Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Заметки иконоведаМузею Рублёва - 70 летИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре


Заметки иконоведа

В этом разделе мы предполагаем собрать различные современные городские легенды и байки об иконах, истории открытий и разочарований, потрясающих находок и потрясений. Здесь же предполагается разместить всевозможные умствования, философские отвлечения и литературные эксперименты иконоведов, которым взбредёт в голову поделиться с нами чем-нибудь этаким.

Музею Рублёва - 70 летМузею Рублёва - 70 лет  
Музейное дело отличается той особенностью, что по самой своей сути является консервативным. Изменения в экспозициях вызывают прежде всего потоки сомнений. И чем стабильнее экспозиция, тем сильнее голоса скептиков. А музей икон – это ещё и собрание предметов христианского культа, причем многие из экспонатов почитаются как святыни. Для проведения разумных реформ требуется и воля, и компетентность, и чувство такта. Отрадно, что новая экспозиция смотрится по-новому, но не вызывает никакого отторжения. Изменения можно только приветствовать. Безусловный плюс новой экспозиции – хронологическая последовательность размещения икон и четкое разделение залов по темам. Самое противоречивое – цветовое оформление. Каждый зал оформлен своим ярким цветом, и поначалу эта яркость сбивает с толку. В подборе цветов есть своя живописная логика, но непривычность цветного фона оставляет часть зрителей в растерянности...

Иконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике  
В отделе древнерусского искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника представлены богатейшие сокровища, стекавшиеся в Троице-Сергиев монастырь на протяжении ряда столетий. Их приносили сюда в качестве вкладов представители различных слоев населения: цари, князья, бояре, высшее духовенство, дворяне, торговые и служилые люди. Вклады давали «на помин души», «с молением» о наследнике, при венчании на царство или по поводу каких-либо важных исторических событий, побед, одержанных над врагом. Иногда древние произведения искусства хотели сохранить в стенах монастыря для потомства. В таких случаях на вещах делали надписи: «ради древнего письма», «а не отдать никому». Поэтому все экспонаты этого отдела музея являются образцами работы выдающихся художников, отразивших художественный стиль и идеи своей эпохи.

Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммой  
Анализ композиции иконы выявляет сложность процесса формирования стиля северной живописи середины XVII в. Центральное изображение сохраняет спокойную величавость построения, но обнаруживает и признаки эволюции старой композиционной схемы. Пропорции средника приблизились к квадрату, его композиция утратила вертикальность и получила развитие в горизонтальном направлении. Крупный сектор «неба» с благословляющей десницей и большая фигура ангела нарушают масштабное соотношение между основными и вспомогательными элементами композиции и утяжеляют ее верхнюю часть.

Иконы старообрядческих иконописных школ  
Выгорецкая община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы. Община прошла через невероятно тяжёлые условия быта, выработавших особую строгость общинных взаимоотношений, разделение труда и равенство в собственности и потреблении. По мере развития хозяйства Выгорецкая община стала заводить промыслы на стороне, появились общинные торговые конторы и агенты в Вытегре, Петрозаводске, Москве, Нижнем Новгороде и, что особенно интересно для нас, в Стародубье и на Урале. При конторах были постоялые дворы и амбары, складывались религиозные общины, члены которых из наёмных рабочих становились, как правило, участниками в прибылях.

Женская иконаЖенская икона  
Разумеется, в самих христианских образах нет никакого разделения на иконы для одних или других. Язык иконы универсален, равнозначен для всех, вне зависимости от пола и любых других различий. Однако женщины чаще обращают свои взгляды на иконы, женщинам важнее красота и одухотворённость образа, женщины легче раскрывают свои сердца и души в молитве. Для женщин имеет особое значение их личное художественное восприятие иконы, способность образа настраивать на молитвенную отрешённость и искренность. Да и семейное почитание икон невозможно без чуткого и мудрого участия женщин. Поэтому под «женской иконой» обычно подразумевают тот образ, который в силу сюжетных перипетий или особенностям художественного исполнения вызывает более сильный эмоциональный отклик у женщин. И такие иконы становятся для женщин лучшим подарком, доброй памятью о дарителе на долгие годы...

Красный угол в офисе.  Духовное и деловое рядомКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядом  
С одного из верхних этажей стеклянной высотки двадцать первого века открывается удивительная панорама мегаполиса с высоты птичьего полёта. Футуристические анфилады свободных пространств навевают чувство упоения торжественной мощью строительных технологий. И пока умная кофеварка заказывает зёрна кофе по интернету, можно посвятить несколько минут заметкам о гармоничном соединении делового и духовного...

Намоленность иконыНамоленность иконы  
В последнее время термин и представление о «намоленности» как о характеристике предмета и места получают всё большее распространение. Сформулировать, что именно определяет это понятие, не так-то просто. Для верующих намоленность – представление об исходящей от иконы благодати, своего рода ступенька к святости и чудотворности, для психологов – комплекс психофизических реакций восприятия, для скептиков – повод отточить саркастичный юмор.

Намоленность в постсоветской православной культуреНамоленность в постсоветской православной культуре  
В историко-культурном аспекте рассмотрения намоленности икон следует учитывать временной разлом советской эпохи. Православным христианам даже в послевоенное время, когда наступила определённая «оттепель» в отношении советской власти к религии, для отстаивания своего мировоззрения требовалось мужество и осознанное следование своей вере. В то же время отсутствие возможности свободного и широкого изучения христианской литературы создавало почву для трансформации тех или иных христианских представлений и догматов в сторону идолопоклонничества и строгой ритуальности, которой подменялась собственно вера.



 → Главная   → Заметки иконоведа  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва