Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Заметки иконоведаМузею Рублёва - 70 летИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре


Заметки иконоведа

В этом разделе мы предполагаем собрать различные современные городские легенды и байки об иконах, истории открытий и разочарований, потрясающих находок и потрясений. Здесь же предполагается разместить всевозможные умствования, философские отвлечения и литературные эксперименты иконоведов, которым взбредёт в голову поделиться с нами чем-нибудь этаким.

Музею Рублёва - 70 летМузею Рублёва - 70 лет  
Музейное дело отличается той особенностью, что по самой своей сути является консервативным. Изменения в экспозициях вызывают прежде всего потоки сомнений. И чем стабильнее экспозиция, тем сильнее голоса скептиков. А музей икон – это ещё и собрание предметов христианского культа, причем многие из экспонатов почитаются как святыни. Для проведения разумных реформ требуется и воля, и компетентность, и чувство такта. Отрадно, что новая экспозиция смотрится по-новому, но не вызывает никакого отторжения. Изменения можно только приветствовать. Безусловный плюс новой экспозиции – хронологическая последовательность размещения икон и четкое разделение залов по темам. Самое противоречивое – цветовое оформление. Каждый зал оформлен своим ярким цветом, и поначалу эта яркость сбивает с толку. В подборе цветов есть своя живописная логика, но непривычность цветного фона оставляет часть зрителей в растерянности...

Иконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике  
В отделе древнерусского искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника представлены богатейшие сокровища, стекавшиеся в Троице-Сергиев монастырь на протяжении ряда столетий. Их приносили сюда в качестве вкладов представители различных слоев населения: цари, князья, бояре, высшее духовенство, дворяне, торговые и служилые люди. Вклады давали «на помин души», «с молением» о наследнике, при венчании на царство или по поводу каких-либо важных исторических событий, побед, одержанных над врагом. Иногда древние произведения искусства хотели сохранить в стенах монастыря для потомства. В таких случаях на вещах делали надписи: «ради древнего письма», «а не отдать никому». Поэтому все экспонаты этого отдела музея являются образцами работы выдающихся художников, отразивших художественный стиль и идеи своей эпохи.

Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммой  
Анализ композиции иконы выявляет сложность процесса формирования стиля северной живописи середины XVII в. Центральное изображение сохраняет спокойную величавость построения, но обнаруживает и признаки эволюции старой композиционной схемы. Пропорции средника приблизились к квадрату, его композиция утратила вертикальность и получила развитие в горизонтальном направлении. Крупный сектор «неба» с благословляющей десницей и большая фигура ангела нарушают масштабное соотношение между основными и вспомогательными элементами композиции и утяжеляют ее верхнюю часть.

Иконы старообрядческих иконописных школ  
Выгорецкая община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы. Община прошла через невероятно тяжёлые условия быта, выработавших особую строгость общинных взаимоотношений, разделение труда и равенство в собственности и потреблении. По мере развития хозяйства Выгорецкая община стала заводить промыслы на стороне, появились общинные торговые конторы и агенты в Вытегре, Петрозаводске, Москве, Нижнем Новгороде и, что особенно интересно для нас, в Стародубье и на Урале. При конторах были постоялые дворы и амбары, складывались религиозные общины, члены которых из наёмных рабочих становились, как правило, участниками в прибылях.

Женская иконаЖенская икона  
Разумеется, в самих христианских образах нет никакого разделения на иконы для одних или других. Язык иконы универсален, равнозначен для всех, вне зависимости от пола и любых других различий. Однако женщины чаще обращают свои взгляды на иконы, женщинам важнее красота и одухотворённость образа, женщины легче раскрывают свои сердца и души в молитве. Для женщин имеет особое значение их личное художественное восприятие иконы, способность образа настраивать на молитвенную отрешённость и искренность. Да и семейное почитание икон невозможно без чуткого и мудрого участия женщин. Поэтому под «женской иконой» обычно подразумевают тот образ, который в силу сюжетных перипетий или особенностям художественного исполнения вызывает более сильный эмоциональный отклик у женщин. И такие иконы становятся для женщин лучшим подарком, доброй памятью о дарителе на долгие годы...

Красный угол в офисе.  Духовное и деловое рядомКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядом  
С одного из верхних этажей стеклянной высотки двадцать первого века открывается удивительная панорама мегаполиса с высоты птичьего полёта. Футуристические анфилады свободных пространств навевают чувство упоения торжественной мощью строительных технологий. И пока умная кофеварка заказывает зёрна кофе по интернету, можно посвятить несколько минут заметкам о гармоничном соединении делового и духовного...

Намоленность иконыНамоленность иконы  
В последнее время термин и представление о «намоленности» как о характеристике предмета и места получают всё большее распространение. Сформулировать, что именно определяет это понятие, не так-то просто. Для верующих намоленность – представление об исходящей от иконы благодати, своего рода ступенька к святости и чудотворности, для психологов – комплекс психофизических реакций восприятия, для скептиков – повод отточить саркастичный юмор.

Намоленность в постсоветской православной культуреНамоленность в постсоветской православной культуре  
В историко-культурном аспекте рассмотрения намоленности икон следует учитывать временной разлом советской эпохи. Православным христианам даже в послевоенное время, когда наступила определённая «оттепель» в отношении советской власти к религии, для отстаивания своего мировоззрения требовалось мужество и осознанное следование своей вере. В то же время отсутствие возможности свободного и широкого изучения христианской литературы создавало почву для трансформации тех или иных христианских представлений и догматов в сторону идолопоклонничества и строгой ритуальности, которой подменялась собственно вера.



 → Главная   → Заметки иконоведа  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2019.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа при Иване IV
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва