Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Русский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописиРусский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописиРусский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV векаРусский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI векаРусский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII векаМузей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Н.Г.Порфиридов. Древнерусское искусство
(из книги «Государственный Русский музей»)

Зал 1. Древнейшие памятники русской живописи

Памятники живописи ХП — начала XIV в., экспонируемые в зале, относятся ко времени Киевской Руси и периоду феодальной раздробленности.

Колоссальную экспозицию музея открывает великолепное, редкое по художественным достоинствам произведение «Ангел с золотыми волосами» (ХП в.). Небольшая икона представляет часть триптиха, состоявшего из отдельных изображений Христа п двух ангелов по сторонам. Поразительная по тонкому поэтическому чувству работа принадлежит художнику выдающегося таланта. Светлое и румяное юное лицо с правильным мягким овалом, маленьким алым ртом, обрамленное вьющимися золотыми волосами, создает волнующий образ чистой, целомудренной красоты. Напомним, что золотые волосы героев древней литературы и народной поэзии воспринимаются как признак особой красоты. На иконе изображен «ангел», но весь его облик говорит о жизненной, вполне реалистической основе художественного образа.

Образ архангела Гавриила - Ангел с золотыми волосами. 1200 год. Русский музей
Образ архангела Гавриила: «Ангел с золотыми волосами»
Икона деисусного чина. Ок. 1200 г.
Владимир (?). Конец XII века.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Древнейшие из числа дошедших до нас памятников русской живописи — мозаики и фрески, некогда украшавшие стены соборов Киева и других русских городов и частично сохранившиеся до нашего времени.

В древнерусской мозаике изображение составлялось из кубиков разноцветного стекла (иногда с добавлением камня), закрепленных в известковом грунте на стене. Фреска исполнялась красками по сырой штукатурке. Собственно иконы относятся к произведениям так называемой станковой живописи; их писали яичными красками на досках, оклеенных холстом и покрытых грунтом {левкасом).

Образцами этих видов искусства являются фрагменты фриза и фрески с изображением пророка Самуила (ок. 1108 г.) из собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Присущие им свойства монументального искусства — большие размеры изображений, четкость контуров, обобщенность живописи — помогали восприятию с далекого расстояния и придавали образам торжественность и значительность. Музейные фрагменты дают лишь слабое представление об ослепительной роскоши внутреннего убранства древних соборов, украшавшихся резным мрамором, цветной поливной керамикой, мозаиками и фресками, вышитыми пеленами, золотой и серебряной утварью.

Памятники станковой живописи, экспонируемые в зале, некогда были частью подобных монументальных ансамблей. Произведения переносят нас в мир торжественных и величественных образов, строгость которых не нарушается ни изображением суетных движений, ни передачей обыденных чувств и переживаний. Крупные по размерам фигуры представлены чаще всего в рост, неподвижно стоящими лицом к зрителю, вне конкретной бытовой среды, на золотом фоне.

Икона «Деисус». XIII век. Русский музей
Икона «Деисус»
Церковь Николы от Кож в Пскове
Псков. XIII век.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

На иконе «Деисус» (русифицированное греческое слово «деисис» — моление) Христос торжественно восседает на троне, с раскрытой книгой в руках. По сторонам трона-богоматерь и Иоанн Предтеча в позах «предстояния», выражающих идею ходатайства перед господином, владыкой, судией. Сцена и композиция типичны для искусства средневековья.

Икона «Петр и Павел». Русский музей
Икона «Петр и Павел»
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Большая икона «Петр и Павел» изображает в полный рост фигуры двух верховных апостолов — проповедников христианства.

