История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
Продать иконуПодготовка к продаже иконыБлагословение на продажу иконыГде продать старинную икону?Как продать икону?Что такое атрибуция иконы?Когда и зачем нужна экспертиза иконы?Нужно ли снимать с иконы оклад?Нужно ли реставрировать икону?Как сфотографировать икону?Можно ли продать икону в плохом состоянии?Как уберечься от мошенников?Сколько стоит икона? | Как сфотографировать икону?Для грамотной атрибуции хорошо запастись качественными фотографиями иконы, особенно, если консультация с экспертом проводится заочно и он может судить о состоянии и особенностях иконы только по изображениям. Кажется, что это довольно простая мысль, очевидная и скучная в своей банальности. Тем не менее, периодически в наш адрес приходят мутные расплывчатые снимки, сделанные без всякого понимания, а что же фотограф снимал и зачем. Для получения чёткой и понятной фотографии иконы необязательно использовать профессиональную фототехнику. Большинство современных простых фотоаппаратов и мобильных телефонов со встроенными камерами обладает достаточными для съёмки возможностями. Вопрос качества снимка зависит от умения фотографа. Какие снимки нужны для атрибуции и оценки иконы?Для того, чтобы эксперт мог составить адекватное заключение, желательно сделать и предоставить для исследования следующие снимки иконы без оклада: • Икона в полный размер с чётко читаемым рисунком.
• Фрагменты иконы крупным планом – лики, руки, какие-либо интересные части композиции. • Если это житийная икона, хорошо отдельно представить клейма, хотя бы несколько. • Если на иконе есть приписные святые, их тоже желательно представить на отдельной фотографии достаточно крупно. • Если на иконе есть повреждения, потери, какие-либо дефекты – желательно каждое серьёзное или выраженное повреждение сопроводить фотографией и пояснением.
• Снимок оборотной стороны иконы.
• Если на обороте есть надписи, желательно их сфотографировать отдельно, так, чтобы их можно было прочитать. Дарственные надписи часто позволяют проследить историю иконы и даже определить её первых владельцев. Историческая значимость бывших владельцев и наличие истории иконы может существенно повлиять на цену. • Торцевые стороны иконы. Снимки с такого ракурса позволяют судить о степени выгнутости иконы. В некоторых случаях текстура древесины позволяет определить конкретную породу дерева, использованного для основы.
Следует отдельно сказать несколько слов и об иконах в окладах. Если вы уверены в своей аккуратности и возможности самостоятельного снятия оклада, вы можете попробовать это сделать. Однако неправильное снятие оклада может повредить древесную основу иконы, красочный слой и сам оклад. Для начала попробуйте сделать фотографии иконы в окладе, а уже получив первые экспертные мнения о ценности иконы, принять решение о необходимости снятия оклада. Для продажи снятие оклада может не потребоваться. Как фотографировать икону?Предпочтительнее фотографировать икону в почти вертикальном, чуть наклонённом положении при том, что фотограф смотрит на объект чуть сверху, и линия съёмки оказывается примерно перпендикулярно поверхности иконы. В домашних условиях поставьте икону на стул, прислонив верхний край к спинке, отойдите примерно на два метра и снимите икону так, чтобы поле съёмки было заметно шире самой иконы. Можно снять икону, положив её на пол, однако дистанция для фотосъёмки может оказаться недостаточной, и в этом случае важно, позволяет ли фотоаппарат сделать качественный снимок с относительно небольшого расстояния. Ключевым фактором в фотосъёмке иконы является свет. Вспышка далеко не всегда даёт хороший результат, поэтому если есть возможность фотографирования в свете нескольких источников света, дающих ровное и однородное поле освещённости, следует потратить немного времени на организацию съёмок в лучших условиях. Иногда самым хорошим решением оказывается фотосъёмка при естественном освещении, на открытом воздухе. Однако не следует подставлять икону под прямые лучи солнца. Возможные проблемы при фотографировании икон:• Иконы на золоте при фотографировании со вспышкой дают блики, и на итоговой фотографии оказывается несколько золотых пятен при полном затемнении остального изображения. Можно попробовать сделать фотографию без вспышки в ярком свете от других источников или увеличить дистанцию между фотографом и объектом.
• Использование вспышки создаёт пятна белёсости на фотографии иконы. Лучший способ избежать неоднородности освещения – использовать дополнительные источники света, а также увеличить дистанцию от фотографа до объекта.
• Нерезкость, цветовые погрешности, мутность и прочие обычные ошибки фотографирования исправляются повторными кадрами с большим вниманием к деталям и параметрам съёмки. В целом, подход к фотографированию не отличается от общих принципов фотографии, но при создании снимков иконы для продажи следует обращать внимание на то, что важна в первую очередь информационная содержательность снимка. Иконы используются и как арт-объекты в художественной фотографии, но мы сейчас не об этом.
Икону можно отсканировать. Однако следует иметь в виду, что большинство старинных икон обладает выгнутостью доски-основания, что определяется свойствами древесины. Даже при незначительном отклонении от плоскостной геометрии полученное на сканере изображение может быть нечётким в местах неплотного прилегания иконы к стеклу. Чем сильнее выгнута доска, тем более выраженными будут искажения. Читайте далее: Можно ли продать икону в плохом состоянии?
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |