Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Заметки иконоведаМузею Рублёва - 70 летИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре


Иконы XIV-XVII веков
в Сергиево-Посадском музее-заповеднике

В отделе древнерусского искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника представлены богатейшие сокровища, стекавшиеся в Троице-Сергиев монастырь на протяжении ряда столетий. Их приносили сюда в качестве вкладов представители различных слоев населения: цари, князья, бояре, высшее духовенство, дворяне, торговые и служилые люди. Вклады давали «на помин души», «с молением» о наследнике, при венчании на царство или по поводу каких-либо важных исторических событий, побед, одержанных над врагом. Иногда древние произведения искусства хотели сохранить в стенах монастыря для потомства. В таких случаях на вещах делали надписи: «ради древнего письма», «а не отдать никому». Поэтому все экспонаты этого отдела музея являются образцами работы выдающихся художников, отразивших художественный стиль и идеи своей эпохи.

К числу наиболее значительных и редких художественных произведений следует отнести иконы XIV века разных художественных школ, столь характерных для раннего периода великокняжеской Москвы, когда в искусстве еще не сложился единый стиль.

Икона «Никола Мирликийский» из собрания Сергиево-Посадского музея
Икона «Никола Мирликийский»
Ростовская школа, первая половина XIV века
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Совершенно уникальной является икона «Никола Мирликийский», принадлежавшая основателю монастыря Сергию Радонежскому. Она написана в первой половине XIV века мастером ростовской школы. От искусства Ростова этого раннего периода сохранилось очень мало произведений, поэтому данная икона для истории русской культуры является исключительно ценной.

Изображение Николы отличается сдержанной гаммой красок темных тонов на желтовато-белом фоне иконы. В этом произведении проявились тенденции народного искусства с его непосредственностью жизненного наблюдения.

Не менее интересны иконы московской школы. Ко второй половине XIV века относится икона «Богоматерь Одигитрия» (келейная Сергия Радонежского), написанная мастером московской школы, возможно, иконописцем Троице-Сергиева монастыря. Изображение Богоматери здесь монументально, выдержано в исключительно красивых пропорциях. Образ Богоматери проникнут грустью и задушевностью.

Икона «Богоматерь Владимирская» из собрания Сергиево-Посадского музея
Икона «Богоматерь Владимирская»
Конец XIV - начало XV века
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Безмятежно лирична «Богоматерь Владимирская», написанная также московским мастером в конце XIV — начале XV века. Икона украшена художественным серебряным окладом того же времени, исполненным в технике «басмы на чеканное дело». На окладе оттиснуты изображения святых в сложном орнаментальном обрамлении. С лицевой стороны все покрыто искусной чеканкой. Икона принадлежала боярину Михаилу Образцову, который был полководцем при Иване Ш.

Строгостью и монументальностью отличается икона «Богоматерь Одигитрия» конца XIV века. На вишнево-коричневой одежде Богоматери и на светло-коричневой одежде Христа положено штрихами золото. На иконе - древний басменный оклад с тонко проработанным растительным орнаментом. Эта икона принадлежала княгине Анпе Микулинской, дочери знаменитого московского боярина Федора Андреевича Кошки, известного как государственный деятель и дипломат.

Икона «Богоматерь Перивлепта» из собрания Сергиево-Посадского музея
Икона «Богоматерь Перивлепта»
Византия, школа Палеологов, XIV век
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Московская иконопись использовала художественные традиции различных русских школ. Она развивалась также под воздействием более древних традиций искусства Византии и южных славян. В экспозиции музея представлены два образца иконописи, связанные с этими художественными центрами XIV века — «Богоматерь Перивлепта» византийского мастера школы Палеологов и «Анна с младенцем Марией» сербской школы.

Во второй половине XV века на иконопись московских мастеров оказывала большое влияние школа знаменитого Дионисия. Живопись этого периода отличается изяществом, тонким колористическим сочетанием. Фигуры имеют удлиненные пропорции.

Икона «Великомученица Варвара» из собрания Сергиево-Посадского музея
Икона «Великомученица Варвара»
1470-е годы
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Чрезвычайно близка к живописи школы Дионисия икона «Великомученица Варвара» 70-х годов XV века. Изображение Варвары монументально. Ее зеленые и киноварные одежды на золотом фоне составляют красивую и звучную гамму красок.

В эпоху Ивана Грозного в живописи появились сложные темы, часто олицетворявшие торжество высшей власти, незыблемость самодержавия. Появлялись иконописные подлинники, в которых детально разрабатывалась иконография изображений. В многофигурные композиции художники нередко вводили бытовые детали своего времени — подлинную одежду и утварь, памятники архитектуры.

Характерным образцом живописи XVI века является икона «Воздвижение креста». Большая группа людей, присутствующая на торжественном акте воздвижения креста, изображена в одеждах, характерных для бояр и духовенства XVI века. Воздвижение происходит на фоне пятиглавого храма, напоминающего московские храмы того времени, рядом стоит звонница. Икона попала в музей из церкви села Воздвиженского, где находился путевой дворец московских царей на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь.

Икона «Преподобная Ксения с житием» из собрания Сергиево-Посадского музея
Икона «Преподобная Ксения с житием»
1551 год
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Типичной «житийной» иконой 1551 года является «Преподобная Ксения с житием» вклада княгини Киликии Ушатой. В клеймах «жития» интереснейшие бытовые детали: двери, парусные судна, архитектурные сооружения, одежды.

Икона «Сергий Радонежский с житием» из собрания Сергиево-Посадского музея
Евстафий Головкин. Икона «Сергий Радонежский с житием»
1591 год
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

К концу XVI века в Троицком монастыре сложилась своя школа иконописцев, которые следовали лучшим художественным традициям, оставленным здесь Андреем Рублевым, Даниилом Черным, мастерами круга Дионисия. Нам известны и имена некоторых из них. При царях Федоре Ивановиче и Борисе Годунове в монастыре работал иконописец Евстафий Головкин — монастырский келарь. Он оставил два подписных произведения: икону «Явление Богоматери Сергию» (1588 год) и «Сергий Радонежский с житием» (1591 год). Иконы были написаны «с молением о чадородии» царя Федора Ивановича. Впоследствии, по сложившейся в монастыре традиции, икону «Явление Богоматери Сергию», помещенную в складень, отправляли на театр военных действий. Она сопровождала русских солдат во время русско-польской войны при царе Алексее Михайловиче, во время битвы под Полтавой в 1709 году, в Отечественную войну с Наполеоном и т. д.

Икона «Явление Богоматери Сергию» из собрания Сергиево-Посадского музея
Евстафий Головкин. Икона «Явление Богоматери Сергию»
1558 год
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

В XVII веке наметилось новое направление в живописи, которое сказывалось в более реалистической трактовке иконописных сюжетов. Возглавил это направление «царский изограф» Симон Ушаков. В экспозиции представлены три его подписных произведения: «Тайная вечеря», «Евангелист Иоанн» и «Никон Радонежский». В «Тайной вечере» намечается уже определенная перспектива замкнутого интерьера, в котором размещены сидящие за столом Христос с апостолами. Фигуры представлены уже не плоскостно, а объемно, с живыми жестами и движениями. Евангелист Иоанн изображен «в молчании», слушающим вещающего ему ангела. Художник сумел передать объем лица, сложный поворот головы, мягко падающие складки одежд. Икона отличается красивой композицией и колоритом. Более плоскостно решена фигура Никона Радонежского. Возможно, что здесь лик Никона писал сам Ушаков, а фигуру — кто-либо из его менее талантливых учеников,

Симон Ушаков писал и парсуны (от слова «персона» — портрет), намечая пути к реалистическому светскому искусству, которое получит развитие в XVIII веке.


Источник:
 • Загорский (Сергиево-Посадский) историко-художественный музей-заповедник. Серия "По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья". М., изд-во "Московский рабочий", 1968.

Дополнительные источники:
 • Троице-Сергиева Лавра. История и архитектурный комплекс
 • Сергиево-Посадский музей-заповедник. Лицевое шитьё



Читайте далее: Икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммой

 → Главная   → Заметки иконоведа   → Иконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва