Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

Сюжеты иконДобрый ПастырьСпас Истинная ЛозаПреподобный Иоанн Кассиан РимлянинСвятой мученик Конон ГрадарьО тебе радуется...


Спас Истинная Лоза

Общепринятые названия иконографического образа: «Спас Истинная Лоза», «Спас Виноградная Лоза», «Христос Виноградарь». Также встречаются названия: «Спас Лоза», «Виноградный Спас», «Виноградный Христос».

1. Виноград в древности. Значение и символика

Среди историков не прекращаются споры, какие растения стали первыми спутниками человека в осёдлой жизни: корнеплоды, злаковые, овощи. Однако жители Средиземноморья не сомневаются - первым культурным растением является виноградная лоза. С древнейших времён тёплый климат и особенности почв ряда средиземноморских регионов обеспечивали оптимальные условия для выращивания винограда, а возможность собирать урожай с одного виноградника годами давала определённую стабильность осёдлым земледельцам, для которых вино являлось и продуктом питания, и фактором выживания.

Древнеегипетские папирусы донесли до нас несколько легенд о виноградной лозе, из которой изготавливали целебный напиток. Виноградная лоза с гроздьями присутствует в росписях и резных каменных изображениях гробниц как высшей знати и жрецов, так и средних сословий.

Сбор винограда
Сбор винограда. Древнеегипетская фреска


Виноградная лоза, виноградные ягоды и вино занимают важное место в культуре и искусстве античности. Венки из листьев, чаши, приподнятые в дружеских тостах, орнаменты из переплетающейся лозы – виноградные мотивы пронизывают дошедшие до нас памятники архитектуры и искусства. Древнегреческий, а затем и древнеримский пантеон включали в себя богов, так или иначе связанных с вином и виноделием – Диониса, Вакха, Бахуса. Ни один другой продукт не удостоился отдельных божественных покровителей.

Сбор винограда. Античная мозаика
Сбор винограда. Античная мозаика


Важность вина для древних цивилизаций зиждилась не только на приятном вкусе и пьянящем воздействии вина, вино обрело сакральный смысл, став обязательным напитком во время празднеств, своего рода проводником в мир иллюзий и веселья. Вино символизировало радость жизни и благополучие.

С другой стороны, вино являлось символом мудрости. Человек, умеющий остановиться в употреблении манящего напитка, обладал в глазах древних внутренней силой, достойной уважения. Да и неадекватное поведение в состоянии опьянения приписывалось божественным силам, которые овладевали человеком. Знаменитое латинское изречение «In vino veritas» – «Истина в вине» – и сегодня является одним из часто цитируемых афоризмов.

Красное вино также символизировало кровь. Замена кровавых ритуалов, требовавших человеческих жертвоприношений, мистериями, в которых вместо крови использовалось вино, стало шагом в развитии гуманистической философии, предопределившей появление и развитие античной цивилизации.

2. Виноградная лоза в иудаизме.

Тора и различные древне-иудейские источники упоминают о виноградной лозе довольно часто. Виноград занимал настолько важное место в жизни древних иудеев, что Бога называли «тружеником земли» и «виноградарем», возделывающим весь Израиль как один виноградник.

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9)

В иудейских источниках есть толкования, соотносящие виноградную лозу как с древом жизни, так и с древом познания добра и зла. В определённой мере сопоставление виноградной лозы с древом познания отвечает античным представлениям о мудрости, заключённой в вине. К тому же вино и по сию пору сопровождает свидания и уединения мужчин и женщин, тянущимся к познанию друг друга.

В то же время виноградная лоза являлась несомненным и очевидным древом жизни для обитателей древней Палестины. В некоторых случаях в Торе и Талмуде упоминаются вполне конкретные сельскохозяйственные рекомендации по возделыванию виноградников. Большинство других культур удостоились в лучшем случае упоминания.

Согласно текстам Мишны золотая виноградная лоза увивала вход в храм Ирода, сверкая листьями и кистями винограда. Эта лоза служила символом всего Израиля. В то же время отступники от веры сравнивались с диким виноградом, производящим ядовитые ягоды.

3. Виноградная лоза в христианстве

Мистическое отношение к виноградной лозе было унаследовано и воспринято христианством. Виноградная лоза и виноградарство неоднократно упоминаются в Новом Завете, в том числе в самых возвышенных аспектах и прежде всего в качестве метафорической параллели между Богом и виноградарем, Христом и виноградной лозой, духовными свершениями и виноградными плодами.

"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." (Иоанн 15:1-5)

Добрый пастырь и ангелы, собирающие виноград.
Добрый пастырь и ангелы, собирающие виноград. Мраморный рельеф. IV в.


Вино играет важнейшую роль в одном из самых значимых христианских ритуалов. На последней встрече Иисуса Христа с учениками – Тайная вечеря – хлеб и вино были благословлены Спасителем и поданы апостолам со словами «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя» (Матфей 26, 26-28). Христос также высказал пожелание: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Таким образом, было установлено одно из важных христианских таинств – Евхаристия, таинство причастия. Специально приготовленные хлеб и вино благословляются и становятся телом и кровью Христа. Причастившись, христиане соединяются с бессмертным Богом и спасают свои души.

Помимо этих наиболее существенных ролей, вино и виноградная лоза многократно упоминаются в текстах Нового Завета и в символическом значении, и в повседневном контексте : то ослика привязывают к лозе, то за лозой укрываются от солнца, то какие-либо персонажи обсуждают вопросы раздела и наследования виноградников.

4. Спас Истинная Лоза – иконография и варианты образа

Самые ранние известные иконы с изображением Христа в образе Спаса Виноградная Лоза относятся к XV веку. Однако, по всей видимости, иконографическая традиция намного древнее. Иисус Христос в образе Пантократора (Вседержителя) изображается увитым виноградной лозой. На ответвлениях размещаются изображения Богородицы и Иоанна Предтечи, апостолов. В греческом варианте икона подписывается «αμπελος» (произносится ампелос) - «виноградная лоза».

C XVII века известен образ, на котором лоза прорастает из Спасителя, а одну из поспевших гроздей винограда Иисус Христос держит в руке, выжимая сок в чашу. Подпись гласит: «Пийте от нея вси...», прямо указывая на таинство причастия.

Лоза истинная


Лоза истинная


К этим образам близка по смысловому значению икона Распятие – Процветший Крест. На ней изображается сцена Распятия с крестом, увитым виноградной лозой.

Распятие Процветший Крест
Распятие Процветший Крест.


Следует также упомянуть и одну из традиционных форм нательного крестика – «Распятие Виноградная Лоза». Витиеватый орнамент вокруг креста – проросший из дерева виноград.

Распятие Виноградная Лоза - нательный крест
Распятие Виноградная Лоза - нательный крест.


5. Символика образа Спаса Истинная Лоза.

Символика образов Спаса Истинная Лоза весьма многогранна. Прежде всего, виноградная лоза, обвивающая Христа-Вседержителя, символизирует собой мир. Возделанный виноградник с созревающими гроздьями воплощает в себе надежды на лучшее, а плоды, которые подразумеваются на виноградной лозе – это добродетели, это единство всех духовных ценностей, торжествующих над грехами и заблуждениями.

Спас Истинная Лоза
Спас Истинная Лоза


Виноградная лоза со всеми веточками и плодами обозначает и всех христиан, всё сообщество учеников Христа. Христос – центральная лоза, питающая верой, надеждой и любовью сердца всех следующих за ним. А созревание винограда – духовное плодородие, стремление к совершенству мыслей и поступков. В некоторых толкованиях находит своё отражение и процесс обрезки винограда – только истинные христиане приносят плоды добродетели, остальные должны быть отсечены.

Спас Истинная Лоза
Спас Истинная Лоза


Как мир является виноградником для Господа-виноградаря, так и душа каждого человека является символическим виноградником, и по отношению к себе истинный христианин должен стать строгим виноградарем, культивируя духовные плоды, и отсекая плохие ветви, не дающие добрых плодов.

И, конечно же, прорастающая из тела Спасителя виноградная лоза, как и лоза, обвивающая Крест, символизирует Воскрешение, торжество жизни над смертью.


Т. Селянинова, 2015, специально для сайта Иконовед,
в содружестве с информационным ресурсом Винные традиции




Читайте далее: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

 → Главная   → Сюжеты икон   → Спас Истинная Лоза  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика