|
Продать иконуПодготовка к продаже иконыБлагословение на продажу иконыГде продать старинную икону?Как продать икону?Что такое атрибуция иконы?Когда и зачем нужна экспертиза иконы?Нужно ли снимать с иконы оклад?Нужно ли реставрировать икону?Как сфотографировать икону?Можно ли продать икону в плохом состоянии?Как уберечься от мошенников?Сколько стоит икона?
|
Сколько стоит икона?
Столько, за сколько вы можете её продать.
Факторы, влияющие на цену иконы
1. Красота вещи.
Если изображение на иконе напоминает бурую кляксу с чертами наскальной росписи, то наши уверения в трёхсотлетнем возрасте иконы и уникальности её сюжета, скорее всего, не произведут впечатления на покупателя. Икона, в первую очередь – произведение для молитвы и любования. Краски должны быть яркими, золото – горящим, письмо изысканным и профессиональным, композиция детализированной или взвешенно-монументальной, лики – выразительными, в диапазоне от умильных до суровых, но всё это в рамках законов гармонии. Сюжет иконы и её возраст – хоть и важные, но уже умозрительные характеристики. Искусство любят глазами.
2. Сюжет.
Хотя «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» - без сомнения, величайшая христианская реликвия, а сюжет «Успения (смерти) Богоматери» посвящён одному из крупнейших христианских праздников, развёрнутых вокруг идеи грядущего Воскресения и бессмертия души, рядовой покупатель всё равно предпочтёт видеть св. Иоанна Предтечу в сцене Богоявления-Крещения, а Богоматерь – в момент Её Рождества или в торжественно-загадочном образе «Троеручицы» - «в делах помощницы» . Сюжет имеет значение. Он способен изменить цену иконы при прочих равных характеристиках почти десятикратно!
3. Время создания.
В самом общем рассмотрении более старые иконы стоят дороже. Но всё же (см. пункт 1) - цена визуально аналогичных икон XVI и XIX веков будет отличаться десятки раз в пользу древней, но виртуозный Палех XIX века окажется в десятки раз дороже ремесленной «деревенской» иконы XVII века.
4. Иконописная школа, место создания.
Иконы с характерными чертами известных иконописных школ обычно оцениваются выше, чем иконы стилистически невыразительные, без явных признаков региона, направления или, как минимум, «хорошей породы».
5. Сохранность.
Даже хорошая икона XV века, от которой осталась пара фрагментов, уступит по цене классной вещи императорского времени, находящейся «в идеале». Лучшая сохранность для продажи иконы – целостность красочного слоя, находящегося под темноватой плёнкой полупрозрачной «медовой» олифы. Допускается присутствие кракелюра (трещинок), мелких гвоздевых отверстий, осыпей по фонам и полям – эти пикантные приметы времени способны послужить даже своеобразным украшением иконы. Хуже, когда есть общая ослабленность золота и деталей («затёртость» или «замытость»), утрата верхних слоёв живописи, одеяний, рук и ликов. Следует помнить, что для миниатюрной живописи утраты фатальнее, чем для более монолитной, а для XIX века утраты той же площади страшнее, чем для XVII.
6. Материалы.
Масло всегда будет дешевле темперы, иногда десятикратно. Икона на сусальном золоте окажется дороже, чем на серебре или его имитации оловом - «потали», и всё же сохранная поталь лучше, чем охра. Цена растёт от минимального размера иконы к «двойному аналою» (до 50 см.), а потом останавливается и во многих случаях, с дальнейшим увеличением размера, начинает падать. Лучше кипарисовая доска, чем липовая, но липовая лучше еловой. Цилиндрическая «устюжская» шпонка даст лишних 5% цены, хотя она почти не заметна глазу. Латунный оклад может визуально не отличаться от серебряного, но последний поднимет цену в пять раз. Икона с мощами святых может стоить в десятки раз выше. Темноватые сульфиты – патина времени – сделает серебро оклада более дорогим, но если оклад вызолочен, то отмытая позолота дороже патинированного серебра. Выборочное золочение элементов оклада предпочтительнее сплошного. Роскошный позолоченный киот с пышной резьбой, включающий маленькую невзрачную икону, не составляет и сотую её стоимости. И так далее...
7. Легенда.
Одно дело – просто икона с чердака, и другое – икона аристократического уровня с чердака в деревне, где сохранились остатки усадьбы, владелец которой – известный фаворит императрицы. Если к иконе приложена старая фотография интерьера спальни или гостиной исторической персоны, пусть не очень известной, но этот образ различим там на стене – его цена увеличивается вдвое. Пожелание доброго промысла, написанное выгоревшими чернилами на обороте образа св. Трифона, покровителя охотников; письменное материнское благословение на дорожной воинской Казанской, датированное августом 1914 года; мемориальная запись о деревенском пожаре, унёсшем пять домов, но остановившемся возле божницы с этим образом Неопалимой Купины - иногда выступают неповторимой «изюминкой» вещи, кардинально меняя её антикварную судьбу.
Эксперт сказал, что моя икона очень редкая, значит, она стоит много денег?
В отдельных случаях - да. Но не обязательно.
Редким может быть сюжет, но редкость сюжета не всегда пропорциональна востребованности. Например, отдельная икона святой Фёклы – огромная редкость, а святого Георгия – вещь весьма распространённая. И всё же, при одинаковых характеристиках, образ св. Георгия будет продан намного дороже и быстрее.
Редким может быть исполнение иконы, стилистика, своеобразие выбора цветовой палитры и тому подобное, и здесь
могут быть проблемы с восприятием иконы у покупателей, ориентированных в большей степени на классические иконописные традиции.
Я продаю настоящую чудотворную икону. Почему мне предлагают так мало денег?
Обычно иконы оценивают с позиций иконографии, стиля, датировки. Измеримая величина – стоимость – строится на основе так же потенциально исчисляемых факторах.
Почему мне предлагают только 5 тысяч, хотя аналогичные иконы в интернете стоят 15?
Следует иметь в виду, что большинство дилеров и антикварных специалистов всегда учитывают в предложении и свои интересы, которые могут оцениваться в 5-90% от рыночной цены.
Для продавца выгодность сделки с дилерами - скорость и оперативность продажи. Если искать нужного покупателя самостоятельно, можно
безрезультатно потратить на это годы.
Если я буду продавать икону самостоятельно, то получу больше денег?
Возможно. Но не обязательно. И продажа определённо займёт больше времени. Рынок икон весьма специфичен тем,
что крупные коллекционеры не прохаживаются сами по блошиным рынкам, да и антикварные салоны не посещают каждую неделю.
Салоны и дилеры приезжают к ним сами со своими предложениями.
Никому не известный продавец даже с весьма интересной иконой может никогда не встретить нужного ему покупателя.
Сделка с посредниками обеспечивает вам деньги здесь и сейчас, хотя и меньше, чем они сами получат в некотором неопределённом потом.
А через год моя икона будет стоить дороже?
Скорее всего - нет. Рынок антиквариата испытывает подъёмы и спады, как и все прочие рынки. Состояние дел на
рынке антиквариата зависит от общего экономического состояния дел в стране. В кризисные годы покупательная способность
населения падает, и интерес к старинным произведениям искусства и предметам антиквартиата снижается.
Иконы представляют собой обособленную нишу рынка антиквариата, поскольку являются ещё и предметами православной культуры. Для
многих покупателей икона - не картина, не украшение интерьера, икона - святой образ, в котором ищут утешения, спасения, поддержки.
Рассматривать вложения в иконы как некие инвестиции необходимо с учётом многочисленных и зачастую не стоящих того рисков.
И не забудьте учесть то обстоятельство, что иконы занимают достаточно много места и требуют бережного обращения и
хранения в определённом микроклимате.
|
|