|
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Русский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописиРусский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописиРусский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV векаРусский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI векаРусский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII векаМузей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.
|
Н.Г.Порфиридов. Древнерусское искусство
(из книги «Государственный Русский музей»)
Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI века
Укрепление русского государства в XVI в., расширение его границ, рост и общение городов, оживление торговых и политических связей с зарубежными странами — все это способствовало хозяйственному и культурному прогрессу страны. Рос интерес к познанию мира, нашедший отражение и в искусстве. Однако наряду с приближением к жизни, с некоторым расширением тематики, появлением бытовых подробностей и целых жанровых сцен, иногда даже отражением в иконописи передовых общественно-критических идей, в ней усиливалась и церковно-догматическая, отвлеченно-богословская сторона, задерживавшая развитие искусства. Прогрессивные тенденции в искусстве были связаны с идеологией демократических слоев общества, чье влияние во всех областях русской жизни в это время заметно усилилось.
Крупнейшим художником, почти столь же прославленным, как Рублев, был Дионисий (ок. 1440 — между 1502-1508), Московская школа, представителем которой он являлся, тогда уже приобрела общерусское значение.
Дионисий. Икона «Архангел Гавриил»
Из Ферапонтова монастыря. Около 1500 г.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Творчество Дионисия во многом отличается от искусства Андрея Рублева. Его образы не имеют такой глубокой внутренней содержательности, его святые утонченнее, изящно е рублевских, но, вместе с тем, и однообразнее их. Для искусства Дионисия характерна не столько философская глубина замыслов, сколько тяготение к идеализированной красивости и внешней сюжетной занимательности. Отсюда большая, чем у Рублева, многофигурность сцен и сложность композиции. Самое главное, что связывается с представлением о живописи Дионисия, это проявившаяся в ней жизнерадостность мироощущения, полное отсутствие оттенка аскетической церковности. Искусство Дионисия светлое и радостное. Внешним выражением этих свойств явилась необыкновенная красочность произведений, сложная, тонко продуманная и мастерски разработанная палитра красок.
Дионисий. Икона «Григорий Богослов»
Из Ферапонтова монастыря. Около 1500 г.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Таковы принадлежащие самому Дионисию и его ближайшим помощникам две «чиновые» иконы «Архангел Гавриил» и «Григорий Богослов», происходящие из Ферапонтова монастыря, где Дионисий с сыновьями около 1500 г. исполнил большие живописные работы, в том числе знаменитую стенную роспись собора Рождества богородицы.
Мастерская Дионисия. Икона «Сошествие во ад»
1503 г.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Икона «Сошествие в ад», написанная для того же монастыря, обладает всеми достоинствами, присущими кисти этого мастера: ей свойственны изящные, стройные фигуры удлиненных пропорций, с небольшими головами, маленькими кистями рук и ступнями, несравненный «дионисиевский» колорит. Икона восхищает необыкновенным богатством и разнообразием красок — голубых, розовых, золотисто-желтых, бледно-зеленых, фиолетовых, в тончайшем сочетании. Вместе с тем, сопоставляя это произведение с односюжетными иконами XIV в., легко заметить, насколько развился в творчестве художников XVI столетия интерес к повествовательности, и рассказу, влекущий за собой многофигурность композиций, усложненность их разными подробностями и символикой. Былая простота и непосредственность (как, например, в иконах новгородских мастеров) сменились многословием, театральностью, зрелищной красотой, рассчитанными. с одной стороны, на любование иконой, с другой — на «чтение» ее.
Икона «Кирилл Белозерский в житии»
Конец XV - начало XVI века
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
Чрезвычайна близка творчеству Дионисия икона «Кирилл Белозерский» (на стенде у окна), изображающая основателя знаменитого крупнейшего и богатейшего северорусского монастыря. Подлинный портретный облик Кирилла сохранен иконой, написанной его современником Дионисием Глушицким и находящейся в Третьяковской галерее. На ней изображен простой кряжистый, видимо деловой, старичок. Икона Русского музея представляет Кирилла в виде высокого, стройного старца-инока, благообразного, с ласковым и мудрым лицом. Этот идеализированный и опоэтизированный в духе творчества Дионисия портрет отличается изысканно-тонкой живописью, построенной на сочетании коричневого, зеленого и оливкового тонов.
На большой иконе «Кирилл Белозерский в житии» (конец XV — начало XVI в.) тот же святой представлен в окружении сцен, рисующих отдельные эпизоды его жизни. Тип икон «в житии» или «в деяниях» давал особенный простор художникам, склонным к повествовательности. В двадцати маленьких, по сравнению с центральной фигурой, картинках (клеймах), весьма живо скомпонованных, много конкретного содержания и бытовых подробностей: рождение и крещение Кирилла, пострижение его в монахи, основание монастыря, «чудеса» Кирилла и даже враждебные действия крестьян против монастыря, захватившего их земли.
Стремление к изображению окружающего мира, конечно в рамках церковных сюжетов, характерно для искусства XVI в. Получают большое распространение такие темы икон, как «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь», «Всякое дыхание да хвалит господа» и т. п. На иконе «О тебе радуется» в центре очень стройной, сложной композиции, в сине-голубом сиянии помещено изображение богоматери с младенцем. Вверху небо в виде голубой дуги, охватывающей «горний», т. е. небесный, мир, с райскими деревьями и хорами ангелов. Внизу — земля, на ней люди и «всякая тварь», т. е. всякое творение, все живое. В теме иконы отразилась попытка с помощью средневековой церковно-философской символики представить вселенную.
В несколько иной по композиции иконе «Всякое дыхание» воплощена та же тема. Здесь художник изображает как бы слитый в пантеистическом мироощущении весь мир: человечество — в лице царей, бояр, простых людей, мужчин и женщин, молодых и старых, и всех других обитателей земли — ведомых и неведомых ему животных: коней, коров, медведей, зайцев, слонов, верблюдов, ехидн, всякие растения и цветы, даже небесные светила-солнце, луну, звезды.
Обращение художников к морально-бытовым темам не всегда носило спокойный, созерцательный характер. Основой произведений изобразительного искусства становились литературно-назидательные сочинения, имевшие форму «притчей», иносказаний. Такого рода своеобразной изобразительной «публицистикой», по существу, были, например, замечательные иконы-притчи: «Видение Евлогия», «Лествица», «Притча о слепце и хромце», составлявшие части единой сюиты, полностью до нас не дошедшей. Эти «иллюстрации» к назидательным историям-видениям очень наглядно и впечатляюще бичевали жадность, распущенные нравы, нарушение благочестивых обетов в среде духовенства и монашества. В обстановке кипучей и напряженной общественной жизни страны в XVI в., острой борьбы горожан и крестьян за свои права, борьбы прогрессивной общественной мысли против притязаний монашества на владение землей и людьми, отклики искусства на такие злободневные вопросы были весьма актуальны. По чисто художественным достоинствам иконы принадлежат к лучшим образцам живописи XVI в.
Кроме названных, в зале выставлены еще некоторые иконы XVI в., расширяющие понятие о московской школе, к которой они относятся - «Покров», «Андрей Юродивый в житии» и другие.
Читайте далее: Русский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII века
|
|