|
История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяХолуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.
|
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Становление палехской иконописи (XVIII век)
Л.Е.Такташова
В XVIII в. палехские иконописцы развили собственную стилистику, иконопись вышла за рамки простого копирования и художественного ремесленничества.
Припорох «Святые Христофор, София, Вера, Надежда, Любовь» на бумаге с филигранью 1710 г., наколотый рукой хорошего рисовальщика, напоминает на просвет тонкое кружево. Его стиль соответствует стилю датированных палехских икон — «Воздвижение Креста» 1733 г. из Крестовоздвиженской церкви села Палех (Государственный музей палехского искусства) и «Преображение» 1732 г. (Калининская областная картинная галерея) . Невесомые фигуры святых, вихрящиеся линии одеяний, хрупкие формы горок - наглядное свидетельство тому, что иконописцы продолжали развивать стиль своих предшественников, но отличались от последних высоким уровнем мастерства. Их рисунок — легкий и даже изящный, колорит изысканный. Эти произведения говорят о том, что палехское иконописание в XVIII в. благодаря географическому положению села, а также особенностям социальной жизни стало профессиональным. [М. А. Некрасова. Искусство Палеха. Л., 1978, с. 18 — 21.]
XVIII столетие — время становления палехского искусства. От этого столетия сохранились толковые подлинники, много лицевых, различные документы. Судя по ним, Палех был далеко не тем селом, каким его представляли в литературе: «замкнутым в себе, в круге своей традиции, своего бытового уклада».[А. В. Бакушинский. Искусство Палеха. Л., 1978, с 18—21.]
Палехский иконописец, как можно судить по толковым подлинникам, был осведомлен в области богословия, знаком с такими произведениями светской литературы, как «Дневник путешествий боярина Бориса Петровича Шереметева в Польшу, Австрию и Италию», «История Российская» Татищева и другие. [Сводный иконописный подлинник по списку Филимонова. М., 1874, с. 362.] И неудивительно. В XVIII в. палехские крестьяне в поисках заработка расходились повсюду: работали по подряду в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Вязниках, торговали иконами в Валахии и Сербии, строили Санкт-Петербург.[ ЦГАДА, ф. 1365, оп. 1, ед. хр. 8, д. -.2; ед. хр. 20, д. 22; ед. хр. 9, д. 1 (Соглашение о замене на работах в Санкт-Петербурге), и др.] При этом, естественно, расширялся их кругозор, пополнялись знания. В 1762—1774 гг. палешане возводят каменную церковь Ильи Пророка (на месте старой одноименной) и делают это своими строительными силами. [ ЦГАДА, ф. 1365, оп. 1, ед. хр. 242, Объяснение Ивана Першина в вотчинное правление. Документ содержит интересный материал о строительстве церкви Ильи Пророка в Палехе (ныне памятник архитектуры, охраняется государством). Из «Объяснения» следует, что строительством руководили палешане Иван Першин и Иван Антропов. Строили церковь по «мирскому контракту» палехские мастера. Возглавлял строительство московский мастер. ]
Иоанн Предтеча, ангел пустыни. Налепок. XIX век.
Бумага, сажа, киноварь. 33 х 22 см
Из коллекции Н.В.Давыкина
Государственный музей палехского искусства, Палех
Отличительные черты жителей Палеха положили своеобразный отпечаток на их искусство. Если семья иконописца, не порывавшая связи с землей, жила крестьянской патриархальной жизнью, то сам художник благодаря специфике основного труда по своему мировосприятию приближался к горожанам. Именно поэтому он был способен создавать такие произведения живописи, которые отвечали эстетическим требованиям города.
Во второй половине XVIII столетия под влиянием городского барочного искусства в Палехе появляется «фрязь». Пример ранней палехской «фрязи» — икона Ильи Болякина «Не рыдай мене мати» 1769 г. из Крестовоздвиженской церкви села Палеха (Государственный музей палехского искусства) . Однако, как можно заключить, анализируя собрание лицевых подлинников, «фрязь» утвердилась здесь сравнительно поздно — в 80 — 90-е годы XVIII в., в то время как в Москве и других старых иконописных центрах «фряжские» иконы писали еще в XVII столетии. Это обстоятельство необходимо учитывать при атрибуции палехских писем.
При письме «фряжских» икон использовали гравюры XVII — XVIII вв. В фондах палехского музея хранится рукопись с гравюрами известного гравера Григория Тепчегорского. Принадлежала она, как гласит надпись, «изографам» Александру Григорьеву Волкову, Якову Буторину, Ивану Никитину Буторину.[ Книга хранится в Государственном музее палехского искусства и числится в книге поступлений под № 4291. На книге надписи: «Сия книга изографа александра Григорьева Кавлуного вольноотпущаного», «Спю книгу купил Костромской купец андрей Иванов у вышеписаного изографа волкова за 64 в 1810 год... 184... куплена яковом... ым Буториным за 7-мь рублей», «С 1851 г. февраля 23 числа купил сии книги Ивана Никитина Буторина»] Гравюрами пользовались как лицевыми подлинниками. Целый альбом таких подлинников - немецких, голландских, итальянских гравюр - можно видеть в Мемориальном доме-музее П. Д. Корина в Палехе. Надписи под гравюрами не оставляют сомнения в их назначении. «Фрязь» оказала сильное влияние на старый стиль. Их сплав дал живописное направление палехской иконописи.
Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.
Читайте далее: Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)
|
|