Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.
Л.Е.Такташова
В списке приводятся имена иконописцев Палеха и Холуя, даются каталожные сведения об их работах, сохранившихся или известных по архивам, а также воспроизводятся надписи на иконописных подлинниках, в которых указаны фамилии художников.
Подлинники, принадлежавшие палехским иконописцам, хранятся в Государственном музее палехского искусства; холуйским – в Холуе, в музее-филиале Государственного музея палехского искусства.
Белоусов Алексей – палехский иконописец второй половины XIX в.
«Богоматерь Анкирская» – рисунок кистью (см. сведения о Луке Белоусове).
Белоусов Лука — палехский иконописец второй половины XVIII в.
«Богоматерь Анкирская» – рисунок кистью. XVIII в. Надписи: «СР Луки Б» (Сей рисунок Луки Белоусова, — Л. T.), «Петра», «Алексея», «Сей рисунок руки сна Белоусова Московския Михаила». Бумага, сажа, 27 х 21. Из собрания П. Д. Корина.
«Богоматерь Боголюбская» – икона. 1783. На обороте имелась надпись, в которой указывались время написания иконы и автор — Лука Белоусов. Находилась в церкви Рождества Христова в Балахне (Рукописный отдел Государственной Третьяковской галереи, ф. 67, № 448) . В 1930 г. комиссией по регистрации памятников, подлежащих государственной охране, икона была отнесена к памятникам первой категории. Местонахождение в настоящее время .не известно.
Белоусов Михаил Васильевич – потомственный палехский иконописец.
Крепостной (Архив Государственного музея палехского искусства, Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846-октябрь 1864 г., л. 268 об.). В 40-60-х годах XIX в. работал в мастерских Сафоновых в Палехе. Писал иконы, занимался стенописью.
В 40 — 70-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали иконописцы Белоусов Александр Васильевич, Белоусов Василий Евграфович, Белоусов Василий Петрович, Белоусов Иван Евграфович.
Богушов Петр Тимофеевич – палехский иконописец (?) первой половины XIX в.
«Успение Богоматери» – рисунок. 1829 г. Надпись: «Петра Тимофеева Богушова (?) 1829 год». Бумага, карандаш, 35,5Х22. Из собрания П. Д. Корина.
Вакуров Евстрат Матвеевич – крестьянин, крепостной Бутурлиных. Иконописец.
Крестьяне Вакуровы жили в Палехе еще в первой половине XVII в. (ЦГАДА, ф. 1209, ед. хр. 12610, Переписная книга по «Володимеру список с писцовых книг 154 и 155 годов»). Известен также палехский иконописец XVIII в. Никита Вакуров. Его рисунок (припорох) хранится в Москве в собрании А. Д. Корина (ЛХ. А. Некрасова. Искусство Палеха. М., 1966, с. 60).
«Иоанн Богослов в молчании» – рисунок кистью. Ху'Ш в. Надписи: «Сей рисунок Евстрата Матвеича его чести Вакурова», «Матвеича его чести Вакурова». Бумага, темпера, ЗОХ20,7. Из коллекции А. И. Блохина.
Вакуров Иван Петрович – потомственный палехский иконописец (1885 — 1968).
Писал иконы, занимался стенописью. После Великой Октябрьской социалистической революции член Палехской артели древней живописи, известный мастер лаковой миниатюры, один из основоположников искусства советского Палеха.
«Ангел-хранитель» – рисунок кистью. 1918 г. Надпись: «И Вакуров. 1918». Бумага, темпера, 21Х17. Из архива Сафоновых.
Васильев Иван – палехский иконописец первой половины XIX в.
«Въезд Христа в Иерусалим» – налепок. Первая половина XIX в. Надпись: «Сей рис... Ивана Вас... Бумага, сажа, киноварь, 27,1 x 26. Из собрания Н. В. Дыдыкина.
Гусаров Дмитрий Иванович - палехский иконописец (?) XIX в.
«Христос» – налепок, припорох. Надписи: «Сей рисунок принадлежит Владимиру Румянсову», «Гусаров Дмитрий Иванович», «Гусаров», «Румянсов». Бумага, сажа, 21Х15. Из собрания П. Д. Корина.
Иванов Спиридон – холуйский иконописец (?) (см. сведения об Иванове Федоре).
Иванов Федор — холуйский иконописец (?) XVIII - начала XIX в.
«Богоматерь всем скорбящим радость» — припорох. XVIII - начало XIX в. Надписи: «Ивана Петрова 4 Федора Иванова 4 Спиридона Иванова 4 Капитоновские 4 еще капитоновских 3 Касимовских Протокалистру 2 Степану Львову 8... вязниковский расход 2 р. 20 коп.». Бумага, 34Х22. Из собрания Барановых.
Капин Александр Яковлевич – палехский иконописец первой половины - середины XIX в.
«Обручение Марии» — налепок. Надпись: «Сия картина Александра Капина». Бумага, сажа, 17 х 19. Из собрания П. Д. Корина.
«Благовещение» – налепок. Середина XIX в. Надпись: «Александра Яковлева Капина». Бумага, сажа, 23,5 х 18. Из собрания П. Д. Корина.
Капин Яков – палехский иконописец первой половины XIX в.
«Христос со святыми» – припорох. 1847 г. Надпись: «Сей рисунок Якова Капина 1847 года. Сам рисовал». Из собрания П. Д. Корина.
Капитон – холуйский иконописец (?) XVIII — начала XIX в. (см. сведения об Иванове Федоре).
Карпенков Семен Якимов – палехский иконописец XVIII в.
«Сцена в храме» (клеймо иконы) – налепок. Надпись: «Семена Якимова Карпенкова». Бумага, сажа, 23,5Х17. Из собрания П. Д. Корина.
«Христос на троне» – припорох. Надписи: «Семена Якимава Карпенкова», «Петра Салапина». Бумага, 23,5 х 17. Из собрания П. Д. Корина.
Касиков – холуйский иконописец (?) XVIII - начала XIX в. (см. сведения об Иванове Федоре) .
Корсаков Егор Евграфович - потомственный палехский иконописец первой половины, середины XIX в.
Крепостной. В 40-70-х годах XIX в. в Палехе работали Евграф Корсаков (отец Егора Евграфовича Корсакова), Петр Корсаков, Прокофий Евграфович Корсаков (Архив Государственного музея палехского искусства. Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846—октябрь 1864 гг., лл. 152—155 об.).
«Идущая женщина» (копия гравюры из книги немецкого художника И. Д. Прейслера «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству») — рисунок тушью. 1850 г. Надпись: «Рисовал ученик Дворовой человек Егор Корсаков 1850 Майя». Бумага, тушь, 34 х 17,2. Из собрания П. Д. Корина.
«Женщина с чашей в руках» (копия из книги И. Д. Прейслера) – рисунок пером.
1850 г. Надписи: Рисовал ученик Дворовой человек Erop К... 18... помещении Костромской духовной консистории», «рисовал ученик Дворовый человек Erop Корсаков 1850 года майя 15 Дрожайшия родительница... » Бумага, тушь, 34,2 х 17,4. Из собрания П. Д. Корина.
Куроуткин Сергей – палехский иконописец XIX в.
«Господь Вседержитель» — рисунок кистью и пером. XIX в. Надпись: «Сей рисунок Сергея Куроуткина... подлено ево». Бумага, темпера, 29,5 х 20,8. Из собрания П. Д. Корина.
Львов Степан – холуйский иконописец (?) конца XVIII - начала XIX в. (см. сведения об Иванове Федоре).
Михаил (Михайлов?) – палехский иконописец конца XVIII - первой половины XIX в.
«Успение Богородицы» – припорох. Конец XVIII - первая половина XIX в. Надпись: «Сей рисунок Миха...» Бумага, 35 х 22,5. Из собрания П. Д. Корина.
Протокалистр – холуйский иконописец (?) конца XVIII - начала XIX в. (см. сведения об Иванове Федоре).
Салабанов Матвей Никифоров – потомственный палехский иконописец. Крепостной.
В 40-е годы XIX в. работал в мастерских Сафоновых (Архив Государственного музея палехского искусства, Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846 - октябрь 1864 г., лл. 95-97 об.).
«Апостол, читающий книгу» – налепок первой половины XIX в. Надпись: «Сей рисунок Матвея Никифорова Салабанова». Бумага, сажа, 12,3 х 22,4. Из коллекции П. Д. Корина.
Салапин Иван Владимиров – потомственный палехский иконописец XIX в.
Работал в мастерских Сафоновых. Крепостные иконописцы Салапины (Салапьевы, Салафьевы) в мастерских Сафоновых трудились в первой половине XIX в. Их имена встречаются в приходорасходных книгах сафоновских мастерских за 60 — 70-е годы XIX в. (книги хранятся в Архиве Государственного музея палехского искусства).
«Благовещение» – налепок. 1871 г. Надпись: «Ивана Владимирова Салапина. 1871 года». Бумага, сажа, киноварь, 26 х 22. Из собрания Н. В. Дыдыкина.
Салапин Петр – потомственный палехский иконописец XVIII в.
В XVIII в. в Палехе писал иконы Андрей Салапьев. Одна из них хранится в Государственной Третьяковской галерее-«Царь-царем» 1789 г. (Русская живопись XVII — XVIII веков. Каталог выставки. Л., 1977, с. 111, илл.). Изображения священников на этой иконе идентичны изображениям служителей церкви на иконописном подлиннике «Сцена у целебного источника», который находится в Государственном музее палехского искусства и происходит из собрания Н. М. Парилова.
«Христос на троне» (см. сведения о Карпенкове Семене Якимове) .
Ситников Сильвестр Иванов – палехский иконописец первой половины XIX в.
«Спас на троне с избранными святыми» – рисунок кистью. Первая половина XIX в. Надпись: «Сей рисунок Силивестра Иванова Ситникова». Бумага, сажа, 27 х 19. Из собрания П. Д. Корина.
Сорокин – холуйский иконописец XVIII - начала XIX в.
«Дмитрий Солунский» – припорох. XVIII - начало XIX в. Надпись: «Сорокина». Бумага, 29,7Х22. Из коллекции Барановых.
Удалов Яков – палехский иконописец XIX в.
«Христос» – налепок. XIX в. Надпись: «Якова Удалова». Бумага, сажа, 15,3Х Х17,9. Из собрания П. Д. Корина.
Хренов Козьма – палехский иконописец начала XIX века. Крепостной.
Работал в начале XIX в., был одним из лучших палехских мастеров (см.: Н. Н. Ушаков. Исторические сведения об иконописцах и иконописании Владимирской губернии. Владимир, 1906, с. 45).
В 40-е годы XIX в. в мастерских Сафоновых исполняли заказы крепостные иконописцы Иван Борисович, Иван Гаврилович, Николай Хреновы, а в 80-е годы Александр Михайлов Хренов, Михаил (Карпов Хренов, Иван Яковлев Хренов, Хреновы Иван Степанов и Григорий Иванович.
«Святой Фома» – рисунок пером. Около 1813 г. Надписи: «1813 года на первую часть № 50 на втрую часть № 45 на тртю часть № 15 написана Книга пророк козмы Хренова кемв...» Бумага, сажа, 33,5 х 26,5. Из собрания П. Д. Корина.
Шахов Абрам – холуйский иконописец первой половины XIX в.
«Богоматерь с младенцем» – припорох. Первая половина XIX в. Надписи: «Сей рисунок Абрама Шахова», «Сей рисунок Дмитрия Абрамова Шахов а». Бумага, 34,7 х 28,5. Из собрания Барановых.
Шахов Дмитрий Абрамов – потомственный холуйский иконописец середины XIX в.
В мастерской Шахова во второй половине XIX в. хранились иконописные подлинники XVIII - первой половины XIX в. Хранились они небрежно в больших коробах (В. Илларионов. Иконописцы-суздальцы.— Русское обозрение, 1895, апрель).
«Богоматерь с младенцем» (см. сведения о Шахове Абраме).
Шелухин Алексей Иванов – палехский иконописец второй половины XVIII в. Крепостной.
В 30 — 50-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали крепостные иконописцы Шелухины: Василий Иванов, Флегонт Васильев, Петр Григорьев, Ларион Петров, Александр Петров, Трифон.
«Минеи» – налепок. XVIII в. Надпись: «Сия штуки имено Алексея Шелухина». Бумага, сажа, 21,8 х 9,8. Из собрания П. Д. Корина.
«Успение Богоматери» – припорох. Конец XVIII в. Надпись: «Сей рисунок алексея иванова шелухина». Бумага русская, с водяным знаком (герб города Ярославля) 1781 — 1784 гг. (сведения даны научными сотрудниками Государственного музея палехского искусства), 35 х 25. Из собрания П. Д. Корина.
Якимов Прокофя (Прокофий) – холуйский иконописец XVIII в.
«Богоматерь со святыми» – припорох. XVIII в. Надпись: «Сей образец прокофя якимова». Бумага, 25 x 20,3. Из собрания П. Д. Корина.
Яковлев Дмитрий – холуйский иконописец начала XIX в.
В XVIII в. в Холуе был известен также иконописец Яковлев Василий (Н. Н. Ушаков. Указ. соч., с. 38).
«Троица Ветхозаветная» – припорох. Начало XIX в. Бумага, сажа, 35 x 21,7. Из собрания Барановых.
Примечания:
Существовало три основных способа изготовления иконописных подлинников.
Рисунки-прописи делали на специально промасленной бумаге типа кальки. Промасленную бумагу накладывали на икону и прочерчивали рисунок пером или кистью.
Рисунки-припорохи накалывали по линии булавкой или иглой. После этого прикладывали лицевой стороной к подготовленной доске и «пропорашивали»— натирали с обратной стороны растертыми в порошок углем или красным мелом, положенными в особый мешочек. Линия, проколотая точками, пропускала порошок — рисунок переводился в зеркальном отражении по отношению к оригиналу, с которого он был снят.
Чтобы получить налепок, рисунок на иконе обводили липкой (с чесноком) краской и прикладывали к нему чистый лист, который с обратной стороны притирали костяшкой,— получался отпечаток.
(А. А. Сидоров. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956, с.34).
«Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству» — учебник немецкого художника И. Д. Прейслера на русском языке впервые издали в 1735 г. с целью упорядочения методики обучения рисунку. Эту книгу можно считать первым методическим пособием по рисунку в России. Палехские художники пользовались этим пособием вплоть до 40-х годов XX столетия.
Подробнее: Рисовальная книга Иоанна Прейслера
Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.
|