Н.Г.Порфиридов. Древнерусское искусство
(из книги «Государственный Русский музей»)
Зал 1. Древнейшие памятники русской живописи
Памятники живописи ХП — начала XIV в., экспонируемые в зале, относятся ко времени Киевской Руси и периоду феодальной раздробленности.
Колоссальную экспозицию музея открывает великолепное, редкое по художественным достоинствам произведение «Ангел с золотыми волосами» (ХП в.). Небольшая икона представляет часть триптиха, состоявшего из отдельных изображений Христа п двух ангелов по сторонам. Поразительная по тонкому поэтическому чувству работа принадлежит художнику выдающегося таланта. Светлое и румяное юное лицо с правильным мягким овалом, маленьким алым ртом, обрамленное вьющимися золотыми волосами, создает волнующий образ чистой, целомудренной красоты. Напомним, что золотые волосы героев древней литературы и народной поэзии воспринимаются как признак особой красоты. На иконе изображен «ангел», но весь его облик говорит о жизненной, вполне реалистической основе художественного образа.
Образ архангела Гавриила: «Ангел с золотыми волосами»
Икона деисусного чина. Ок. 1200 г.
Владимир (?). Конец XII века.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Древнейшие из числа дошедших до нас памятников русской живописи — мозаики и фрески, некогда украшавшие стены соборов Киева и других русских городов и частично сохранившиеся до нашего времени.
В древнерусской мозаике изображение составлялось из кубиков разноцветного стекла (иногда с добавлением камня), закрепленных в известковом грунте на стене. Фреска исполнялась красками по сырой штукатурке. Собственно иконы относятся к произведениям так называемой станковой живописи; их писали яичными красками на досках, оклеенных холстом и покрытых грунтом {левкасом).
Образцами этих видов искусства являются фрагменты фриза и фрески с изображением пророка Самуила (ок. 1108 г.) из собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Присущие им свойства монументального искусства — большие размеры изображений, четкость контуров, обобщенность живописи — помогали восприятию с далекого расстояния и придавали образам торжественность и значительность. Музейные фрагменты дают лишь слабое представление об ослепительной роскоши внутреннего убранства древних соборов, украшавшихся резным мрамором, цветной поливной керамикой, мозаиками и фресками, вышитыми пеленами, золотой и серебряной утварью.
Памятники станковой живописи, экспонируемые в зале, некогда были частью подобных монументальных ансамблей. Произведения переносят нас в мир торжественных и величественных образов, строгость которых не нарушается ни изображением суетных движений, ни передачей обыденных чувств и переживаний. Крупные по размерам фигуры представлены чаще всего в рост, неподвижно стоящими лицом к зрителю, вне конкретной бытовой среды, на золотом фоне.
Икона «Деисус»
Церковь Николы от Кож в Пскове
Псков. XIII век.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
На иконе «Деисус» (русифицированное греческое слово «деисис» — моление) Христос торжественно восседает на троне, с раскрытой книгой в руках. По сторонам трона-богоматерь и Иоанн Предтеча в позах «предстояния», выражающих идею ходатайства перед господином, владыкой, судией. Сцена и композиция типичны для искусства средневековья.
Икона «Петр и Павел»
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Большая икона «Петр и Павел» изображает в полный рост фигуры двух верховных апостолов — проповедников христианства.
Икона «Борис и Глеб»
XIV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Одна из лучших икон зала — «Борис и Глеб». На ней крупным планом представлены два стоящих рядом святых в парадных одеждах из драгоценных тканей, в княжеских шапках, с мечами и крестами в руках. Это сыновья киевского князя Владимира, убитые в ходе династической борьбы их старшим братом Святополком, затем объявленные первыми русскими святыми и считавшиеся покровителями русского государства. Насколько можно судить по литературными описаниям, их строгие красивые лица несут отпечаток подлинных портретных черт. Молодые князья — воплощение патриотической преданности, воинской доблести и стойкости. Икона — жемчужина древнерусского искусства и по силе художественного образа, и по удивительной красоте живописи. «В этом замечательном памятнике цвет доведен до такой чистоты звучания, а плоскостной силуэт приобрел такую графическую выразительность, что икону Бориса и Глеба невольно хочется рассматривать как пролог ко всей позднейшей русской иконописи». [История русского искусства, т. I. М., 1953, стр. 504]
Небольшая икона «Никола» (ХШ в., витрина) происходит из Новгорода. Культ Николы был привнесен из Византии, где этот святой почитался несгибаемым ревнителем веры и церковных правил, человеком непреклонной строгости и фанатизма. В византийской иконографии он суровый «отец церкви», с высоким лбом, впалыми аскетическими щеками, плотно сжатыми губами. На Руси эти традиционные черты скоро стали заменяться другими — чертами строгого, но спокойного и мудрого, а, главное, доброго и благожелательного старца. Происходила национальная переработка заимствованного извне образа. Интересно, что переосмысление его в изобразительном искусстве вполне соответствовало разработке этого образа в фольклоре. Русские народные поверья также представляли Николу как доброго и деловитого старика, готового помочь простому человеку, а подчас и защитить от злых сил, бед и несчастий.
Икона «Св. прп. Иоанн Лествичник, Георгий Победоносец и Власий, еп. Севастийский»
Новгород Великий, XIII век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Русификация художественных образов ясно ощущается и в иконе «Еван, Георгий и Власий» (ХШ в., происходит из Новгородской области). На ней изображены фронтально стоящие трое святых: Иоанн Милостивый (посередине) с воином Георгием и епископом Власием. В произведении отразились народные представления и вкусы. Изображены именно те святые, которые считались покровителями крестьянского хозяйства. У них типично русские, более того — крестьянские лица. Иоанн назван в надписи по-народному Еваном. В духе народного искусства и красный фон иконы. Русское искусство уже на ранней поре своего развития создавало глубоко содержательные, вполне самобытные произведения.
Роскошные княжеские одежды, воинские доспехи, мечи, копья, книги или кресты в руках — все эти скупо отобранные и строго определенные атрибуты помогали сразу узнавать князей, воинов, епископов, монахов. Но житейская конкретность в данное время играла в искусстве подчиненную, служебную роль. Главное было создать идеальный образ героя, мудреца, правдолюбца, защитника слабых.
Икона «Богоматерь Умиление Белозерская»
XIII век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Наряду со строгими и торжественными древнерусская живопись создавала образы, исполненные тонкой лирики и поэзии. Одним из распространенных сюжетов средневекового искусства было изображение богоматери. В разных странах оно имело много вариантов. В искусстве древней Руси богоматерь чаще всего — символ материнства. Лирический образ матери, ласкающей ребенка, более близкий народному сознанию, чем образ «небесной царицы», воплощен в иконе «Богоматерь Умиление» (XIII в.).
Задумчиво-печальное лицо матери наклонено к сидящему на руках ребенку, который ласково обхватил рукой ее шею и прижался к материнской щеке. Само название этого иконографического типа «Умиление» говорит о его содержании.
Памятники живописи древнейшей поры, близкие по идейному содержанию и художественному стилю, в некоторых отношениях существенно отличаются друг от друга, так как происходят из разных культурных центров Руси. Например, икона «Борис и Глеб», всем своим торжественным строем ярко выражающая идею княжеского величия и власти, связана с искусством Владимиро-Суздальской земли, преемницы и блюстительницы киевских великокняжеских традиций. В иконах «Никола», «Еван, Георгий и Власий», наоборот, ощущаются простота и народность, свойственные демократическому складу культуры Новгорода.
Яркая, иногда несколько примитивная красочность отличает их в свою очередь от своеобразной гаммы «Деисуса», происходящего из Пскова. Так, уже в ту пору наметились различия местных русских художественных школ.
Читайте далее: Русский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописи
|