Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяХолуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.



Памятники русского иконописания XVII-XIX вв.
в собрании музеев Палеха и Холуя

Холуйская иконопись

Л.Е.Такташова

Представление о мастерстве холуйских иконников XVII века даёт налепок «Богоматерь со святыми», отпечатанный на бумаге с водяным знаком 1638 г. [ Существовало три основных способа изготовления иконописных подлинников. Рисунки-прописи делали на специально промасленной бумаге типа кальки. Промасленную бумагу накладывали на икону и прочерчивали рисунок пером или кистью. Рисунки-припорохи накалывали по линии булавкой или иглой. После этого прикладывали лицевой стороной к подготовленной доске и «пропорашивали»— натирали с обратной стороны растертыми в порошок углем или красным мелом, положенными в особый мешочек. Линия, проколотая точками, пропускала порошок — рисунок переводился в зеркальном отражении по отношению к оригиналу, с которого он был снят. Чтобы получить налепок, рисунок на иконе обводили липкой (с чесноком) краской и прикладывали к нему чистый лист, который с обратной стороны притирали костяшкой, — получался отпечаток. (А. А. Сидоров. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956, с.34).] [Н. II. Лихачев. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 1891, табл. 93, № 631.]

Композиция подлинника строится по сторонам от центральной оси. Форма промоделирована линией без применения светотени. Пространство передано «кулисно». На первом плане изображены в рост Богоматерь со святыми, на втором — палаты. Показана толщина оконных проемов, дверей, торцов зданий. Такими приемами построения композиции и пространства пользовались столичные иконописцы конца XVI — начала XVII столетий, а также провинциальные художники более позднего времени.

В том, что подлинник сделан в Холуе, убеждает его происхождение из дома потомственных холуйских иконописцев Барановых, а также особенности рисунка: пропорции святых соизмеримы с пропорциями человека в натуре, образы внешне статичны, приземлены.

«Богоматерь со святыми» стилистически едина с другими подлинниками из дома Барановых. Наиболее интересный из них — налепок с изображением святого, отпечатанный на голландской бумаге с водяным знаком (герб города Амстердама) 1710 г.[ К. Я. Тромонин. Изъяснения знаков, видимых в писчей бумаге... М., 1844, табл. LIX, № 856.] Налепок представляет собой обрывок несохранившейся композиции с изображением восседающего на троне Христа (или Богоматери) в окружении предстоящих. Несмотря на фрагментарность и скромные размеры листа, рисунок выглядит монументально. Абрис фигуры лаконичен. Внутренняя экспрессия передана силуэтом и напряженными линиями складок одежд святого. Выразительно его запрокинутое лицо. Над головой нет нимба. Возможно, перед нами «портрет» заказчика иконы, с которой был снят налепок.

Неизвестный святой. Налепок. Холуй. Начало XVIII века.
Неизвестный святой. Налепок. Начало XVIII века.
Бумага, сажа. 39,3 х 24 см
Из коллекции иконописцев Барановых
Государственный музей палехского искусства, филиал в Холуе

«Богоматерь со святыми» и «Неизвестный святой» — произведения «золотого века» холуйского иконописания. Письмом же икон в Холуе начали заниматься, должно быть, еще в середине XVI столетия, когда частью села владел суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, внедрявший на своих землях это ремесло. Во всяком случае:в писцовых книгах 1629 г. о жителях села сказано, что они занимаются иконописью и что занятие это наследственное.[У.А.Кукулиев, В.В.Стариков. Есть такое село. Ярославль, 1973, с. 94.] В 1676 г. о мастерах Холуя знали в Новгороде Великом; в 1752 г. холуйские иконники Стефан Оботин, Никита Андреев и Иван Субботин были вызваны в Троице-Сергиеву Лавру для изготовления икон к приезду царицы Елизаветы Петровны.

Иконописные подлинники холуйского музея XIX — начала ХХ в. — грубые ремесленные поделки. Им соответствует и подавляющая часть икон этого периода. Расхожие иконы, как известно из грамот, писали в Холуе наряду с высокохудожественными произведениями еще в XVII столетии. С подобными памятниками и связано представление о холуйском иконописании у специалистов и просто любителей искусства. Именно поэтому иконописные подлинники обретают особую ценность и интерес.


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.



Читайте далее: Палехское собрание и иконопись Палеха XVII века

 → Главная   → История иконописи - исследования и памятники   → Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя   → Холуйская иконопись  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика