Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяХолуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.



Памятники русского иконописания XVII-XIX вв.
в собрании музеев Палеха и Холуя

Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.

Л.Е.Такташова

В списке приводятся имена иконописцев Палеха и Холуя, даются каталожные сведения об их работах, сохранившихся или известных по архивам, а также воспроизводятся надписи на иконописных подлинниках, в которых указаны фамилии художников.

Подлинники, принадлежавшие палехским иконописцам, хранятся в Государственном музее палехского искусства; холуйским – в Холуе, в музее-филиале Государственного музея палехского искусства.

Белоусов Алексей – палехский иконописец второй половины XIX в.
«Богоматерь Анкирская» – рисунок кистью (см. сведения о Луке Белоусове).

Белоусов Лука — палехский иконописец второй половины XVIII в.
«Богоматерь Анкирская» – рисунок кистью. XVIII в. Надписи: «СР Луки Б» (Сей рисунок Луки Белоусова, — Л. T.), «Петра», «Алексея», «Сей рисунок руки сна Белоусова Московския Михаила». Бумага, сажа, 27 х 21. Из собрания П. Д. Корина.
«Богоматерь Боголюбская» – икона. 1783. На обороте имелась надпись, в которой указывались время написания иконы и автор — Лука Белоусов. Находилась в церкви Рождества Христова в Балахне (Рукописный отдел Государственной Третьяковской галереи, ф. 67, № 448) . В 1930 г. комиссией по регистрации памятников, подлежащих государственной охране, икона была отнесена к памятникам первой категории. Местонахождение в настоящее время .не известно.

Белоусов Михаил Васильевич – потомственный палехский иконописец.
Крепостной (Архив Государственного музея палехского искусства, Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846-октябрь 1864 г., л. 268 об.). В 40-60-х годах XIX в. работал в мастерских Сафоновых в Палехе. Писал иконы, занимался стенописью. В 40 — 70-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали иконописцы Белоусов Александр Васильевич, Белоусов Василий Евграфович, Белоусов Василий Петрович, Белоусов Иван Евграфович.

Богушов Петр Тимофеевич – палехский иконописец (?) первой половины XIX в.
«Успение Богоматери» – рисунок. 1829 г. Надпись: «Петра Тимофеева Богушова (?) 1829 год». Бумага, карандаш, 35,5Х22. Из собрания П. Д. Корина.

Вакуров Евстрат Матвеевич – крестьянин, крепостной Бутурлиных. Иконописец.
Крестьяне Вакуровы жили в Палехе еще в первой половине XVII в. (ЦГАДА, ф. 1209, ед. хр. 12610, Переписная книга по «Володимеру список с писцовых книг 154 и 155 годов»). Известен также палехский иконописец XVIII в. Никита Вакуров. Его рисунок (припорох) хранится в Москве в собрании А. Д. Корина (ЛХ. А. Некрасова. Искусство Палеха. М., 1966, с. 60).
«Иоанн Богослов в молчании» – рисунок кистью. Ху'Ш в. Надписи: «Сей рисунок Евстрата Матвеича его чести Вакурова», «Матвеича его чести Вакурова». Бумага, темпера, ЗОХ20,7. Из коллекции А. И. Блохина.

Вакуров Иван Петрович – потомственный палехский иконописец (1885 — 1968).
Писал иконы, занимался стенописью. После Великой Октябрьской социалистической революции член Палехской артели древней живописи, известный мастер лаковой миниатюры, один из основоположников искусства советского Палеха.
«Ангел-хранитель» – рисунок кистью. 1918 г. Надпись: «И Вакуров. 1918». Бумага, темпера, 21Х17. Из архива Сафоновых.

Васильев Иван – палехский иконописец первой половины XIX в.
«Въезд Христа в Иерусалим» – налепок. Первая половина XIX в. Надпись: «Сей рис... Ивана Вас... Бумага, сажа, киноварь, 27,1 x 26. Из собрания Н. В. Дыдыкина.

Гусаров Дмитрий Иванович - палехский иконописец (?) XIX в.
«Христос» – налепок, припорох. Надписи: «Сей рисунок принадлежит Владимиру Румянсову», «Гусаров Дмитрий Иванович», «Гусаров», «Румянсов». Бумага, сажа, 21Х15. Из собрания П. Д. Корина.

Иванов Спиридон – холуйский иконописец (?) (см. сведения об Иванове Федоре).

Иванов Федор — холуйский иконописец (?) XVIII - начала XIX в.
«Богоматерь всем скорбящим радость» — припорох. XVIII - начало XIX в. Надписи: «Ивана Петрова 4 Федора Иванова 4 Спиридона Иванова 4 Капитоновские 4 еще капитоновских 3 Касимовских Протокалистру 2 Степану Львову 8... вязниковский расход 2 р. 20 коп.». Бумага, 34Х22. Из собрания Барановых.

Капин Александр Яковлевич – палехский иконописец первой половины - середины XIX в.
«Обручение Марии» — налепок. Надпись: «Сия картина Александра Капина». Бумага, сажа, 17 х 19. Из собрания П. Д. Корина.
«Благовещение» – налепок. Середина XIX в. Надпись: «Александра Яковлева Капина». Бумага, сажа, 23,5 х 18. Из собрания П. Д. Корина.

Капин Яков – палехский иконописец первой половины XIX в.
«Христос со святыми» – припорох. 1847 г. Надпись: «Сей рисунок Якова Капина 1847 года. Сам рисовал». Из собрания П. Д. Корина.

Капитон – холуйский иконописец (?) XVIII — начала XIX в.
(см. сведения об Иванове Федоре).

Карпенков Семен Якимов – палехский иконописец XVIII в.
«Сцена в храме» (клеймо иконы) – налепок. Надпись: «Семена Якимова Карпенкова». Бумага, сажа, 23,5Х17. Из собрания П. Д. Корина.
«Христос на троне» – припорох. Надписи: «Семена Якимава Карпенкова», «Петра Салапина». Бумага, 23,5 х 17. Из собрания П. Д. Корина.

Касиков – холуйский иконописец (?) XVIII - начала XIX в.
(см. сведения об Иванове Федоре) .

Корсаков Егор Евграфович - потомственный палехский иконописец первой половины, середины XIX в.
Крепостной. В 40-70-х годах XIX в. в Палехе работали Евграф Корсаков (отец Егора Евграфовича Корсакова), Петр Корсаков, Прокофий Евграфович Корсаков (Архив Государственного музея палехского искусства. Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846—октябрь 1864 гг., лл. 152—155 об.).
«Идущая женщина» (копия гравюры из книги немецкого художника И. Д. Прейслера «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству») — рисунок тушью. 1850 г. Надпись: «Рисовал ученик Дворовой человек Егор Корсаков 1850 Майя». Бумага, тушь, 34 х 17,2. Из собрания П. Д. Корина.
«Женщина с чашей в руках» (копия из книги И. Д. Прейслера) – рисунок пером. 1850 г. Надписи: Рисовал ученик Дворовой человек Erop К... 18... помещении Костромской духовной консистории», «рисовал ученик Дворовый человек Erop Корсаков 1850 года майя 15 Дрожайшия родительница... » Бумага, тушь, 34,2 х 17,4. Из собрания П. Д. Корина.

Куроуткин Сергей – палехский иконописец XIX в.
«Господь Вседержитель» — рисунок кистью и пером. XIX в. Надпись: «Сей рисунок Сергея Куроуткина... подлено ево». Бумага, темпера, 29,5 х 20,8. Из собрания П. Д. Корина.

Львов Степан – холуйский иконописец (?) конца XVIII - начала XIX в.
(см. сведения об Иванове Федоре).

Михаил (Михайлов?) – палехский иконописец конца XVIII - первой половины XIX в.
«Успение Богородицы» – припорох. Конец XVIII - первая половина XIX в. Надпись: «Сей рисунок Миха...» Бумага, 35 х 22,5. Из собрания П. Д. Корина.

Протокалистр – холуйский иконописец (?) конца XVIII - начала XIX в.
(см. сведения об Иванове Федоре).

Салабанов Матвей Никифоров – потомственный палехский иконописец. Крепостной.
В 40-е годы XIX в. работал в мастерских Сафоновых (Архив Государственного музея палехского искусства, Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846 - октябрь 1864 г., лл. 95-97 об.).
«Апостол, читающий книгу» – налепок первой половины XIX в. Надпись: «Сей рисунок Матвея Никифорова Салабанова». Бумага, сажа, 12,3 х 22,4. Из коллекции П. Д. Корина.

Салапин Иван Владимиров – потомственный палехский иконописец XIX в.
Работал в мастерских Сафоновых. Крепостные иконописцы Салапины (Салапьевы, Салафьевы) в мастерских Сафоновых трудились в первой половине XIX в. Их имена встречаются в приходорасходных книгах сафоновских мастерских за 60 — 70-е годы XIX в. (книги хранятся в Архиве Государственного музея палехского искусства).
«Благовещение» – налепок. 1871 г. Надпись: «Ивана Владимирова Салапина. 1871 года». Бумага, сажа, киноварь, 26 х 22. Из собрания Н. В. Дыдыкина.

Салапин Петр – потомственный палехский иконописец XVIII в.
В XVIII в. в Палехе писал иконы Андрей Салапьев. Одна из них хранится в Государственной Третьяковской галерее-«Царь-царем» 1789 г. (Русская живопись XVII — XVIII веков. Каталог выставки. Л., 1977, с. 111, илл.). Изображения священников на этой иконе идентичны изображениям служителей церкви на иконописном подлиннике «Сцена у целебного источника», который находится в Государственном музее палехского искусства и происходит из собрания Н. М. Парилова.
«Христос на троне» (см. сведения о Карпенкове Семене Якимове) .