Икона «Борис и Глеб». Русский музей
Икона «Борис и Глеб»
XIV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Одна из лучших икон зала — «Борис и Глеб». На ней крупным планом представлены два стоящих рядом святых в парадных одеждах из драгоценных тканей, в княжеских шапках, с мечами и крестами в руках. Это сыновья киевского князя Владимира, убитые в ходе династической борьбы их старшим братом Святополком, затем объявленные первыми русскими святыми и считавшиеся покровителями русского государства. Насколько можно судить по литературными описаниям, их строгие красивые лица несут отпечаток подлинных портретных черт. Молодые князья — воплощение патриотической преданности, воинской доблести и стойкости. Икона — жемчужина древнерусского искусства и по силе художественного образа, и по удивительной красоте живописи. «В этом замечательном памятнике цвет доведен до такой чистоты звучания, а плоскостной силуэт приобрел такую графическую выразительность, что икону Бориса и Глеба невольно хочется рассматривать как пролог ко всей позднейшей русской иконописи». [История русского искусства, т. I. М., 1953, стр. 504]

Небольшая икона «Никола» (ХШ в., витрина) происходит из Новгорода. Культ Николы был привнесен из Византии, где этот святой почитался несгибаемым ревнителем веры и церковных правил, человеком непреклонной строгости и фанатизма. В византийской иконографии он суровый «отец церкви», с высоким лбом, впалыми аскетическими щеками, плотно сжатыми губами. На Руси эти традиционные черты скоро стали заменяться другими — чертами строгого, но спокойного и мудрого, а, главное, доброго и благожелательного старца. Происходила национальная переработка заимствованного извне образа. Интересно, что переосмысление его в изобразительном искусстве вполне соответствовало разработке этого образа в фольклоре. Русские народные поверья также представляли Николу как доброго и деловитого старика, готового помочь простому человеку, а подчас и защитить от злых сил, бед и несчастий.

Икона «Еван, Георгий и Власий». Русский музей
Икона «Св. прп. Иоанн Лествичник, Георгий Победоносец и Власий, еп. Севастийский»
Новгород Великий, XIII век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Русификация художественных образов ясно ощущается и в иконе «Еван, Георгий и Власий» (ХШ в., происходит из Новгородской области). На ней изображены фронтально стоящие трое святых: Иоанн Милостивый (посередине) с воином Георгием и епископом Власием. В произведении отразились народные представления и вкусы. Изображены именно те святые, которые считались покровителями крестьянского хозяйства. У них типично русские, более того — крестьянские лица. Иоанн назван в надписи по-народному Еваном. В духе народного искусства и красный фон иконы. Русское искусство уже на ранней поре своего развития создавало глубоко содержательные, вполне самобытные произведения.

Роскошные княжеские одежды, воинские доспехи, мечи, копья, книги или кресты в руках — все эти скупо отобранные и строго определенные атрибуты помогали сразу узнавать князей, воинов, епископов, монахов. Но житейская конкретность в данное время играла в искусстве подчиненную, служебную роль. Главное было создать идеальный образ героя, мудреца, правдолюбца, защитника слабых.

Икона «Богоматерь Умиление Белозерская». Русский музей
Икона «Богоматерь Умиление Белозерская»
XIII век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Наряду со строгими и торжественными древнерусская живопись создавала образы, исполненные тонкой лирики и поэзии. Одним из распространенных сюжетов средневекового искусства было изображение богоматери. В разных странах оно имело много вариантов. В искусстве древней Руси богоматерь чаще всего — символ материнства. Лирический образ матери, ласкающей ребенка, более близкий народному сознанию, чем образ «небесной царицы», воплощен в иконе «Богоматерь Умиление» (XIII в.).

Задумчиво-печальное лицо матери наклонено к сидящему на руках ребенку, который ласково обхватил рукой ее шею и прижался к материнской щеке. Само название этого иконографического типа «Умиление» говорит о его содержании.

Памятники живописи древнейшей поры, близкие по идейному содержанию и художественному стилю, в некоторых отношениях существенно отличаются друг от друга, так как происходят из разных культурных центров Руси. Например, икона «Борис и Глеб», всем своим торжественным строем ярко выражающая идею княжеского величия и власти, связана с искусством Владимиро-Суздальской земли, преемницы и блюстительницы киевских великокняжеских традиций. В иконах «Никола», «Еван, Георгий и Власий», наоборот, ощущаются простота и народность, свойственные демократическому складу культуры Новгорода.

Яркая, иногда несколько примитивная красочность отличает их в свою очередь от своеобразной гаммы «Деисуса», происходящего из Пскова. Так, уже в ту пору наметились различия местных русских художественных школ.



Читайте далее: Русский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописи

 → Главная   → Библиотека   → Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г.   → Русский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописи  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика