Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

СобытияМузею Рублёва - 70 лет


Музею Рублёва – 70 лет

Семидесятилетний юбилей музея отмечался день в день - 10 декабря 2017 года. По случаю юбилея музей провел пресс-конференцию и торжественное открытие новой постоянной экспозиции.

История Спасо-Андроникова монастыря и основания музея – на нашем сайте:
Музей древнерусского искусства имени А.Рублева

Уникальная история музея Рублева связала в единый узел древнее искусство иконописи и роковые события двадцатого века, в результате которых было уничтожено огромное количество храмов, иконостасов, предметов утвари и других объектов православной культуры. Музей стал центром спасения икон и памятников прикладного искусства, но сама специфика работы предопределила его камерность и статичность. Годами и десятилетиями музей Рублёва был тихим, неторопливым учреждением, в какой-то мере культовым для искусствоведов и художников, но не рекламируемым в широкой советской прессе.

Фрагмент белокаменного надгробия. Музей Рублёва

После всплеска интереса к христианской культуре музей по инерции вплыл в двадцать первый век, оставаясь едва ли не самым консервативным собранием столицы. И под консервативностью я понимаю неизменность экспозиции и общего подхода к экскурсионной деятельности. Знаменитые коты музея по-прежнему встречали посетителей у касс, иконы висели на одних и тех же местах, и по залам можно было ходить с закрытыми глазами, проверяя свою память и внимательность. Хочешь скататься на машине времени и погрузиться в ностальгические воспоминания о детских занятиях в художественной школе ? Музей Рублёва – лучшее место для сентиментальной прогулки по прошлому.

Время от времени вспыхивали обсуждения, а не передать ли музей и весь монастырский комплекс Русской Православной церкви. Со стороны иконоведов раздавались скептические и возмущенные голоса «против». Но быстрых и непродуманных решений по этому вопросу не принималось, а потому дискуссия оставалась относительно спокойной, без истеричных выступлений и митингов.

За последние несколько лет вокруг музея вспыхнула череда хозяйственных скандалов, за которыми подрастерялось представление о музее как о серьёзном научном учреждении. С назначением в 2016 году нового директора музея Михаила Миндлина, до этого много лет руководившего Центром современного искусства, связывались как надежды на некие неясные улучшения, так и скептические опасения, что музей потеряет специфику и очарование. С чем же пришёл музей Рублёва к юбилею?

Тезисы пресс-конференции

М.Б. Миндлин, директор музея Рублёва, определил несколько направлений подготовки к юбилею, а также вкратце охарактеризовал тренды дальнейшего развития музея.

1. Титульный проект к юбилею музея – обновление постоянной экспозиции, давно назревшее как с точки зрения визуальной подачи, так и с позиций научной актуальности. Новая экспозиция соответствует международным стандартам, представляет иконы в логичной временной последовательности, и включает в себя иконы XVIII-XIX веков, охватывая все исторические периоды.

2. В отреставрированном здании Духовного училища оборудовано хранилище монументальной живописи. Отремонтированы и помещения Трапезной, которую предполагается использовать как выставочное пространство.

3. Музей разработал новую программу издательской деятельности. Новый фирменный стиль будет использоваться как в печатных изданиях, так и в мультимедийных, интерактивных и прочих современных проектах.
В рамках издательской программы начат выпуск серии научно-популярных книг и альбомов, посвященных уникальной коллекции музея. Уже опубликованный первый альбом серии посвящен архитектуре Спасо-Андроникова монастыря.

4. К юбилею разработана концепция нового сайта, и после отладки и нового наполнения планируется переход на эту новую платформу.

Г.В. Попов, заместитель директора музея Рублёва, отметил преемственность новой экспозиции, а также подчеркнул, что возможность показать её к юбилею – результат серьёзных коллективных усилий всех сотрудников музея.

Музей Рублёва

Отец Леонид (Калинин), председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, объяснил позицию Церковного совета по культуре, считающего музей Рублева уникальным учреждением культуры, спасающим древние святыни – как от людского невежества, так и от неумолимого хода времени. Особенную роль сыграл музей в воспитании нескольких поколений иконоведов и реставраторов.

Вопрос передачи церкви всего комплекса Спасо-Андрониковского монастыря невозможно рассматривать, не учитывая всемирного значения музея Рублёва и его особого статуса в ряду других музейных учреждений страны. Русская православная церковь стремится к сохранению уникального музея. Отношения музея и Русской Православной церкви строятся на позициях уважительного взаимодействия. Как музей может получить доступ к памятникам, так и церкви необходима компетентная помощь в атрибуции, экспертизе и реставрации икон, хранящихся в приходских храмах – и зачастую в весьма печальном виде.

Отец Леонид озвучил идею создания древлехранилища, которое будет общим банком спасения и изучения древнего наследия. Церковь получит возможность сохранения особо значимых святынь, наука сможет изучить недоступные сейчас памятники иконописи.

Н.И. Комашко, ведущий научный сотрудник музея, сравнила обновление музейной экспозиции с возрождением Феникса. Грамотное зонирование музейного пространства и введение в экспозицию двух новых залов с иконами XVIII и XIX века позволило проложить один непрерывный и удобный экскурсионный маршрут, который создает адекватное представление о развитии иконописи с древнейших времен до начала XX века.

Новая экспозиция частично учитывает особенности людей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимая и интересная часть экспозиции – древняя иконопись – расположена на первом этаже. Возможности организовать полноценный доступ людям с ОВЗ к другим этажам пока нет, однако музей стал намного комфортнее для тех, кто не решался его посетить.

Важным шагом в развитии музейной экспозиции стало привлечение икон и музейных объектов из частных собраний. Формирование экспозиций с точки зрения максимальной выразительности давно принято в мировой практике, теперь и музей Рублёва представляет лучшие и характерные иконы, ориентируясь не только на свои запасники, но и на частные коллекции.

С.Н. Липатова, заместитель заведующей научно-просветительным отделом, пояснила, что открытие новой экспозиции не означает, что она останется неизменной в течении ещё нескольких десятилетий. Экспозиция создавалась с учётом динамической структуры и возможности постоянной ротации икон, скульптур и других музейных объектов. С точки зрения технического оснащения важным изменением стала новая система освещения в музее. Современный музейный свет позволяет представить древнюю живопись с учетом особенностей визуального восприятия икон, и в то же время безопасно для экспонатов.

Музей Рублёва

Торжественная часть

Министра культуры В.Р.Мединского на торжественное открытие новой экспозиции не дождались, но началом череды поздравлений стало зачитывание поздравительного адреса от министра. Затем выступили представители крупнейших музеев – Третьяковки, Исторического музей, музея Востока, Сергиево-Посадского музея. Тепло и душевно прозвучало поздравление от посла Польши В.А.Марчиняк. Поздравил коллег создатель частного музея Русской иконы М.Ю. Абрамов. Зачитали поздравления представители церковных организаций, научных и учебных учреждений, руководители художественных галерей.

На торжественное открытие собрались друзья музея, коллекционеры, представители антикварных салонов и независимые арт-дилеры. Немного затянувшаяся череда поздравлений нисколько не мешала публике обмениваться новостями о новых находках икон, неожиданных открытиях в процессе реставрации, и об общем состоянии дел в сфере иконоведения.

Музей Рублёва

Личный взгляд критика

Музейное дело отличается той особенностью, что по самой своей сути является консервативным. Изменения в экспозициях вызывают прежде всего потоки сомнений. И чем стабильнее экспозиция, тем сильнее голоса скептиков. А музей икон – это ещё и собрание предметов христианского культа, причем многие из экспонатов почитаются как святыни. Для проведения разумных реформ требуется и воля, и компетентность, и чувство такта. Отрадно, что новая экспозиция смотрится по-новому, но не вызывает никакого отторжения. Изменения можно только приветствовать.

Безусловный плюс новой экспозиции – хронологическая последовательность размещения икон и четкое разделение залов по темам. Самое противоречивое – цветовое оформление. Каждый зал оформлен своим ярким цветом, и поначалу эта яркость сбивает с толку. В подборе цветов есть своя живописная логика, но непривычность цветного фона оставляет часть зрителей в растерянности.

В отдельном зале полностью представлен иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Прекрасно, что теперь можно получить впечатление обо всем комплексе, сложном в реставрации и музейном представлении. Однако мой взгляд инстинктивно тянулся вверх, к куполу, а натыкался на плоский потолок. Субъективный шаблон восприятия, в котором соединяется живопись и архитектура. Вряд ли это будет значимо для большинства посетителей, но хочется помечать и о более просторном размещении шедевра.

Издательские новинки музея произвели на меня двойственное впечатление. Любовно собранные, с хорошими текстами (насколько можно судить по паре наскоро прочитанных страниц), превосходного полиграфического качества альбомы и сборники можно назвать великолепными. И всё же, листая прекрасные книги, я ловила себя на мысли, что всё это академично и… банально-привычно. Безусловно, у классических изданий есть своя аудитория. Однако после множества слов о современности хотелось увидеть нечто новое. В дизайне, в структуре текста, в подборе фотографий и материалов. Музею определённо есть, где развернуться с новациями следующего этапа.

Музей Рублёва

Долгожданный подарок

Приятная новость ко дню рождения – музей получит здание усадьбы Хрящева и бывший жилой дом, расположенные по соседству с монастырем.

Не секрет, что музей с самого момента своего создания ютился на крохотных площадях, недостаточных ни для организации больших выставочных проектов, ни для комфортного размещения научных отделов. В первые десятилетия деятельности музея о расширении не было и речи, но и в новом историческом потоке потребовалось изрядное количество лет для естественного шага, который позволит решить часть чисто пространственных проблем музея.

Несведущим читателям поясню, что усадьба Хрящева – вовсе не сверкающий паркетами и хрустальными люстрами особняк. Это давно заброшенное, частично разрушенное здание, которому требуется капитальный ремонт и тотальная реконструкция. В таком же состоянии находится и соседний жилой дом. То есть о том, что завтра в чистые классы впорхнут юные иконоведы, а в просторных мастерских не придётся лазить по стеллажам под потолок, остается пока только мечтать. Однако теперь у этих мечтаний есть материальные стены, а призрачные надежды можно реализовывать в виде конкретных планов будущего развития.

С открытием нового здания музей Рублева сможет решить вопрос размещения реставрационных мастерских, научно-технической базы, отделов хранения. Часть новых площадей планируется выделить под выставочное пространство, на котором можно будет реализовывать самые смелые концепции представления древней живописи. Есть и планы развёртывания постоянных экспозиций – например, коллекции копий фресок. И хочется верить, что к следующему юбилею музей будет анонсировать праздник в полноценно функционирующем новом здании.


Одна из самых консервативных музейных экспозиций столицы меняется. Есть, куда стремиться, есть, о чём мечтать – и это прекрасно. Пусть какие-то визуальные решения не принимаются однозначно – важно, что они есть. Пусть хочется поспорить с выбором тех или иных экспонатов – хорошо, что есть, о чем поспорить. И замечательно, что уникальный музей остаётся научным пространством, в котором древняя иконопись рассматривается и как живописный феномен, и как культурный пласт, из которого выросло все русское искусство последующих веков.

С днём рождения, музей Рублёва! Ждём новых встреч!

Т.Селянинова, декабрь 2017. Специально для Иконовед.рф




 → Главная   → События   → Музею Рублёва - 70 лет  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика