитания в христианской вере, можно сделать вывод, что родители Иоанна были христианами. Мальчик получил хорошее домашнее образование, занимаясь языками (как минимум латынью и греческим, помимо вероятного родного) и литературой.
В 378 году в сражении при Адрианополе (современная Эдирна, северо-запад европейской части Турции) римский император Валент потерпел сокрушительное поражение от готов под предводительством Фритигерна. Валент бежал с поля битвы, и многие исследователи полагают, что это бегство знаменовало собой начало заката Римской империи. Как молодой человек призывного возраста Кассиан мог принимать участие в этой битве, что и географически согласуется с его дальнейшим путешествием. Но если Кассиан и не участвовал в сражении, слухи о кровопролитии разнеслись по всем уголкам империи и породили упаднические настроения. В 380 г. Иоанн Кассиан отправился в Святую землю. Сопровождал его друг и духовный брат Герман. Логично предположить, что Иоанну было не меньше двадцати лет, но вряд ли больше тридцати. Вместе с Германом Иоанн поступил в Вифлеемскую обитель и начал набираться опыта в монашеской жизни. Через некоторое время оба монаха отправились в Египет для знакомства с устройством других монастырей.
Важно отметить, что в 381 году константинопольским архиепископом (сан патриарха учреждён только в 451 году, хотя в православной литературе всех архиепископов часто называют патриархами) стал Григорий Богослов, но в ходе споров с другими претендентами он предпочёл оставить кафедру и удалиться. Патриархом по выбору императора Феодосия I стал Нектарий (некрещённый на момент избрания). Пример Григория Богослова, отказавшегося от власти ради мира и сохранения своего личного достоинства, подтолкнул многих мыслителей к обсуждению вопросов духовного выбора. С другой стороны, период патриаршества Нектария стал временем развития конфликтов между различными направлениями христианства, и молодёжь искала спокойствия и мира в уединении, но принципы устройства этого уединения оставались часто стихийными и невнятными. Путешествие Иоанна Кассиана по Египту продолжалось семь лет. За это время Иоанн и Герман посетили монастырь настоятеля Пануфия, пустыню Скит, а также, предположительно, ряд христианских общин, живущих по монастырским или похожим укладам. Ненадолго вернувшись в Вифлеем в конце 380-х гг. (по всей видимости, для обмена информацией и установления связей между монастырями), монахи вновь отправились в Египет, однако вскоре были изгнаны вместе с другими христианскими подвижниками.
В последнее десятилетие IV века прибежищем изнанников стал Константинополь, где при участии патриарха Герман стал клириком, а Иоанн Кассиан был посвящён в сан диакона. Иоанн с сомнением относился к принятию сана, полагая, что звание диакона накладывает ответственность, отвлекающую его от размышлений и творчества. В Константинополе Иоанн Кассиан лично познакомился с Иоанном Златоустом, и нет сомнений, что беседы двух христианских ораторов и мыслителей носили живой и энергичный характер. Иоанн Кассиан в своих сочинениях подчёркивал и личную добродетель, и яркий талант Иоанна Златоуста, равно как и Златоуст высоко оценивал логику и мастерство Кассиана. В 397 году Иоанн Златоуст стал архиепископом Константинополя. Просветительская и подвижническая деятельность Иоанна Златоуста способствовала развитию христианства, но и затронула церковные круги, близкие к императорской власти. Конфликт Иоанна Златоуста с императрицей Евдокией привёл к изгнанию Златоуста из Константинополя в 404 году.
Ссылка патриарха привела к новому путешествию Иоанна Кассиана. В 405 году он отправился в Рим, к императору Флавию Аркадию и римскому папе Иннокентию I c доказательствами невиновности патриарха. Заступничество Иннокентия I не имело успеха, его посланники не были допущены в Константинополь. В 407 году Иоанн Златоуст умер в изнурительном переходе к новому месту ссылки. А Иоанн Кассиан задержался в Риме. Он стал пресвитером, советником епископа, написал ряд знаковых богословских трактатов, в том числе и полемизирующих с трактовками Нектария.
В 410 году Рим был разграблен готами, духовная жизнь пришла в упадок. Вскоре после падения города или, возможно, только через несколько лет Иоанн Кассиан отправился в Галлию, где в окрестностях города Массилия (современный Марсель) основал два монастыря - женский и мужской.
В относительном спокойствии забот о монастырях при одобрении римского папы Целестина I Иоанн Кассиан занялся активным литературным трудом. В 410-420-х гг. он написал 12 книг «О постановлениях киновий» (киновия - монастырь, устроенный по принципу общежительства), 10 бесед с пустынными отцами, 14 бесед подвижничества подвижничества православного Востока.
Одной из заметных проблем богословия V века стало противостояние блаженного Августина и
британского монаха Пеларгия в вопросе свободы воли человека. Августин считал, что человек не способен спастись собственными силами, а благодать даруется по непостижимой воле Бога. Пеларгий полагал, что человек обладает свободной волей и может делать выбор без помощи Бога.
Мудрость и просвещённость Иоанна Кассиана привлекали к нему людей со всей Галлии и из других стран Европы. Преподобный охотно делился объяснениями об устройстве монастырей и помогал добрыми советами всем ищущим помощи. Его авторитетность навлекала на него некоторое недовольство церковных властей, однако он отказывался от провокационных вызовов к словесным дуэлям, мудро и по опыту опасаясь, что оппоненты от слов перейдут к силовым решениям, от которых пострадает не только он сам.
В 430 году Целестин I собрал в Риме Третий церковный собор, на котором была осуждена доктрина архиепископа Нестория. Иоанн Кассиан откликнулся на это событие и написал свой последний труд «О воплощении Господа», в котором обобщил трактовки западных и восточных мыслителей, опровергающие постулаты Нестория. Первые указания на почитание преподобного Иоанна Кассиана в греческих монастырях Палестины относятся к первой половине XI века. Разумно предположить, то почитание сложилось ещё в пятом-шестом веках, но носило узкий характер знания и уважения внутри монастырских кругов. В конце XII века Иоанн Кассиан почитался в Константинополе, а в XIII–XIV веках его упоминают среди других почитаемых святых источники и в южнославянских землях. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 году.
Литературное наследиеДо нынешнего времени дошли три книги преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. 1. «О постановлениях киновитян». Энциклопедия и обширные сведения об организации монашеской жизни, учитывающие бесценный опыт автора, лично изучившего обители всех видов, какие только существовали на тот исторический момент. Книга актуальна по сию пору, написана ясным и понятным языком, хорошо структурирована и интересна не только как духовный труд, но и как памятник мировой литературы. 2. «Собеседования египетских отцов». Книга написана в форме беседы и посвящена различным аспектам духовной жизни. В современном контексте интересно читать о методах внутренней борьбы с грехами и сомнениями, а также о способах самомотивации на такую борьбу. 3. «О воплощении Христа против Нестория». Полемический труд, написанный в последние годы жизни преподобного. Критики часто указывают на догматические и стилистические недостатки этой книги, но следует учитывать возраст автора и общий кризис недопонимания терминов и понятий, сложившийся к Третьему вселенскому собору. Есть предположения, что некоторые из известных текстов авторов следующих столетий представляют собой заимствования или рерайты из книг Кассиана, но это предмет полемики филологов и богословов. Несомненно, что широко известные ещё при жизни автора книги Иоанна Кассиана оказали влияние на последующие богословские и литературные труды не только V века, но и последующих столетий.
ИконографияСуществование изображений Иоанна Кассиана в православных монастырях известно с XIII века. В иконах XVIII-XIX века, воспринявших древние традиции, святой предстаёт в образе старца с длинной седой бородой, как правило, в монашеском одеянии, со свитком или книгой в руках. Общее настроение образа - мудрость и спокойствие. Иоанн Кассиан предстаёт учителем, но в нём не прослеживается ни суровости решительного наставничества, ни отрешённой замкнутости отшельника. Иоанн Кассиан - мыслитель и писатель с немалым и непростым жизненным опытом, в его образ вкладывается идея интеллектуальной веры, (которую так сложно принять сегодня). Почитание Иоанна Кассиана в настоящее время характерно для монашеского круга и для священничества, в той среде, где значение трудов святого оценивается с позиций знания и понимания.
Особенности почитанияО чём молиться святому Иоанну Кассиану РимлянинуДа не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную. Просветит омрачение ума нашего. Укрепит в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения. (Это покажется смешным, но автор этого обзора видела в провинциальной церковной лавке табличку, на которой утверждалось, что «икона Касьяна Римского помогает для похудания». Но действительно помогает, если благодаря образу верующие христиане перестают увлекаться обжорством. ) Иоанну Кассиану Римлянину также молятся как защитнику от несчастных случаев, но это связано не с благочестивой жизнью и литературной деятельностью святого, а с народным суеверием.
СуеверияВ простонародном почитании образ Кассиана Римлянина смешался с языческим образом Кащея (хотя обычно в православной литературе эту взаимосвязь, обусловленную временем года и фонетической схожестью имён, попросту замалчивают). Ритуалы «проводов» Кащея, а вместе с ним старого года, приходились на конец зимы, и последние февральские дни были наполнены приметами и обережными действиями. Часть этих бытовых и обрядовых традиций перешла на христианского святого. В деревенских предрассудках Касьянову дню приписывали негативные свойства, а самого святого и боялись, и старались задобрить. Народная мифология связала Касьяна и с календарными неурядицами. Реального понимания, почему наш календарь отстаёт от западного, у простого люда не было, а смутно услышанные сведения, что это как-то связано с високосными годами, лишь усиливали подозрительность по отношению к загадочному иностранному святому. В нынешней городской мифологии Касьяну молятся, чтобы не случалось внезапных катастроф, как природного, так и техногенного плана. Однако иконы Кассиана Римлянина сравнительно редко встречаются в приходских храмах. А даже если и присутствуют, то среди второстепенных святых и подвижников.
Значение1. Иоанн Кассиан сформулировал, систематизировал и обобщил представления об устройстве монастыря, разумном аскетизме и понимании божественного через созерцание, веру и внутреннюю работу над собой. Святитель считается основоположником западного монашества. А для историков труды Иоанна Кассиана Римлянина - источник сведений об укладах жизни в египетских, византийских и европейских общинах IV-V веков. 2. Иоанн Кассиан рассмотрел широкий круг богословских вопросов, в частности, его взгляды на свободный выбор во спасение души были развиты рядом последователей, а затем и средневековыми авторами. Ряд логических и богословских построений Иоанна Кассиана внесли свой вклад в формирование христианского учения. Иоанн Кассиан - автор размышлений о смертных грехах, ставших основой для дальнейшего обсуждения.
3. Иоанн Кассиан - подвижник и просветитель как западной, так и восточной ветвей христианства.
Иоанн Кассиан - мыслитель, причастный и Константинополю, и Риму, а также христианский писатель, прямо общавшийся с вселенскими учителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.
В православной традиции день почитания святого - 28 или 29 февраля в високосные годы (13 марта по новому стилю, что в светском формате обычно не соблюдается). Татьяна Селянинова, 2019, специально для сайта Иконовед
Источники: Читайте далее: Святой мученик Конон Градарь
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |