|
Заметки иконоведаИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре
|
Заметки иконоведа
В этом разделе мы предполагаем собрать различные современные городские легенды и байки об иконах,
истории открытий и разочарований, потрясающих находок и потрясений. Здесь же предполагается разместить всевозможные
умствования, философские отвлечения и литературные эксперименты иконоведов, которым взбредёт в голову поделиться с нами чем-нибудь этаким.
Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммой Анализ композиции иконы выявляет сложность процесса формирования стиля северной живописи середины XVII в. Центральное изображение сохраняет спокойную величавость построения, но обнаруживает и признаки эволюции старой композиционной схемы. Пропорции средника приблизились к квадрату, его композиция утратила вертикальность и получила развитие в горизонтальном направлении. Крупный сектор «неба» с благословляющей десницей и большая фигура ангела нарушают масштабное соотношение между основными и вспомогательными элементами композиции и утяжеляют ее верхнюю часть. → читать дальше
Иконы старообрядческих иконописных школ Выгорецкая община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы. Община прошла через невероятно тяжёлые условия быта, выработавших особую строгость общинных взаимоотношений, разделение труда и равенство в собственности и потреблении. По мере развития хозяйства Выгорецкая община стала заводить промыслы на стороне, появились общинные торговые конторы и агенты в Вытегре, Петрозаводске, Москве, Нижнем Новгороде и, что особенно интересно для нас, в Стародубье и на Урале. При конторах были постоялые дворы и амбары, складывались религиозные общины, члены которых из наёмных рабочих становились, как правило, участниками в прибылях. → читать дальше
Женская икона Разумеется, в самих христианских образах нет никакого разделения на иконы для одних или других. Язык иконы универсален, равнозначен для всех, вне зависимости от пола и любых других различий. Однако женщины чаще обращают свои взгляды на иконы, женщинам важнее красота и одухотворённость образа, женщины легче раскрывают свои сердца и души в молитве. Для женщин имеет особое значение их личное художественное восприятие иконы, способность образа настраивать на молитвенную отрешённость и искренность. Да и семейное почитание икон невозможно без чуткого и мудрого участия женщин. Поэтому под «женской иконой» обычно подразумевают тот образ, который в силу сюжетных перипетий или особенностям художественного исполнения вызывает более сильный эмоциональный отклик у женщин. И такие иконы становятся для женщин лучшим подарком, доброй памятью о дарителе на долгие годы... → читать дальше
Красный угол в офисе. Духовное и деловое рядом С одного из верхних этажей стеклянной высотки двадцать первого века открывается удивительная панорама мегаполиса с высоты птичьего полёта. Футуристические анфилады свободных пространств навевают чувство упоения торжественной мощью строительных технологий. И пока умная кофеварка заказывает зёрна кофе по интернету, можно посвятить несколько минут заметкам о гармоничном соединении делового и духовного... → читать дальше
Намоленность иконы В последнее время термин и представление о «намоленности» как о характеристике предмета и места получают всё большее распространение. Сформулировать, что именно определяет это понятие, не так-то просто. Для верующих намоленность – представление об исходящей от иконы благодати, своего рода ступенька к святости и чудотворности, для психологов – комплекс психофизических реакций восприятия, для скептиков – повод отточить саркастичный юмор. → читать дальше
Намоленность в постсоветской православной культуре В историко-культурном аспекте рассмотрения намоленности икон следует учитывать временной разлом советской эпохи. Православным христианам даже в послевоенное время, когда наступила определённая «оттепель» в отношении советской власти к религии, для отстаивания своего мировоззрения требовалось мужество и осознанное следование своей вере. В то же время отсутствие возможности свободного и широкого изучения христианской литературы создавало почву для трансформации тех или иных христианских представлений и догматов в сторону идолопоклонничества и строгой ритуальности, которой подменялась собственно вера. → читать дальше
|
|