Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяХолуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.



Памятники русского иконописания XVII-XIX вв.
в собрании музеев Палеха и Холуя

Палехское собрание и иконопись Палеха XVII века

Л.Е.Такташова

В основу палехского собрания лег архив Сафоновых — владельцев крупных иконописных мастерских в Палехе. Н. Н. Ушаков, видевший его в свое время, писал, что у Сафонова хранится «много древних рисунков, несколько толковых подлинников, один очень замечательный лицевой, древние лицевые минеи в рисунках и иконы старых палехских мастеров».[ Н. Н. Ушаков. Исторические сведения об иконописи и иконописцах Владимирской губернии. Владимир, 1906, с. 49.] После Великой Октябрьской социалистической революции, когда мастерские прекратили свое существование, уцелевшая часть архива попала в музей. Позднее архив дополнили подлинники, принадлежавшие художникам Н. М. Парилову, А. А. и Н. А. Дыдыкиным, А. Н. Блохину. Все они были родом из семей потомственных палехских иконописцев и до революции сами занимались иконописью.

Святой Власий. Рисунок пером. Палех. XVIII век.
Святой Власий. Рисунок пером. XVIII век.
Бумага, тушь. 16,6 х 19 см
Из коллекции П.Д.Корина
Государственный музей палехского искусства, Палех

Значительная часть коллекции — произведения, принадлежавшие некогда П. Д. Корину. Павел Дмитриевич с гордостью говорил о себе, что он художник не только по призванию, но и по рождению. Род крестьян-иконописцев Кориных восходит к иконнику Федору, работавшему еще в XVII в. У правнуков Федора в Палехе была иконописная мастерская. В середине прошлого столетия в ней побывал Г. Д. Филимонов. Ученого заинтересовали иконописные подлинники XVII — ХVIII столетий. По его словам, они передавались из рода в род, имели несомненные свидетельства местной палехской редакции и любопытные указания на имена бывших владельцев. Некоторые подлинники мастерской и хранились, должно быть, у П. Д. Корина, другие же были собрание им у палешан в 20 - 30-е годы. [В Мемориальном доме-музее П. Д. Корина в Палехе хранится портрет Д. Н. Корина, написанный в 1887 г. художником-передвижником А. М. Кориным. На обороте портрета надпись. Так как она может быть интересна для исследователей, приводим ее полностью: «Портрет Дмитрия Николаевича Корина. Род. 1853 г., умер 1901 г. писал Алексей Мих. Корин. Род Кориных, крестьян-иконописцев села Палеха. Иконописцы: Федор Корин, Федор Федорович, Максим Федорович, Пахом Максимович, Петр Максимович, родился около 1770 года, Илларион Петрович, Николай Илларионович, жена его Марья Николаевна Корина, урожденная Коровайкова. Дети их: Михаил Ник., Дмитрий Ник., Никифор, Иван. Дети Михаила Ника Алексей — художник-передвижник, Николай, Андрей. Дети Дмитрия Ник. и жены его Надежды Ивановны Кориной, урожденной Талановой: Сергей, Евлампия, Михаил, Павел, Александр. Портрет дублирован мной, отреставрирован. Павел Корин».]

К сожалению, иконописных подлинников XVII в. в Палехе не сохранилось. Икон этого столетия с надписью-датой нет. Но в доме, построенном еще дедом П. Д. Корина (ныне Мемориальном доме-музее П. Д. Корина в Палехе), есть старый родовой образ. Это небольшая четырехчастная икона с композициями: «Богоматерь Казанская», «Одигитрия», «Воздвижение креста», «Предстоящие Иоанн Предтеча, святой мученик Федор, Иоаким, Анна, святой Никола». Написал ее, судя по подбору святых, очевидно, иконник Федор (своего святого-покровителя он буквально втиснул между святыми Иоакимом и Анной) в связи с рождением или ожиданием в семье первенца. Икона предназначалась для палехской Крестовоздвиженской церкви в теплый придел, носящий имя Богоматери Казанской.

Эта работа, а также две другие, несомненно палехские — «Святые Лев и Маремьяна» из Крестовоздвиженской церкви села Палех (Государственный музей палехского искусства) и Деисус (Мемориальный дом-музей П. Д. Корона в Палехе),— образуют стилистически единую группу и характеризуют палехскую иконопись XVII столетия. По стилю они связаны с тем направлением иконописи XVII в., которое, унаследовав некоторые традиции строгановской школы, нашло воплощение как в творчестве столичных художников-школы царских изографов и Оружейной палаты, так и провинциальных мастеров. Иконы невелики по размерам, камерны по содержанию. У святых одинаково удлиненные пропорции, узкие покатые плечи, «тонкостные персты», они стоят, приподнявшись на цыпочки, полукасаясь земли, их внутреннее волнение передано традиционным приемом — бурно развевающимися краями одежд, беспокойным ритмом пробелов. Колорит икон красновато-коричневый, письмо грубоватое.

Как видно по ним, иконописцы Палеха большим мастерством не обладали. Не случайно Иосиф Владимиров говорил, что писать иконы палешане «зазираются», и упоминал о них в связи с ремесленниками, которые развозили свои иконы по «торжкам и заглушным деревням для промена на яйца и луковицу».9

Представление о Палехе первой половины XVII в. дает писцовая книга по Владимиру 1645 г. «Село <...>, а в сельце церковь, а на церковной земле два двора помещении, да два двора приказчиков, да 47 крестьянских». [ЦГАДА, ф. 1365, оп. 1, д. 34, № 1; ф. 1209, ед. хр. 12610, Писцовая книга по Владимиру, лл. 336 об., 337.] К 1678 г. число дворов в Палехе возросло до 63, в то время как мужского населения убавилось на 262 души. [ЦГАДА, ф. 1365, оп. 1, д. 34, № 1, Писцовая книга Палехской волости, л. 2.] Последнее объясняется тем, что главы крестьянских семей уходили на промыслы. Шли, судя по документам, главным образом в Шую и Вязники. [ЦГАДА, ед. хр. 192, д. 18, №11.] В Шуе было несколько монастырей, принадлежавших Троице-Сергиевой Лавре. При монастырях уже в первой половине XVII в. работали городовые и монастырские иконописцы, имевшие, как видно из грамот, порядочные заказы. Вязники в сказке Степана Резанца названы городом «славнейших иконников». Как это обычно наблюдалось в процессе «распространения крестьянских промыслов из их старых центров в окрестные селения»,'4 иконописанием начинают заниматься и палехские крестьяне.

Отметим, что иконописцы, т. е. профессиональные художники, не значатся ни в одной из писцовых книг Палеха XVII — начала XVIII в. [ЦГАДА, ф. 1209, ед. хр. 12610, Писцовая книга по Владимиру 1645 г., лл. 336 об., 338, 338 об.; ф. 1365, оп. 1, д. 34, № 1; Писцовая книга Палехской волости, л. 2; Перепись населения Палехской волости 17И, 1712, 1713, 1718, 1719 гг., Палехский вотчинный архив Бутурлиных, л. 1.] Владелец части села И. С. Бутурлин даже в 1708 г. утверждал, что иконник в Палехе только один, «да и тот стар и икон писать не может».[ Письмо Ивана Самсоновича Бутурлина в Палех старосте Ивану Ноговицину от 28-29 августа 1708 г. (ЦГАДА, ф. 1365, оп. 1, ед. хр. 8, д. 2).] Учитывая все это, мы считаем неверным относить к палехским письмам XVII в. первоклассные памятники иконописи: в XVII столетии иконописании в Палехе было одним из отхожих промыслов и больше тяготело к ремеслу, нежели к искусству.


Дополнительная информация: Сердца на копьях: «Уходящая Русь» Павла Корина

Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.



Читайте далее: Становление палехской иконописи (XVIII век)

 → Главная   → История иконописи - исследования и памятники   → Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя   → Палехское собрание и иконопись Палеха XVII века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика