История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяХолуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв. | Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяЛ.Е.Такташова Известно, что в Палехе собраны уникальные памятники древнерусской живописи. Однако вряд ли даже специалисты знают о хранящихся там лицевых иконописных подлинниках. Их коллекция, сосредоточенная в Государственном музее палехского искусства и его филиале в Холуе по сравнению с подобными ей в Русском музее в Ленинграде и Историческом в Москве невелика, но очень интересна. [Vitaly Kotov and Lartsa Taktashova. The State museum of Palekh Art. М., 1981.] Происхождение каждого подлинника известно. Многие листы подписные. В надписях указаны имена их владельцев (иногда нескольких поколений одного poда) или иконописцев, выполнявших прорись; реже — дата создания. Некоторые подлинники сделаны на оборотных сторонах документов, писем, счетов. Этот архивный материал позволил нам составить список палехских и холуйских иконописцев XVII — XIX столетий, который который может быть использован при атрибуции подписных икон в музейных фондах страны. Важно и то, что многие подлинники выполнены на бумаге с филигранями. При комплексном методе изучения дата водяного знака помогает уточнить время их создания. Это обстоятельство очень существенно: палехские и холуйские иконы с надписью-датой неизвестны; датированных памятников XVIII столетия — единицы. Определить время написания того или иного иконописного произведения бывает затруднительно (иконописный стиль XVII — XVIII вв. в целом изучен далеко не достаточно. Для Холуя и Палеха это вдвойне сложно: иконы, созданные здесь, в сравнении со столичными довольно архаичны. Задачу облегчают иконописные подлинники. Холуйская иконопись Палехское собрание и иконопись Палеха XVII века Становление палехской иконописи (XVIII век) Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.) Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв. Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985. Материал подготовлен к публикации совместно с проектом «Тайны старого сундука». На сайте представлены старинные предметы, обсуждается история прикладного искусства и памятники развития художественных ремёсел. Дополнительная информация: Палех. Художественная лаковая миниатюра
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |