|
Сюжеты иконДобрый ПастырьСпас Истинная ЛозаПреподобный Иоанн Кассиан РимлянинСвятой мученик Конон ГрадарьО тебе радуется...
|
Сюжеты икон
По сути иконы являются своего рода иллюстрациями Библии, а также теологической и житийной литературы, специфика которой подчас
отражается и на живописной стилистике. Несмотря на то, что христианское творчество предполагает ограниченное количество
сюжетов, а также разрешает и даже способствует созданию тождественных копий известных икон, для истинного художника
нет границ для самовыражения, в том числе, и в религиозной живописи. С формальной точки зрения иконные сюжеты делятся на
канонические и неканонические, но со временем каноны меняются, расширяются, появляются новые образы и сюжеты,
чем мы стали свидетелями - за последние двадцать лет русское православие пополнилось множеством новых сюжетов и новых святых,
для которых были разработаны новые иконографические типы.
Представленные в разделе статьи рассматривают сюжеты иконописи с исторической, искусствоведческой и лишь отчасти
религиозной точек зрения, изучая как предысторию возникновения того или иного сюжета, так и его развитие,
возрастание популярности или угасание в рамках культурного и христианского аспектов.
Добрый Пастырь Добрый Пастырь – один из древнейших иконографических типов, изображение Господа, которое создавалось христианами, начиная с первых десятилетий новой эры. На образ повлияли античные традиции изобразительного искусства, и в работах первых христианских художников Добрый Пастырь представал красивым и весёлым безбородым юношей. В средние века такая интерпретация была забыта. В европейские христианские церкви возвращение сюжета произошло в эпоху Ренессанаса, когда к теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом изображение обрёло своё место и в религиозной жизни, хотя и не получило широкого распространения. В древнем русском православном искусстве, основой которого в сравнительно позднее время стали византийские образцы, образ Доброго Пастыря не встречается. Проникновение образа в русскую живопись произошло в XVIII веке, по всей видимости, через западноукраинские и белорусские земли. → читать дальше
Спас Истинная Лоза Среди историков не прекращаются споры, какие растения стали первыми спутниками человека в осёдлой жизни: корнеплоды, злаковые, овощи. Однако жители Средиземноморья не сомневаются - первым культурным растением является виноградная лоза. Мистическое отношение к виноградной лозе было унаследовано и воспринято христианством как из иудейских источников, так и из античной культуры. Виноградная лоза и виноградарство неоднократно упоминаются в Новом Завете, в том числе в самых возвышенных аспектах и прежде всего в качестве метафорической параллели между Богом и виноградарем, Христом и виноградной лозой, духовными свершениями и виноградными плодами. → читать дальше
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Иоанн Кассиан Римлянин - видный мыслитель христианства, объехавщий весь христианский мир IV-V веков и лично общавшийся с вселенскими учителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Иоанн Кассиан Римлянин сформулировал, систематизировал и обобщил представления об устройстве монастырской жизни, а также рассмотрел широкий круг богословских вопросов, внеся свой вклад в формирование христианского учения. → читать дальше
Святой мученик Конон Градарь Символика образов Спаса Истинная Лоза весьма многогранна. Прежде всего, виноградная лоза, обвивающая Христа-Вседержителя, символизирует собой мир. Возделанный виноградник с созревающими гроздьями воплощает в себе надежды на лучшее, а плоды, которые подразумеваются на виноградной лозе – это добродетели, это единство всех духовных ценностей, торжествующих над грехами и заблуждениями. Виноградная лоза со всеми веточками и плодами обозначает и всех христиан, всё сообщество учеников Христа. Христос – центральная лоза, питающая верой, надеждой и любовью сердца всех следующих за ним. А созревание винограда – духовное плодородие, стремление к совершенству мыслей и поступков. → читать дальше
О тебе радуется... Замечательная особенность этих икон состоит в том, что в них образно воплощена идея единства мироздания: мира горнего, заключенного в круговой символ вечной гармонии, и мира земного у подножия горы. Различие между московской и новгородской иконами прежде всего в изображении «человеческого рода». В московской иконе чины святости представлены более подробно вместо левой группы монахинь праотцы во главе с Иоанном Крестителем, справа внизу — младенец с нимбом — образ праведной души умершего... → читать дальше
|
|