Ситников Сильвестр Иванов – палехский иконописец первой половины XIX в.
«Спас на троне с избранными святыми» – рисунок кистью. Первая половина XIX в. Надпись: «Сей рисунок Силивестра Иванова Ситникова». Бумага, сажа, 27 х 19. Из собрания П. Д. Корина.

Сорокин – холуйский иконописец XVIII - начала XIX в.
«Дмитрий Солунский» – припорох. XVIII - начало XIX в. Надпись: «Сорокина». Бумага, 29,7Х22. Из коллекции Барановых.

Удалов Яков – палехский иконописец XIX в.
«Христос» – налепок. XIX в. Надпись: «Якова Удалова». Бумага, сажа, 15,3Х Х17,9. Из собрания П. Д. Корина.

Хренов Козьма – палехский иконописец начала XIX века. Крепостной.
Работал в начале XIX в., был одним из лучших палехских мастеров (см.: Н. Н. Ушаков. Исторические сведения об иконописцах и иконописании Владимирской губернии. Владимир, 1906, с. 45).
В 40-е годы XIX в. в мастерских Сафоновых исполняли заказы крепостные иконописцы Иван Борисович, Иван Гаврилович, Николай Хреновы, а в 80-е годы Александр Михайлов Хренов, Михаил (Карпов Хренов, Иван Яковлев Хренов, Хреновы Иван Степанов и Григорий Иванович.
«Святой Фома» – рисунок пером. Около 1813 г. Надписи: «1813 года на первую часть № 50 на втрую часть № 45 на тртю часть № 15 написана Книга пророк козмы Хренова кемв...» Бумага, сажа, 33,5 х 26,5. Из собрания П. Д. Корина.

Шахов Абрам – холуйский иконописец первой половины XIX в.
«Богоматерь с младенцем» – припорох. Первая половина XIX в. Надписи: «Сей рисунок Абрама Шахова», «Сей рисунок Дмитрия Абрамова Шахов а». Бумага, 34,7 х 28,5. Из собрания Барановых.

Шахов Дмитрий Абрамов – потомственный холуйский иконописец середины XIX в.
В мастерской Шахова во второй половине XIX в. хранились иконописные подлинники XVIII - первой половины XIX в. Хранились они небрежно в больших коробах (В. Илларионов. Иконописцы-суздальцы.— Русское обозрение, 1895, апрель).
«Богоматерь с младенцем» (см. сведения о Шахове Абраме).

Шелухин Алексей Иванов – палехский иконописец второй половины XVIII в. Крепостной.
В 30 — 50-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали крепостные иконописцы Шелухины: Василий Иванов, Флегонт Васильев, Петр Григорьев, Ларион Петров, Александр Петров, Трифон.
«Минеи» – налепок. XVIII в. Надпись: «Сия штуки имено Алексея Шелухина». Бумага, сажа, 21,8 х 9,8. Из собрания П. Д. Корина.
«Успение Богоматери» – припорох. Конец XVIII в. Надпись: «Сей рисунок алексея иванова шелухина». Бумага русская, с водяным знаком (герб города Ярославля) 1781 — 1784 гг. (сведения даны научными сотрудниками Государственного музея палехского искусства), 35 х 25. Из собрания П. Д. Корина.

Якимов Прокофя (Прокофий) – холуйский иконописец XVIII в.
«Богоматерь со святыми» – припорох. XVIII в. Надпись: «Сей образец прокофя якимова». Бумага, 25 x 20,3. Из собрания П. Д. Корина.

Яковлев Дмитрий – холуйский иконописец начала XIX в.
В XVIII в. в Холуе был известен также иконописец Яковлев Василий (Н. Н. Ушаков. Указ. соч., с. 38).
«Троица Ветхозаветная» – припорох. Начало XIX в. Бумага, сажа, 35 x 21,7. Из собрания Барановых.


Примечания:

Существовало три основных способа изготовления иконописных подлинников.
Рисунки-прописи делали на специально промасленной бумаге типа кальки. Промасленную бумагу накладывали на икону и прочерчивали рисунок пером или кистью.
Рисунки-припорохи накалывали по линии булавкой или иглой. После этого прикладывали лицевой стороной к подготовленной доске и «пропорашивали»— натирали с обратной стороны растертыми в порошок углем или красным мелом, положенными в особый мешочек. Линия, проколотая точками, пропускала порошок — рисунок переводился в зеркальном отражении по отношению к оригиналу, с которого он был снят.
Чтобы получить налепок, рисунок на иконе обводили липкой (с чесноком) краской и прикладывали к нему чистый лист, который с обратной стороны притирали костяшкой,— получался отпечаток.
(А. А. Сидоров. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956, с.34).

«Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству» — учебник немецкого художника И. Д. Прейслера на русском языке впервые издали в 1735 г. с целью упорядочения методики обучения рисунку. Эту книгу можно считать первым методическим пособием по рисунку в России. Палехские художники пользовались этим пособием вплоть до 40-х годов XX столетия.
Подробнее: Рисовальная книга Иоанна Прейслера


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.



 → Главная   → История иконописи - исследования и памятники   → Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя   → Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика