История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя | Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойВ.Г.Платонов, С.П. Сергеев Публикуется по изданию: Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. 1983 год. Л., изд-во "Наука", 1985. В собрании Музея изобразительных искусств Карельской АССР хранится недавно раскрытая икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» — памятник северной живописи середины XVII в. По нижнему полю иконы идет исполненная белилами датирующая надпись (титла опущены, выносные буквы внесены в строку, утраченные места,заключены в квадратные скобки):
Ниже расположена строка тайнописи, шифрующая имя мастера. Публикация иконы была обусловлена ее художественной ценностью, а также особым историко-культурным значением этого произведения, точно датированного и обладающего данными о происхождении и авторе. Икона была вывезена из церкви Ильи Пророка, находящейся на одном из островов Водлозера (Пудожский район Карельской АССР). Первое упоминание об этом храме содержится в Жалованной грамоте новгородского митрополита Варлаама 1592 г., устанавливающей податные и судебные льготы на два года крестьянам Водлозерской волости Каргопольского уезда в связи со строительством новой церкви вместо сгоревшей «выставки святого пророка Ильи».
Инв. № И-1268. Размер 118,8 х 101,8 х 4,2 см. Ныне существующая деревянная церковь Ильи Пророка с приделом Успения была поставлена в 1797 г. на месте пришедшего в ветхость храма в XIX — начале ХХ в. Ильинская церковь подверглась перестройкам. В числе работ была замена первоначального тяблового иконостаса ордерным по проекту, утвержденному в 1856 г. Сохранившееся до нашего времени живописное убранство храма в основном датируется XVII — XVIII веками, причем публикуемая икона является одним из наиболее ранних памятников.В списке икон Ильинской церкви, составленном экспедицией ГРМ в 1960 г., «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» упомянуто в качестве храмового образа местного ряда иконостаса. По всей вероятности, икона была перенесена из более древнего xpaмa, разобранного в конце XVIII веке.
Скупые сведения архивных источников о водлозерской Ильинской церкви дополняются данными об истории ее храмовой иконы. В процессе реставрации было установлено, что она дважды поновлялась. К XVIII в. относятся прописки нимбов, палат и орнамента рамки средника. В 1879 г. были поновлены клейма, полностью изменена композиционная схема средника, записаны орнаментальная кайма и поля. Поясняющие надписи получили новую редакцию. На нижнем поле иконы мастер XIX в. почти без изменений воспроизвел летопись, добавив к последнеи: И ВОЗОБНОВЛѢН ОБРАЗѢ СЕИ ВѢ 1879 м ГОДУ МЦА ИЮНЯ 9 ДНЯ. При расчистке иконы этот фрагмент нового текста сохранен. Иконография средника и житийных клейм в своих ведущих чертах традиционна. Основная сцена средника дополнена изображением пророка в пустыне и ангела, указывающего на огненный вихрь. Надписи исполнены киноварью по золотому фону (текст клейма 20 повторяется на правом поле):
Содержание 20 житийных клейм раскрывается в надписях, исполненных белилами на полях, а в нижнем ряду - киноварью на фоне (перечисляются в строчном порядке):
Анализ композиции иконы выявляет сложность процесса формирования стиля северной живописи середины XVII в. Центральное изображение сохраняет спокойную величавость построения, но обнаруживает и признаки эволюции старой композиционной схемы. Пропорции средника приблизились к квадрату, его композиция утратила вертикальность и получила развитие в горизонтальном направлении. Крупный сектор «неба» с благословляющей десницей и большая фигура ангела нарушают масштабное соотношение между основными и вспомогательными элементами композиции и утяжеляют ее верхнюю часть. Традиционность решения житийных клейм проявляется в строгости их композиционного построения, немногословном, скупом на детали повествовании, лаконизме трактовки архитектуры и пейзажа, соразмерности в соотношении фигур и палат. Время создания иконы сказалось в некоторой измельченности клейм по отношению к крупному среднику, в возрастании роли узорочья. К наиболее характерным стилистическим особенностям иконы относится колорит. Он обладает редкой для живописи середины XVII в. мажорной красочностью, основанной на сочетании немногих локальных, звучных тонов. На среднике контрастно сопоставлены яркий киноварный цвет пламени, золото фона и несколько приглушенная зелень горок. Фон в клеймах ярко-желтый, его сочетание с красным и темно-зеленым созвучно колористическому строю средника. Эту насыщенную гамму смягчают охристые, розовые, светло-зеленые оттенки. Некоторые черты колорита иконы — такие как сгущенность красных тонов в клеймах, темно-зеленая окраска полей — отвечают вкусам эпохи, но в целом ее палитра еще мало затронута исканиями первой половины XVII в. в использовании тонких цветовых оттенков. Подводя некоторые итоги, можно сказать, что икона «Огненное восхождени» пророка Ильи с житием» является памятником древнерусской живописи середины XVII в. с ярко выраженными чертами «северных писем», для которых была характерна замедленность эволюционного развития стиля и долгое сохранение традиционных форм.
В настоящее время преждевременно говорить о том направлении в искусстве Обонежья XVII в., к которому относится икона. Для понимания процессов развития обонежской живописи середины-второй половины XVII в. необходимо сопоставить публикуемый памятник с такими датированными иконами 50 — 70-хгодов XVII в. из Карелии, как:
• «Спас не рукотворный» 1660 г. из д. Пяльма Пудожского района КАССР, (Музей изобразительных искусств КАССР, инв. № И-360) Для указанных произведений характерны упрощение рисунка и техники письм», неяркий колорит с преобладанием охристых, коричневых, темно-зеленых и синих тонов, сочетающихся с красным. Особый интерес для сравнения с публикуемым памятником представляют два датированных произведеня из Ильинской часовни в д.Пяльма Пудожского района - «Огненное восхождение пророка Ильи» 1652 г. мастера Мокея Пантелеева (Музей изобразительных искусств КАССР, инв. № И-375. Раскрыта в 1982 г. А. И. Байером.) и икона с тем же сюжетом 1652-1661 гг. (Музей изобразительных искусств КАССР, инв № И-370.) Первая из них утратила, по сравнению с иконой 1647 г., звучность цветовых контрастов; в трактовке форм возросла роль орнаментального начала. Надпись на нижнем поле гласит: ПИСАНА ИКОНА ЛѢТА 7161 [1652] СЕНТЯБРЯ ВЪ ДНИ А ПИСАЛ ТУБОЗЕРЕЦ Ц[Е]РКОВНОЙ ДИМЧЕК, МОКЕЙ ПАНТЕЛЕЕВ СНЪ ПОПОВ (отделенная запятой заключительная часть фразы в оригинале зашифрована простой литореей). К творчеству Мокея Пантелеева можно отнести подписную икону «Спас Нерукотворный» 1675 г., известную по метрике церкви Рождества Богородицы в д. Кузаранда (1887 г.). Имя мастера здесь также зашифровано простой литореей. Криптограмма воспроизведена и расшифрована составителем метрики, но, видимо, с искажением шестого и седьмого знаков второго слова тайнописи (Архив ЛОИА АН СССР, метрики церквей, № 4218, л. 10). В XVII в. д. Кузаранда была волосткой Толвуйского погоста (М. В. Витов, K В. Власова. География сельского расселения Западного Поморья в XVI-XVIII веках. М., 1974, с. 42). Вторая икона имеет приглушенный колорит,охристые поля и фон. Лишь огненный круг выделяется насыщенностью цвета. По иконографии, композиционному построению, деталям эти произведения настолько близки водлозерской иконе, что возникает мысль об общем иконографическом источнике и творческих связях между их авторами. Причина этой близости раскрывается на основании прочтения криптограммы иконы 1647 г. и сопоставления ее содержания с данными архивных источников. Криптограмма на нижнем поле иконы «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. имеет следующий вид:
Надпись расположена в одну строку, выполнена белилами. Конец ее не сохранился, так как центральная часть нижнего поля обгорела. Последние из сохранившихся знаков плохо различимы несмотря на то, что обгоревшая часть иконы была сразу же частично поновлена. Более четкое представление о четырех последних знаках дает рентгенограмма,по которой можно установить, что вначале было написано m, а не 0, а предпоследняя буква выглядела как з. Уточнить характер двух остальных знаков можно, сравнив криптограмму с ее повторением, сделанным во время поновления иконы в XIX в. Новая надпись имела следующий вид:
Здесь отчетливо написаны четыре последних знака. Однако при сравнении обеих надписей видно, что новая криптограмма содержит ряд ошибок: пропущено сочетание , второй знак неправильно отождествлен с предыдущим и обозначен как S, знаком M в различных местах обозначаются и , и и т. п. Тем не менее одна из интересующих нас букв, а именно вторая, передана правильно, так как видимая на рентгенограмме ее часть не противоречит такому написанию. В то жо время воспроизведение на новой криптограмме первого из четырех последних знаков как , а не так, как он виден на рентгенограмме, — — говорит о том, что конец криптограммы был, видимо, попорчен или частично утрачен уже ко времени eё перенесения на новый живописный слой в XIX в. Как станет ясно из дальнейшего изложения, в утраченной части криптограммы могло быть по крайней мере до десяти знаков. Вероятно, из-за плохой сохранности последняя буква надписи в новой криптограмме была воспроизведена как TT, однако на рентгенограмме она выглядит как , с явно различимыми двумя «хвостиками». Дописка, сделанная еще до окончательного подавления иконы, была снята при реставрации вместе со слоем поновления. Следовательно, последний знак криптограммы выглядит как Х. Случаи употребления тайнописи, встречающиеся в русской эпиграфике с XI по XIX в., довольно редки на памятниках древнерусской живописи. Тайные надписи обнаружены на каменных и деревянных крестах; известны также иконы с криптограммами. В некоторых иконах для тайнописи применяли обычную кириллицу, значение букв которой изменялось, а также других алфавиты (глаголицу, пермский алфавит) . Иногда, как в данной надписи, использовались специально изобретенные для тайного письма знаки, заменяющие кириллицу. Поэтому нами была предпринят» попытка, исходя из особенностей самого памятника, определить характер и смысл сообщения криптограммы. Поскольку основные данные о времени написания иконы изложены в летописной надписи, тайнопись, по всей вероятности, содержит имя мастера. Подписные иконы были широко распространены именно в XVII в. Характер надписей на них был различным, однако имел определенное структурное сходство. Во всех надписях обычно имеется слово или словесная формула, относящаяся к понятию «написал». Перед именем автора иконы (реже — после него) часто пишется «раб божий», «многогрешный раб божий» и т. п. Обратим внимание на слово «многогрешный». В нем дважды повторяется сочетание букв «о» и «г» — «огог», которое сопоставимо с криптограммы. Подставив это слово в соответствующее место криптограммы, получим:
Группа знаков перед словом «многогрешный», по всей вероятности, означает «а писал», причем правильность определения + как «и» подтверждается. Союз «а» связывает летописную надпись и криптограмму в единое целое, где в первой части сообщается дата исполнения, а во второй — зашифрованное имя художника. Подставляя найденное значение букв, получим почти полное прочтение надписи:
Осталось непрочитанными лишь несколько знаков. Значение креста с двумя поперечными палочками можно определить из сочетания «по имени», где этот знак означает «е». Следующая группа знаков дает имя автора иконы: ИГНА...ЕЙ, которое следует читать ИГНАТЕЙ. Форма написания «Игнатей» вместо «Игнатий» вполне допустима, что косвенно подтверждается написанием имени Елисей как Елесей на публикуемой иконе.Таким образом, знак означает «т». Не вполне понятным фрагментом надписи остается фрагмент, который мы читаем как «раб Первой». («Первой» — прозвище, данное при рождении первого ребенка в семье.) Конец криптограммы читается как ПАНТ. Скорее всего это часть имени (Пантелей). Таким образом, можно предложить следующее прочтение криптограммы: А ПИСАЛЪ МНОГОГРѢШНЫЙ РАБ ПЕРВОЙ А ПО ИМЕНИ ИГНАТЕЙ ПАНТ[ЕЛЕЕВ] При исследовании архивных материалов по Обонежью в Перепиской книге 1646 — 1647 rr. Ивана Писемского обнаружена запись следующего содержания: «Да тогож Толвуйского погоста волостка Тубозеро за губою за озером за Олегом, а в ней церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы древяна а у церкви двор попа Пантелея Самсонова двор дьячок Игнашко Пантелеев с сыном с Ефремком келья просвирницына». Можно с большой долей вероятности предположить, что автор иконы Игнатей Пантелеев и Игнашко Пантелеев Переписной книги — одно и то же лицо. Это предположение подкрепляется тем обстоятельством, что подписная икона другого тубозерского дьячка — Мокея Пантелеева, написавшего «Огненное восхождение пророка Ильи» в 1652 г., обнаруживает, как указывалось выше, несомненную близость к публикуемой иконе мастера Игнатея. Приведенные данные позволяют сделать некоторые выводы. Игнатей и Мокей Пантелеевы были, вероятно, сыновьями тубозерского попа Пантелея Самсонова, упомянутого в цитированном отрывке из Перепиской книги Ивана Писемского. Мастер Игнатей, как показывает анализ стиля его иконы, принадлежал к старшему поколению и мог передать Мокею уроки мастерства и иконографическую традицию. Игнатей и Мокей Пантелеевы, будучи в разное время дьячками церкви Тубозерской волости Толвуйского погоста, писали иконы, как это следует из данных о происхождении подписных икон 1647 г., 1652, 1670, 1675 гг., для обширного района Обонежья, включая Водлозерский, Челмужский (д. Пяльма), Пудожский (Нигозерская пустынь) и Толгуйский (д. Кузаранда) погосты. Публикуемая икона является памятником, открывающим новые страницы истории живописи Обонежья, и принадлежит к числу произведений, важных для дальнейшего изучения процессов развития северного искусства XVII в. Литература: Читайте далее: Иконы старообрядческих иконописных школ
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |