Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

Сюжеты иконДобрый ПастырьСпас Истинная ЛозаПреподобный Иоанн Кассиан РимлянинСвятой мученик Конон ГрадарьО тебе радуется...


Сюжеты икон

По сути иконы являются своего рода иллюстрациями Библии, а также теологической и житийной литературы, специфика которой подчас отражается и на живописной стилистике. Несмотря на то, что христианское творчество предполагает ограниченное количество сюжетов, а также разрешает и даже способствует созданию тождественных копий известных икон, для истинного художника нет границ для самовыражения, в том числе, и в религиозной живописи. С формальной точки зрения иконные сюжеты делятся на канонические и неканонические, но со временем каноны меняются, расширяются, появляются новые образы и сюжеты, чем мы стали свидетелями - за последние двадцать лет русское православие пополнилось множеством новых сюжетов и новых святых, для которых были разработаны новые иконографические типы.

Представленные в разделе статьи рассматривают сюжеты иконописи с исторической, искусствоведческой и лишь отчасти религиозной точек зрения, изучая как предысторию возникновения того или иного сюжета, так и его развитие, возрастание популярности или угасание в рамках культурного и христианского аспектов.

Добрый ПастырьДобрый Пастырь  
Добрый Пастырь – один из древнейших иконографических типов, изображение Господа, которое создавалось христианами, начиная с первых десятилетий новой эры. На образ повлияли античные традиции изобразительного искусства, и в работах первых христианских художников Добрый Пастырь представал красивым и весёлым безбородым юношей. В средние века такая интерпретация была забыта. В европейские христианские церкви возвращение сюжета произошло в эпоху Ренессанаса, когда к теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом изображение обрёло своё место и в религиозной жизни, хотя и не получило широкого распространения. В древнем русском православном искусстве, основой которого в сравнительно позднее время стали византийские образцы, образ Доброго Пастыря не встречается. Проникновение образа в русскую живопись произошло в XVIII веке, по всей видимости, через западноукраинские и белорусские земли.
читать дальше

Спас Истинная ЛозаСпас Истинная Лоза  
Среди историков не прекращаются споры, какие растения стали первыми спутниками человека в осёдлой жизни: корнеплоды, злаковые, овощи. Однако жители Средиземноморья не сомневаются - первым культурным растением является виноградная лоза. Мистическое отношение к виноградной лозе было унаследовано и воспринято христианством как из иудейских источников, так и из античной культуры. Виноградная лоза и виноградарство неоднократно упоминаются в Новом Завете, в том числе в самых возвышенных аспектах и прежде всего в качестве метафорической параллели между Богом и виноградарем, Христом и виноградной лозой, духовными свершениями и виноградными плодами.
читать дальше

Преподобный Иоанн Кассиан РимлянинПреподобный Иоанн Кассиан Римлянин  
Иоанн Кассиан Римлянин - видный мыслитель христианства, объехавщий весь христианский мир IV-V веков и лично общавшийся с вселенскими учителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Иоанн Кассиан Римлянин сформулировал, систематизировал и обобщил представления об устройстве монастырской жизни, а также рассмотрел широкий круг богословских вопросов, внеся свой вклад в формирование христианского учения.
читать дальше

Святой мученик Конон ГрадарьСвятой мученик Конон Градарь  
Символика образов Спаса Истинная Лоза весьма многогранна. Прежде всего, виноградная лоза, обвивающая Христа-Вседержителя, символизирует собой мир. Возделанный виноградник с созревающими гроздьями воплощает в себе надежды на лучшее, а плоды, которые подразумеваются на виноградной лозе – это добродетели, это единство всех духовных ценностей, торжествующих над грехами и заблуждениями. Виноградная лоза со всеми веточками и плодами обозначает и всех христиан, всё сообщество учеников Христа. Христос – центральная лоза, питающая верой, надеждой и любовью сердца всех следующих за ним. А созревание винограда – духовное плодородие, стремление к совершенству мыслей и поступков.
читать дальше

О тебе радуется...О тебе радуется...  
Замечательная особенность этих икон состоит в том, что в них образно воплощена идея единства мироздания: мира горнего, заключенного в круговой символ вечной гармонии, и мира земного у подножия горы. Различие между московской и новгородской иконами прежде всего в изображении «человеческого рода». В московской иконе чины святости представлены более подробно вместо левой группы монахинь праотцы во главе с Иоанном Крестителем, справа внизу — младенец с нимбом — образ праведной души умершего...
читать дальше



 → Главная   → Сюжеты икон  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика