История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
СобытияМузею Рублёва - 70 лет | Музею Рублёва – 70 летСемидесятилетний юбилей музея отмечался день в день - 10 декабря 2017 года. По случаю юбилея музей провел пресс-конференцию и торжественное открытие новой постоянной экспозиции.
История Спасо-Андроникова монастыря и основания музея – на нашем сайте: Уникальная история музея Рублева связала в единый узел древнее искусство иконописи и роковые события двадцатого века, в результате которых было уничтожено огромное количество храмов, иконостасов, предметов утвари и других объектов православной культуры. Музей стал центром спасения икон и памятников прикладного искусства, но сама специфика работы предопределила его камерность и статичность. Годами и десятилетиями музей Рублёва был тихим, неторопливым учреждением, в какой-то мере культовым для искусствоведов и художников, но не рекламируемым в широкой советской прессе.
После всплеска интереса к христианской культуре музей по инерции вплыл в двадцать первый век, оставаясь едва ли не самым консервативным собранием столицы. И под консервативностью я понимаю неизменность экспозиции и общего подхода к экскурсионной деятельности. Знаменитые коты музея по-прежнему встречали посетителей у касс, иконы висели на одних и тех же местах, и по залам можно было ходить с закрытыми глазами, проверяя свою память и внимательность. Хочешь скататься на машине времени и погрузиться в ностальгические воспоминания о детских занятиях в художественной школе ? Музей Рублёва – лучшее место для сентиментальной прогулки по прошлому. Время от времени вспыхивали обсуждения, а не передать ли музей и весь монастырский комплекс Русской Православной церкви. Со стороны иконоведов раздавались скептические и возмущенные голоса «против». Но быстрых и непродуманных решений по этому вопросу не принималось, а потому дискуссия оставалась относительно спокойной, без истеричных выступлений и митингов. За последние несколько лет вокруг музея вспыхнула череда хозяйственных скандалов, за которыми подрастерялось представление о музее как о серьёзном научном учреждении. С назначением в 2016 году нового директора музея Михаила Миндлина, до этого много лет руководившего Центром современного искусства, связывались как надежды на некие неясные улучшения, так и скептические опасения, что музей потеряет специфику и очарование. С чем же пришёл музей Рублёва к юбилею? Тезисы пресс-конференцииМ.Б. Миндлин, директор музея Рублёва, определил несколько направлений подготовки к юбилею, а также вкратце охарактеризовал тренды дальнейшего развития музея. 1. Титульный проект к юбилею музея – обновление постоянной экспозиции, давно назревшее как с точки зрения визуальной подачи, так и с позиций научной актуальности. Новая экспозиция соответствует международным стандартам, представляет иконы в логичной временной последовательности, и включает в себя иконы XVIII-XIX веков, охватывая все исторические периоды. 2. В отреставрированном здании Духовного училища оборудовано хранилище монументальной живописи. Отремонтированы и помещения Трапезной, которую предполагается использовать как выставочное пространство.
3. Музей разработал новую программу издательской деятельности. Новый фирменный стиль будет использоваться как в печатных изданиях, так и в мультимедийных, интерактивных и прочих современных проектах. 4. К юбилею разработана концепция нового сайта, и после отладки и нового наполнения планируется переход на эту новую платформу. Г.В. Попов, заместитель директора музея Рублёва, отметил преемственность новой экспозиции, а также подчеркнул, что возможность показать её к юбилею – результат серьёзных коллективных усилий всех сотрудников музея.
Отец Леонид (Калинин), председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, объяснил позицию Церковного совета по культуре, считающего музей Рублева уникальным учреждением культуры, спасающим древние святыни – как от людского невежества, так и от неумолимого хода времени. Особенную роль сыграл музей в воспитании нескольких поколений иконоведов и реставраторов. Вопрос передачи церкви всего комплекса Спасо-Андрониковского монастыря невозможно рассматривать, не учитывая всемирного значения музея Рублёва и его особого статуса в ряду других музейных учреждений страны. Русская православная церковь стремится к сохранению уникального музея. Отношения музея и Русской Православной церкви строятся на позициях уважительного взаимодействия. Как музей может получить доступ к памятникам, так и церкви необходима компетентная помощь в атрибуции, экспертизе и реставрации икон, хранящихся в приходских храмах – и зачастую в весьма печальном виде. Отец Леонид озвучил идею создания древлехранилища, которое будет общим банком спасения и изучения древнего наследия. Церковь получит возможность сохранения особо значимых святынь, наука сможет изучить недоступные сейчас памятники иконописи. Н.И. Комашко, ведущий научный сотрудник музея, сравнила обновление музейной экспозиции с возрождением Феникса. Грамотное зонирование музейного пространства и введение в экспозицию двух новых залов с иконами XVIII и XIX века позволило проложить один непрерывный и удобный экскурсионный маршрут, который создает адекватное представление о развитии иконописи с древнейших времен до начала XX века. Новая экспозиция частично учитывает особенности людей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимая и интересная часть экспозиции – древняя иконопись – расположена на первом этаже. Возможности организовать полноценный доступ людям с ОВЗ к другим этажам пока нет, однако музей стал намного комфортнее для тех, кто не решался его посетить. Важным шагом в развитии музейной экспозиции стало привлечение икон и музейных объектов из частных собраний. Формирование экспозиций с точки зрения максимальной выразительности давно принято в мировой практике, теперь и музей Рублёва представляет лучшие и характерные иконы, ориентируясь не только на свои запасники, но и на частные коллекции. С.Н. Липатова, заместитель заведующей научно-просветительным отделом, пояснила, что открытие новой экспозиции не означает, что она останется неизменной в течении ещё нескольких десятилетий. Экспозиция создавалась с учётом динамической структуры и возможности постоянной ротации икон, скульптур и других музейных объектов. С точки зрения технического оснащения важным изменением стала новая система освещения в музее. Современный музейный свет позволяет представить древнюю живопись с учетом особенностей визуального восприятия икон, и в то же время безопасно для экспонатов.
Торжественная частьМинистра культуры В.Р.Мединского на торжественное открытие новой экспозиции не дождались, но началом череды поздравлений стало зачитывание поздравительного адреса от министра. Затем выступили представители крупнейших музеев – Третьяковки, Исторического музей, музея Востока, Сергиево-Посадского музея. Тепло и душевно прозвучало поздравление от посла Польши В.А.Марчиняк. Поздравил коллег создатель частного музея Русской иконы М.Ю. Абрамов. Зачитали поздравления представители церковных организаций, научных и учебных учреждений, руководители художественных галерей. На торжественное открытие собрались друзья музея, коллекционеры, представители антикварных салонов и независимые арт-дилеры. Немного затянувшаяся череда поздравлений нисколько не мешала публике обмениваться новостями о новых находках икон, неожиданных открытиях в процессе реставрации, и об общем состоянии дел в сфере иконоведения.
Личный взгляд критикаМузейное дело отличается той особенностью, что по самой своей сути является консервативным. Изменения в экспозициях вызывают прежде всего потоки сомнений. И чем стабильнее экспозиция, тем сильнее голоса скептиков. А музей икон – это ещё и собрание предметов христианского культа, причем многие из экспонатов почитаются как святыни. Для проведения разумных реформ требуется и воля, и компетентность, и чувство такта. Отрадно, что новая экспозиция смотрится по-новому, но не вызывает никакого отторжения. Изменения можно только приветствовать. Безусловный плюс новой экспозиции – хронологическая последовательность размещения икон и четкое разделение залов по темам. Самое противоречивое – цветовое оформление. Каждый зал оформлен своим ярким цветом, и поначалу эта яркость сбивает с толку. В подборе цветов есть своя живописная логика, но непривычность цветного фона оставляет часть зрителей в растерянности. В отдельном зале полностью представлен иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Прекрасно, что теперь можно получить впечатление обо всем комплексе, сложном в реставрации и музейном представлении. Однако мой взгляд инстинктивно тянулся вверх, к куполу, а натыкался на плоский потолок. Субъективный шаблон восприятия, в котором соединяется живопись и архитектура. Вряд ли это будет значимо для большинства посетителей, но хочется помечать и о более просторном размещении шедевра. Издательские новинки музея произвели на меня двойственное впечатление. Любовно собранные, с хорошими текстами (насколько можно судить по паре наскоро прочитанных страниц), превосходного полиграфического качества альбомы и сборники можно назвать великолепными. И всё же, листая прекрасные книги, я ловила себя на мысли, что всё это академично и… банально-привычно. Безусловно, у классических изданий есть своя аудитория. Однако после множества слов о современности хотелось увидеть нечто новое. В дизайне, в структуре текста, в подборе фотографий и материалов. Музею определённо есть, где развернуться с новациями следующего этапа.
Долгожданный подарокПриятная новость ко дню рождения – музей получит здание усадьбы Хрящева и бывший жилой дом, расположенные по соседству с монастырем. Не секрет, что музей с самого момента своего создания ютился на крохотных площадях, недостаточных ни для организации больших выставочных проектов, ни для комфортного размещения научных отделов. В первые десятилетия деятельности музея о расширении не было и речи, но и в новом историческом потоке потребовалось изрядное количество лет для естественного шага, который позволит решить часть чисто пространственных проблем музея. Несведущим читателям поясню, что усадьба Хрящева – вовсе не сверкающий паркетами и хрустальными люстрами особняк. Это давно заброшенное, частично разрушенное здание, которому требуется капитальный ремонт и тотальная реконструкция. В таком же состоянии находится и соседний жилой дом. То есть о том, что завтра в чистые классы впорхнут юные иконоведы, а в просторных мастерских не придётся лазить по стеллажам под потолок, остается пока только мечтать. Однако теперь у этих мечтаний есть материальные стены, а призрачные надежды можно реализовывать в виде конкретных планов будущего развития. С открытием нового здания музей Рублева сможет решить вопрос размещения реставрационных мастерских, научно-технической базы, отделов хранения. Часть новых площадей планируется выделить под выставочное пространство, на котором можно будет реализовывать самые смелые концепции представления древней живописи. Есть и планы развёртывания постоянных экспозиций – например, коллекции копий фресок. И хочется верить, что к следующему юбилею музей будет анонсировать праздник в полноценно функционирующем новом здании. Одна из самых консервативных музейных экспозиций столицы меняется. Есть, куда стремиться, есть, о чём мечтать – и это прекрасно. Пусть какие-то визуальные решения не принимаются однозначно – важно, что они есть. Пусть хочется поспорить с выбором тех или иных экспонатов – хорошо, что есть, о чем поспорить. И замечательно, что уникальный музей остаётся научным пространством, в котором древняя иконопись рассматривается и как живописный феномен, и как культурный пласт, из которого выросло все русское искусство последующих веков. С днём рождения, музей Рублёва! Ждём новых встреч! Т.Селянинова, декабрь 2017. Специально для Иконовед.рф
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |