Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяХолуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.



Памятники русского иконописания XVII-XIX вв.
в собрании музеев Палеха и Холуя

Становление палехской иконописи (XVIII век)

Л.Е.Такташова

В XVIII в. палехские иконописцы развили собственную стилистику, иконопись вышла за рамки простого копирования и художественного ремесленничества.

Припорох «Святые Христофор, София, Вера, Надежда, Любовь» на бумаге с филигранью 1710 г., наколотый рукой хорошего рисовальщика, напоминает на просвет тонкое кружево. Его стиль соответствует стилю датированных палехских икон — «Воздвижение Креста» 1733 г. из Крестовоздвиженской церкви села Палех (Государственный музей палехского искусства) и «Преображение» 1732 г. (Калининская областная картинная галерея) . Невесомые фигуры святых, вихрящиеся линии одеяний, хрупкие формы горок - наглядное свидетельство тому, что иконописцы продолжали развивать стиль своих предшественников, но отличались от последних высоким уровнем мастерства. Их рисунок — легкий и даже изящный, колорит изысканный. Эти произведения говорят о том, что палехское иконописание в XVIII в. благодаря географическому положению села, а также особенностям социальной жизни стало профессиональным. [М. А. Некрасова. Искусство Палеха. Л., 1978, с. 18 — 21.]

XVIII столетие — время становления палехского искусства. От этого столетия сохранились толковые подлинники, много лицевых, различные документы. Судя по ним, Палех был далеко не тем селом, каким его представляли в литературе: «замкнутым в себе, в круге своей традиции, своего бытового уклада».[А. В. Бакушинский. Искусство Палеха. Л., 1978, с 18—21.]

Палехский иконописец, как можно судить по толковым подлинникам, был осведомлен в области богословия, знаком с такими произведениями светской литературы, как «Дневник путешествий боярина Бориса Петровича Шереметева в Польшу, Австрию и Италию», «История Российская» Татищева и другие. [Сводный иконописный подлинник по списку Филимонова. М., 1874, с. 362.] И неудивительно. В XVIII в. палехские крестьяне в поисках заработка расходились повсюду: работали по подряду в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Вязниках, торговали иконами в Валахии и Сербии, строили Санкт-Петербург.[ ЦГАДА, ф. 1365, оп. 1, ед. хр. 8, д. -.2; ед. хр. 20, д. 22; ед. хр. 9, д. 1 (Соглашение о замене на работах в Санкт-Петербурге), и др.] При этом, естественно, расширялся их кругозор, пополнялись знания. В 1762—1774 гг. палешане возводят каменную церковь Ильи Пророка (на месте старой одноименной) и делают это своими строительными силами. [ ЦГАДА, ф. 1365, оп. 1, ед. хр. 242, Объяснение Ивана Першина в вотчинное правление. Документ содержит интересный материал о строительстве церкви Ильи Пророка в Палехе (ныне памятник архитектуры, охраняется государством). Из «Объяснения» следует, что строительством руководили палешане Иван Першин и Иван Антропов. Строили церковь по «мирскому контракту» палехские мастера. Возглавлял строительство московский мастер. ]

Иоанн Предтеча, ангел пустыни. Налепок. Палех, XIX век.
Иоанн Предтеча, ангел пустыни. Налепок. XIX век.
Бумага, сажа, киноварь. 33 х 22 см
Из коллекции Н.В.Давыкина
Государственный музей палехского искусства, Палех

Отличительные черты жителей Палеха положили своеобразный отпечаток на их искусство. Если семья иконописца, не порывавшая связи с землей, жила крестьянской патриархальной жизнью, то сам художник благодаря специфике основного труда по своему мировосприятию приближался к горожанам. Именно поэтому он был способен создавать такие произведения живописи, которые отвечали эстетическим требованиям города.

Во второй половине XVIII столетия под влиянием городского барочного искусства в Палехе появляется «фрязь». Пример ранней палехской «фрязи» — икона Ильи Болякина «Не рыдай мене мати» 1769 г. из Крестовоздвиженской церкви села Палеха (Государственный музей палехского искусства) . Однако, как можно заключить, анализируя собрание лицевых подлинников, «фрязь» утвердилась здесь сравнительно поздно — в 80 — 90-е годы XVIII в., в то время как в Москве и других старых иконописных центрах «фряжские» иконы писали еще в XVII столетии. Это обстоятельство необходимо учитывать при атрибуции палехских писем.

При письме «фряжских» икон использовали гравюры XVII — XVIII вв. В фондах палехского музея хранится рукопись с гравюрами известного гравера Григория Тепчегорского. Принадлежала она, как гласит надпись, «изографам» Александру Григорьеву Волкову, Якову Буторину, Ивану Никитину Буторину.[ Книга хранится в Государственном музее палехского искусства и числится в книге поступлений под № 4291. На книге надписи: «Сия книга изографа александра Григорьева Кавлуного вольноотпущаного», «Спю книгу купил Костромской купец андрей Иванов у вышеписаного изографа волкова за 64 в 1810 год... 184... куплена яковом... ым Буториным за 7-мь рублей», «С 1851 г. февраля 23 числа купил сии книги Ивана Никитина Буторина»] Гравюрами пользовались как лицевыми подлинниками. Целый альбом таких подлинников - немецких, голландских, итальянских гравюр - можно видеть в Мемориальном доме-музее П. Д. Корина в Палехе. Надписи под гравюрами не оставляют сомнения в их назначении. «Фрязь» оказала сильное влияние на старый стиль. Их сплав дал живописное направление палехской иконописи.


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.



Читайте далее: Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)

 → Главная   → История иконописи - исследования и памятники   → Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя   → Становление палехской иконописи (XVIII век)  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика