Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

Заметки иконоведаМузею Рублёва - 70 летИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре


Намоленность иконы

Слово «намоленность» вошло в относительно широкий обиход лишь в последнее десятилетие. Слова «моленность» в русском языке нет, и образование существительного произошло от глагола «намолить». Этот глагол, в свою очередь, сложился из приставки «на-» и глагола «молить». Приставка «на-» в русском языке означает некое действие, направленное на поверхность (налепить, намазать). Близкий аналог «намоленности» в словообразовании – «накрашенность».

Значение слова «намоленность» можно описать как состояние иконы, предмета, места, храма или какого-то другого объекта, перед которым или внутри, рядом с которым много и долго молились.

1. В последнее время термин и представление о «намоленности» как о характеристике предмета и места получают всё большее распространение. Сформулировать, что именно определяет это понятие, не так-то просто. Для верующих намоленность – представление об исходящей от иконы благодати, своего рода ступенька к святости и чудотворности, для психологов – комплекс психофизических реакций восприятия, для скептиков – повод отточить саркастичный юмор.

Намоленность иконы – неопределяемая, но количественная и качественная характеристика, которая условно определяет статус иконы как священного предмета, определённую популярность иконы среди прихожан, если речь идёт о храмовой иконе, или предпочтение, которое иконе оказывается в семье, если речь идёт о домашней иконе.

Как и другие метафизические явления посчитать намоленность в каких-либо цифрах и показателях, разумеется, нельзя. Но для некоторых верующих имеет значение время, которое другие провели в молитвах у конкретной иконы, а также количество молящихся. Результат обращения к намоленной иконе в некоторых индивидуальных представлениях кажется более значимым и ощутимым. И всё это весьма условные характеристики, рассуждать о которых можно лишь с пониманием их субъективности и относительности.

Намоленность воспринимается многими не только на уровне сознания, но и как эмоциональный отклик, и как ряд физических и биологических проявлений. Кто-то описывает молитвенный опыт конкретной иконе как некое особое чувство и упоение, другие испытывают душевный трепет и исходящее от иконы тепло, третьи воспринимают особенную красоту и сияние образа. Индивидуальность и непредсказуемость реакций создают широкое поле толкований и обмена мнениями, подчас категоричными и противоречащими друг другу.

Икона «Богоматерь Федоровская»
Икона «Богоматерь Федоровская»

2. Среди православных христиан представления о намоленности и отношение к этому явлению неоднозначны. С одной стороны, икона – лишь образ, изображение, символ, и важность иконы не в самом предмете, а в значении изображения, чувстве верующего. С другой стороны, в православном христианстве распространено поклонение чудотворным и святым иконам, чьи особые свойства не вызывают у верующих сомнений. Как представляется, большинство споров возникает из невозможности чёткого определения самого понятия и его смежности с другими, уже каноническими представлениями. Для наблюдателя со стороны многие яростные полемики в интернете о сути намоленности и допустимости введения этого понятия в христианский обиход очевидно сводятся к абсолютно разным толкованиям явления самими спорщиками, что рождает непонимание и бесперспективность спора как такового. Поэтому прежде, чем спорить, выясняйте, а что ваш оппонент подразумевает под намоленностью. Возможно, и спорить не придётся.

Некоторые православные христиане полагают, что намоленность – проявление православного суеверия, магическое отношение, свойственное скорее языческому мировоззрению, когда икона подменяет собой древнего идола и становится охранным талисманом, подчас обладающим отдельной собственной волей и сознанием. Другие считают, что намоленность – обычное, присущее всем иконам свойство.

В практике христианства широко распространено поклонение различным артефактам, которые зачастую описываются и рассматриваются как самостоятельные объекты, чья сила способна изменить ход событий. Грань между суевериями и верой расплывчата, спорить о том, где одно переходит в другое, можно до бесконечности.

Любую идею можно довести до абсурда, если пытаться подходить к нематериальным вещам и понятиям формально и догматично. Имеет ли значение, был ли благословлён иконописец на написание именно этого образа? Для кого-то да, это принципиально. Для других – нет, ибо икона - лишь помощь в сосредоточении на молитве. Важно ли, какими красками была написана икона? Опять же, для некоторых догматиков – да, важно, для большинства верующих – нет, важен смысл образа, а не формальная сторона его изготовления. Единственного ответа дать невозможно, как и в каждой области, связанной с субъективностью чувств и восприятий. Также и фактор намоленности иконы одними рассматривается как необходимый, другие не придают ему никакого значения.

3. Многие верующие предпочитают определённые храмы, потому что именно в них чувствуют себя комфортно. Некоторые молятся определённым иконам, потому что после молитвы ощущают подъём сил или успокоение. В большинстве случаев за предпочтениями икон, храмов, мест, предметов кроются психологические факторы, которые поддаются фиксации и анализу, однако намного проще использовать в обиходе представление о намоленности как об обобщении позитивного влияния иконы. Хотя это позитивное воздействие иконы может зависеть от удачности живописного исполнения иконы, композиции, баланса цветового решения, размещения в храме, освещённости и множества других факторов.

Важен также и свойственный человеку биологический эффект следования за группой. Люди часто выбирают то, что выбирают все. И намоленность в этом ракурсе служит своего рода сигналом уже сделанного выбора, которому можно следовать с чувством принадлежности к некоей общности себе подобных.

Психологию часто воспринимают как своего рода конкуренцию религии, однако разумное понимание христианином своих психологических особенностей, мотиваций и предпочтений позволяет воспринимать мир куда более гармонично и не превращать молитву в бесконечный поток просьб о помощи в сугубо мирских делах. Тогда и намоленность воспринимается в ином, более содержательном и духовном смысловом значении.

4. В общественном сознании намоленность связывается с христианством и молитвами перед иконами, однако следует иметь в виду, что слово «намоленность» достаточно широко вошло в лексикон различных сект и духовных практик, идейно далёких от православия, но использующих христианскую символику и предметы, в том числе псевдоиконы. Намоленность «взяли на вооружение» и различные движения по самореализации, развивающие тренинги, семинары личностного роста и прочие сугубо светские и подчас далёкие от разумной психологии явления, так или иначе связанные с различного рода психологическими техниками, по воздействию напоминающими действие молитвы. Поэтому, встречая «намоленность» в некотором контексте, не следует автоматически думать, что речь об иконах и христианском молении. Можно столкнуться и с рассуждениями о пользе медитаций, разного рода «энергетическими потоками» и магическими приёмами по очистке кармы. Будьте осторожны, как говорится.

5. Всё вышеизложенное подводит к мысли о том, что для православного христианина восприятие намоленности иконы носит индивидуальный характер, наличие и важность намоленности определяется его личным мировоззрением и представлениями о благодати.

При покупке иконы православными христианами, а зачастую даже и коллекционерами-скептиками, не так уж редко происходит обсуждение намоленности конкретной иконы, что провоцирует ряд иконных дилеров-перекупщиков к созданию пошлых слоганов уровня «все иконы атрибутированы и намолены». Это тот случай, когда низменные корыстные мотивы нивелируют термин, создавая и без того неоднозначной формулировке флёр сомнительности и недоверия.

Что можно сказать о намоленности конкретной иконы? Новые иконы, создаваемые иконописцами в монастырях и мастерских при храмах, несут в себе «заряд» намоленности, так как ещё в процессе живописи оказываются в благоприятной среде верующих и молящихся христиан. При заказе живописных икон не так уж редко встречаются и просьбы о молениях монахов или монахинь у нового образа – для придания ему некоторой «исходной» намоленности. Однако в первую очередь восприятие образа будет зависеть от представлений и состояния конкретного человека.

Для старых икон, часто неизвестного происхождения или сложнейшей судьбы выживания, установить кто, когда и где молился образу, невозможно. И судить о намоленности можно только по сочетанию субъективных реакций разных людей, обращающихся к иконе, по её воздействию, которое в свою очередь часто зависит от обстоятельств и индивидуальных предпочтений сюжета, иконографии, стилистики написания иконы. Однако любая история старинной иконы – это путь спасения и преодоления, в котором главную роль играли те люди, которые защищали храмы от разрушений, прятали иконы по сундукам и кладовкам, увозили иконы в эвакуацию от военных пожаров, хранили семейные реликвии, несмотря ни на какие доктрины и гонения власти. Намоленность старинных икон – не только в собственно молитвах, но и в благородстве помыслов и поступков всех тех, кто сохранил их для нас.

Устинова Татьяна



Читайте далее: Намоленность в постсоветской православной культуре

 → Главная   → Заметки иконоведа   → Намоленность иконы  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2019.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа при Иване IV
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва