|
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа
Библиотека
Продать икону
Купить икону
|
Антикварно-художественная галерея «Се Вера - северные иконы»
Историко-художественный проект «Се Вера» посвящён изучению, атрибуции, реставрации и сохранению самобытных произведений мастеров Русского Севера.
Выбор экспертов «Се Вера» сосредоточен на тех памятниках, что создавались в переходную для искусства эпоху – в XVIII веке.
Культура крупных городских центров в это время была ориентирована на европейское искусство и быстро теряла связь с корнями иконописной традиции. Но старина ещё сохранялась на периферии, на пространствах, раскинувшихся от Поволжья до Поморья.
Здешние мастера отличались большей приверженностью канонам Средневековья, однако не чурались и некоторых новшеств. Со второй половины XVIII века, когда были сформированы привилегии и вольности дворян, многие из них оставляли службу и отстраивали поместья в глубинке, привнося туда столичный вкус. Крепостные мастера старой выучки, создавая иконостасы для новоотстроенных храмов, пытались «потрафить» городским образцам, невольно профанируя приёмы их живописи или изобретая на их основе свои собственные приёмы - как правило с большим талантом.
• Старинные иконы XVII- конца XVIII веков
• Иконы Русского Севера
• Иконы с историей, иконы музейного значения, редкие и необычные иконы
• Подбор иконы в коллекцию
• Организация и участие в выставках икон, создание каталогов икон, подготовка научных публикаций с атрибуцией и исследованиями икон
«Спас Полунощный», работа устюжского иконописца середины XVIII века
В результате был создан тот стиль, что мы назвали «туземным» - образы румяных белоглазых «богов», причудливо сочетающие монументальную, царственную неуклюжесть архаики со светотеневыми и пантомимическими эффектами «живоподобия» и барокко. Каждая из таких икон неповторима, а её резкое, несколько непривычное современному глазу своеобразие может отпугнуть или пленить своим экзотизмом – в любом случае, она не оставит зрителя равнодушным.
«Богоматерь Знамение», начало XVIII века и заросли Новгородчины
«Туземный» стиль до последних лет оставался «слепым пятном» в нашем наследии. Учёные и коллекционеры старины воспринимали всю иконопись после конца XVII века как упадочную. Эта точка зрения была усвоена и широкой аудиторией - до сих пор экспозиции икон крупнейших музеев и каталоги их собраний кончаются на памятниках, в лучшем случае, петровской эпохи. Антикварный рынок, сосредоточенный, казалось бы, как раз на предметах более позднего времени - XVIII – XIX веков - также исключал подобные иконы, так как цены формировались не в их пользу: вкусы обеспеченной публики завоевали более гармоничные по стилю и богато оформленные вещи «домашнего» формата.
Скульптура XVIII века «Христос в темнице» и заиндевевшие пространства Подмосковья
Тем самым, целая толща памятников – практически весь пласт северной провинциальной иконописи XVIII века, в большой степени церковной – оказался недооценённым. Увы, это привело к утрате большей части подобных произведений. Прихожане, спасая святыни из разоряемых церквей, редко добирались до высоких «чиновых» икон алтарной преграды, последующие экспедиции музеев и частных авантюристов тоже обходили эти вещи стороной, не находя в них ни особой древности, ни материальной ценности. Даже многие иконы XIX века, написанные маслом в эклектической манере или традиционно (в холодновато-каноническом стиле), казались привлекательнее как церковным людям, так и учёной и антикварной публике. «Туземные» иконы не берегли, не собирали. В итоге, до начала 2000-х годов, они стоили в разы дешевле «коммерческих»... на счастье немногочисленных любителей и знатоков, воистину смаковавших эти жемчужины русской народной культуры.
«Богоматерь из Деисусного чина». XVIII век. Карелия. Мороз
Наша галерея начала работу в 2007 году и сразу взяла курс на покупку, реставрацию, исследование, накопление и «раскрутку» памятников этого скромного и прекрасного направления. Иконы покупались везде –от лавок провинциальных «деревенщиков» до... глянцевых магазинов Арбата, куда северные лики забредали неисповедимым путём и где они так странно смотрелись среди шикарных, убранных сусальным золотом и серебряными окладами икон элитарного уровня.
Молния поражает святого отрока Артемия. Архангельский север, XVIII век
Вскоре стало ясно, что, поодиночке смотрясь какими-то экзотическими пришельцами из невиданных стран, собранные вместе, эти иконы заявляют о себе более весомо. Они – не плод случайных чудачеств народных мастеров, а цельное звено в стилистической эволюции искусства. Все они объединены единым художественным тоном, но каждая вещь «сыграна» уникально, так что собрание «туземных» вещей представляет собой по-своему блистательный оркестр. Это было проверено на публике – наши коллекции трижды выставлялись на Всероссийском антикварном салоне в ЦДХ (http://severicon.ru/ikoni_na_dereviah) , и всякий раз удачно – они были отмечены дипломами за лучшую экспозицию иконописи и имели коммерческий успех.
Иконы на деревьях. Когда-то они являлись так людям прошлого, а теперь выставлены на Антикварном Салоне в Москве
Впечатление от «туземной» коллекции сподвигло нескольких наших клиентов, часть из которых уже перешло в разряд друзей, обратить более пристальное внимание на этот удивительный пласт русской культуры – и теперь в России прибавилось несколько частных собраний, ядром которых является северная народная икона XVIII века.
«Чудо Архангела Михаила в Хонех» - Поонежье, XVIII век
В музее «Туземной иконы» – архиве проданных вещей – можно увидеть большую часть материала, прошедшего через наши руки за эти годы. Иконы представлены в «музее» довольно широко: помимо «туземных», нашего главного увлечения, тут немало и иных – необычных икон, писанных маслом, икон с редкими сюжетами, оригинальных по стилю, древних, даже «подарочных» в дорогих серебряных окладах. Но все эти памятники объединяет один знаточеский принцип – тут нет «просто хороших» вещей, а каждая из них как шкатулка с секретом, в ней обязательно обнаруживается «изюминка» раритетности. Это может быть редкий и не всегда заметный с первого взгляда нюанс композиции, иконографии, стиля или технологии, но он обязательно присутствует и упомянут в описании экспоната, которых на сегодняшний день в «музее» уже больше двухсот.
У нас бывает и драгоценный XVI век, и яркий XVII, и иконы в дорогом серебре с каменьями. Но не это предмет нашего основного увлечения.
С наступлением тёплого сезона наш проект выходит за рамки сугубо «офисного» формата. В июне мы участвуем в традиционном мини-фестивале любителей старины в Ферапонтово на Вологодчине, где проводится встреча учёных, коллекционеров и антикваров, сопровождающаяся конференцией и выставкой икон из частных собраний. Затем совершается путешествие по какому-нибудь увлекательному маршруту, на которые так неисчерпаема наша удивительная страна.
Русский Египет. Колоссальные избы XIX века в карельской деревне Пижма
Сельские церкви и маленькие неизвестные музеи русской провинции содержат ещё немало сокровищ «туземного» стиля, пополняющих наши познания. Да и сами пространства севера России дают сильнейшую энергию, питающую различные проекты, наиболее примечателен из которых – «Сказки про иконы». Вымышленные истории о чудесах разыгрываются и фотографируются с настоящими древними иконами и на живой натуре: в лесных чащах и на водах озёр и рек, в старых развалинах и глухих деревнях. Родина «туземной иконы» для нас, как и большинства русских людей - неиссякаемый источник вдохновения.
«Спас Великий Архиерей», начало XVIII века.
Обветшавшие иконы когда-то пускали по воде. А мы такие вещи собираем и реставрируем.
Рады видеть всех на сайте «Се Вера».
Илья Боровиков
|
|