Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Русский музей. Зал 1. Древнейшие памятники русской живописиРусский музей. Зал 2. Новгородская и Псковская школы иконописиРусский музей. Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV векаРусский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI векаРусский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII векаМузей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Н.Г.Порфиридов. Древнерусское искусство
(из книги «Государственный Русский музей»)

Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI века

Укрепление русского государства в XVI в., расширение его границ, рост и общение городов, оживление торговых и политических связей с зарубежными странами — все это способствовало хозяйственному и культурному прогрессу страны. Рос интерес к познанию мира, нашедший отражение и в искусстве. Однако наряду с приближением к жизни, с некоторым расширением тематики, появлением бытовых подробностей и целых жанровых сцен, иногда даже отражением в иконописи передовых общественно-критических идей, в ней усиливалась и церковно-догматическая, отвлеченно-богословская сторона, задерживавшая развитие искусства. Прогрессивные тенденции в искусстве были связаны с идеологией демократических слоев общества, чье влияние во всех областях русской жизни в это время заметно усилилось.

Крупнейшим художником, почти столь же прославленным, как Рублев, был Дионисий (ок. 1440 — между 1502-1508), Московская школа, представителем которой он являлся, тогда уже приобрела общерусское значение.

Дионисий. Икона «Архангел Гавриил». Русский музей
Дионисий. Икона «Архангел Гавриил»
Из Ферапонтова монастыря. Около 1500 г.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Творчество Дионисия во многом отличается от искусства Андрея Рублева. Его образы не имеют такой глубокой внутренней содержательности, его святые утонченнее, изящно е рублевских, но, вместе с тем, и однообразнее их. Для искусства Дионисия характерна не столько философская глубина замыслов, сколько тяготение к идеализированной красивости и внешней сюжетной занимательности. Отсюда большая, чем у Рублева, многофигурность сцен и сложность композиции. Самое главное, что связывается с представлением о живописи Дионисия, это проявившаяся в ней жизнерадостность мироощущения, полное отсутствие оттенка аскетической церковности. Искусство Дионисия светлое и радостное. Внешним выражением этих свойств явилась необыкновенная красочность произведений, сложная, тонко продуманная и мастерски разработанная палитра красок.

Дионисий. Икона «Григорий Богослов». Русский музей
Дионисий. Икона «Григорий Богослов»
Из Ферапонтова монастыря. Около 1500 г.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Таковы принадлежащие самому Дионисию и его ближайшим помощникам две «чиновые» иконы «Архангел Гавриил» и «Григорий Богослов», происходящие из Ферапонтова монастыря, где Дионисий с сыновьями около 1500 г. исполнил большие живописные работы, в том числе знаменитую стенную роспись собора Рождества богородицы.

Мастерская Дионисия. Икона «Сошествие во ад». Русский музей
Мастерская Дионисия. Икона «Сошествие во ад»
1503 г.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Икона «Сошествие в ад», написанная для того же монастыря, обладает всеми достоинствами, присущими кисти этого мастера: ей свойственны изящные, стройные фигуры удлиненных пропорций, с небольшими головами, маленькими кистями рук и ступнями, несравненный «дионисиевский» колорит. Икона восхищает необыкновенным богатством и разнообразием красок — голубых, розовых, золотисто-желтых, бледно-зеленых, фиолетовых, в тончайшем сочетании. Вместе с тем, сопоставляя это произведение с односюжетными иконами XIV в., легко заметить, насколько развился в творчестве художников XVI столетия интерес к повествовательности, и рассказу, влекущий за собой многофигурность композиций, усложненность их разными подробностями и символикой. Былая простота и непосредственность (как, например, в иконах новгородских мастеров) сменились многословием, театральностью, зрелищной красотой, рассчитанными. с одной стороны, на любование иконой, с другой — на «чтение» ее.

Икона «Кирилл Белозерский». Русский музей
Икона «Кирилл Белозерский в житии»
Конец XV - начало XVI века
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Чрезвычайна близка творчеству Дионисия икона «Кирилл Белозерский» (на стенде у окна), изображающая основателя знаменитого крупнейшего и богатейшего северорусского монастыря. Подлинный портретный облик Кирилла сохранен иконой, написанной его современником Дионисием Глушицким и находящейся в Третьяковской галерее. На ней изображен простой кряжистый, видимо деловой, старичок. Икона Русского музея представляет Кирилла в виде высокого, стройного старца-инока, благообразного, с ласковым и мудрым лицом. Этот идеализированный и опоэтизированный в духе творчества Дионисия портрет отличается изысканно-тонкой живописью, построенной на сочетании коричневого, зеленого и оливкового тонов.

На большой иконе «Кирилл Белозерский в житии» (конец XV — начало XVI в.) тот же святой представлен в окружении сцен, рисующих отдельные эпизоды его жизни. Тип икон «в житии» или «в деяниях» давал особенный простор художникам, склонным к повествовательности. В двадцати маленьких, по сравнению с центральной фигурой, картинках (клеймах), весьма живо скомпонованных, много конкретного содержания и бытовых подробностей: рождение и крещение Кирилла, пострижение его в монахи, основание монастыря, «чудеса» Кирилла и даже враждебные действия крестьян против монастыря, захватившего их земли.

Стремление к изображению окружающего мира, конечно в рамках церковных сюжетов, характерно для искусства XVI в. Получают большое распространение такие темы икон, как «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь», «Всякое дыхание да хвалит господа» и т. п. На иконе «О тебе радуется» в центре очень стройной, сложной композиции, в сине-голубом сиянии помещено изображение богоматери с младенцем. Вверху небо в виде голубой дуги, охватывающей «горний», т. е. небесный, мир, с райскими деревьями и хорами ангелов. Внизу — земля, на ней люди и «всякая тварь», т. е. всякое творение, все живое. В теме иконы отразилась попытка с помощью средневековой церковно-философской символики представить вселенную.

В несколько иной по композиции иконе «Всякое дыхание» воплощена та же тема. Здесь художник изображает как бы слитый в пантеистическом мироощущении весь мир: человечество — в лице царей, бояр, простых людей, мужчин и женщин, молодых и старых, и всех других обитателей земли — ведомых и неведомых ему животных: коней, коров, медведей, зайцев, слонов, верблюдов, ехидн, всякие растения и цветы, даже небесные светила-солнце, луну, звезды.

Обращение художников к морально-бытовым темам не всегда носило спокойный, созерцательный характер. Основой произведений изобразительного искусства становились литературно-назидательные сочинения, имевшие форму «притчей», иносказаний. Такого рода своеобразной изобразительной «публицистикой», по существу, были, например, замечательные иконы-притчи: «Видение Евлогия», «Лествица», «Притча о слепце и хромце», составлявшие части единой сюиты, полностью до нас не дошедшей. Эти «иллюстрации» к назидательным историям-видениям очень наглядно и впечатляюще бичевали жадность, распущенные нравы, нарушение благочестивых обетов в среде духовенства и монашества. В обстановке кипучей и напряженной общественной жизни страны в XVI в., острой борьбы горожан и крестьян за свои права, борьбы прогрессивной общественной мысли против притязаний монашества на владение землей и людьми, отклики искусства на такие злободневные вопросы были весьма актуальны. По чисто художественным достоинствам иконы принадлежат к лучшим образцам живописи XVI в.

Кроме названных, в зале выставлены еще некоторые иконы XVI в., расширяющие понятие о московской школе, к которой они относятся - «Покров», «Андрей Юродивый в житии» и другие.



Читайте далее: Русский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII века

 → Главная   → Библиотека   → Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г.   → Русский музей. Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика