Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Сюжеты иконДобрый ПастырьСпас Истинная ЛозаСвятой мученик Конон Градарь


Спас Истинная Лоза

Общепринятые названия иконографического образа: «Спас Истинная Лоза», «Спас Виноградная Лоза», «Христос Виноградарь». Также встречаются названия: «Спас Лоза», «Виноградный Спас», «Виноградный Христос».

1. Виноград в древности. Значение и символика

Среди историков не прекращаются споры, какие растения стали первыми спутниками человека в осёдлой жизни: корнеплоды, злаковые, овощи. Однако жители Средиземноморья не сомневаются - первым культурным растением является виноградная лоза. С древнейших времён тёплый климат и особенности почв ряда средиземноморских регионов обеспечивали оптимальные условия для выращивания винограда, а возможность собирать урожай с одного виноградника годами давала определённую стабильность осёдлым земледельцам, для которых вино являлось и продуктом питания, и фактором выживания.

Древнеегипетские папирусы донесли до нас несколько легенд о виноградной лозе, из которой изготавливали целебный напиток. Виноградная лоза с гроздьями присутствует в росписях и резных каменных изображениях гробниц как высшей знати и жрецов, так и средних сословий.

Сбор винограда
Сбор винограда. Древнеегипетская фреска


Виноградная лоза, виноградные ягоды и вино занимают важное место в культуре и искусстве античности. Венки из листьев, чаши, приподнятые в дружеских тостах, орнаменты из переплетающейся лозы – виноградные мотивы пронизывают дошедшие до нас памятники архитектуры и искусства. Древнегреческий, а затем и древнеримский пантеон включали в себя богов, так или иначе связанных с вином и виноделием – Диониса, Вакха, Бахуса. Ни один другой продукт не удостоился отдельных божественных покровителей.

Сбор винограда. Античная мозаика
Сбор винограда. Античная мозаика


Важность вина для древних цивилизаций зиждилась не только на приятном вкусе и пьянящем воздействии вина, вино обрело сакральный смысл, став обязательным напитком во время празднеств, своего рода проводником в мир иллюзий и веселья. Вино символизировало радость жизни и благополучие.

С другой стороны, вино являлось символом мудрости. Человек, умеющий остановиться в употреблении манящего напитка, обладал в глазах древних внутренней силой, достойной уважения. Да и неадекватное поведение в состоянии опьянения приписывалось божественным силам, которые овладевали человеком. Знаменитое латинское изречение «In vino veritas» – «Истина в вине» – и сегодня является одним из часто цитируемых афоризмов.

Красное вино также символизировало кровь. Замена кровавых ритуалов, требовавших человеческих жертвоприношений, мистериями, в которых вместо крови использовалось вино, стало шагом в развитии гуманистической философии, предопределившей появление и развитие античной цивилизации.

2. Виноградная лоза в иудаизме.

Тора и различные древне-иудейские источники упоминают о виноградной лозе довольно часто. Виноград занимал настолько важное место в жизни древних иудеев, что Бога называли «тружеником земли» и «виноградарем», возделывающим весь Израиль как один виноградник.

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9)

В иудейских источниках есть толкования, соотносящие виноградную лозу как с древом жизни, так и с древом познания добра и зла. В определённой мере сопоставление виноградной лозы с древом познания отвечает античным представлениям о мудрости, заключённой в вине. К тому же вино и по сию пору сопровождает свидания и уединения мужчин и женщин, тянущимся к познанию друг друга.

В то же время виноградная лоза являлась несомненным и очевидным древом жизни для обитателей древней Палестины. В некоторых случаях в Торе и Талмуде упоминаются вполне конкретные сельскохозяйственные рекомендации по возделыванию виноградников. Большинство других культур удостоились в лучшем случае упоминания.

Согласно текстам Мишны золотая виноградная лоза увивала вход в храм Ирода, сверкая листьями и кистями винограда. Эта лоза служила символом всего Израиля. В то же время отступники от веры сравнивались с диким виноградом, производящим ядовитые ягоды.

3. Виноградная лоза в христианстве

Мистическое отношение к виноградной лозе было унаследовано и воспринято христианством. Виноградная лоза и виноградарство неоднократно упоминаются в Новом Завете, в том числе в самых возвышенных аспектах и прежде всего в качестве метафорической параллели между Богом и виноградарем, Христом и виноградной лозой, духовными свершениями и виноградными плодами.

"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." (Иоанн 15:1-5)

Добрый пастырь и ангелы, собирающие виноград.
Добрый пастырь и ангелы, собирающие виноград. Мраморный рельеф. IV в.


Вино играет важнейшую роль в одном из самых значимых христианских ритуалов. На последней встрече Иисуса Христа с учениками – Тайная вечеря – хлеб и вино были благословлены Спасителем и поданы апостолам со словами «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя» (Матфей 26, 26-28). Христос также высказал пожелание: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Таким образом, было установлено одно из важных христианских таинств – Евхаристия, таинство причастия. Специально приготовленные хлеб и вино благословляются и становятся телом и кровью Христа. Причастившись, христиане соединяются с бессмертным Богом и спасают свои души.

Помимо этих наиболее существенных ролей, вино и виноградная лоза многократно упоминаются в текстах Нового Завета и в символическом значении, и в повседневном контексте : то ослика привязывают к лозе, то за лозой укрываются от солнца, то какие-либо персонажи обсуждают вопросы раздела и наследования виноградников.

4. Спас Истинная Лоза – иконография и варианты образа

Самые ранние известные иконы с изображением Христа в образе Спаса Виноградная Лоза относятся к XV веку. Однако, по всей видимости, иконографическая традиция намного древнее. Иисус Христос в образе Пантократора (Вседержителя) изображается увитым виноградной лозой. На ответвлениях размещаются изображения Богородицы и Иоанна Предтечи, апостолов. В греческом варианте икона подписывается «αμπελος» (произносится ампелос) - «виноградная лоза».

C XVII века известен образ, на котором лоза прорастает из Спасителя, а одну из поспевших гроздей винограда Иисус Христос держит в руке, выжимая сок в чашу. Подпись гласит: «Пийте от нея вси...», прямо указывая на таинство причастия.

Лоза истинная


Лоза истинная


К этим образам близка по смысловому значению икона Распятие – Процветший Крест. На ней изображается сцена Распятия с крестом, увитым виноградной лозой.

Распятие Процветший Крест
Распятие Процветший Крест.


Следует также упомянуть и одну из традиционных форм нательного крестика – «Распятие Виноградная Лоза». Витиеватый орнамент вокруг креста – проросший из дерева виноград.

Распятие Виноградная Лоза - нательный крест
Распятие Виноградная Лоза - нательный крест.


5. Символика образа Спаса Истинная Лоза.

Символика образов Спаса Истинная Лоза весьма многогранна. Прежде всего, виноградная лоза, обвивающая Христа-Вседержителя, символизирует собой мир. Возделанный виноградник с созревающими гроздьями воплощает в себе надежды на лучшее, а плоды, которые подразумеваются на виноградной лозе – это добродетели, это единство всех духовных ценностей, торжествующих над грехами и заблуждениями.

Спас Истинная Лоза
Спас Истинная Лоза


Виноградная лоза со всеми веточками и плодами обозначает и всех христиан, всё сообщество учеников Христа. Христос – центральная лоза, питающая верой, надеждой и любовью сердца всех следующих за ним. А созревание винограда – духовное плодородие, стремление к совершенству мыслей и поступков. В некоторых толкованиях находит своё отражение и процесс обрезки винограда – только истинные христиане приносят плоды добродетели, остальные должны быть отсечены.

Спас Истинная Лоза
Спас Истинная Лоза


Как мир является виноградником для Господа-виноградаря, так и душа каждого человека является символическим виноградником, и по отношению к себе истинный христианин должен стать строгим виноградарем, культивируя духовные плоды, и отсекая плохие ветви, не дающие добрых плодов.

И, конечно же, прорастающая из тела Спасителя виноградная лоза, как и лоза, обвивающая Крест, символизирует Воскрешение, торжество жизни над смертью.


Т. Селянинова, 2015, специально для сайта Иконовед,
в содружестве с информационным ресурсом Винные традиции




Читайте далее: Святой мученик Конон Градарь

 → Главная   → Сюжеты икон   → Спас Истинная Лоза  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва