Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

Заметки иконоведаЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре


Красный угол в офисе.
Духовное и деловое рядом

С одного из верхних этажей стеклянной высотки двадцать первого века открывается удивительная панорама мегаполиса с высоты птичьего полёта. Футуристические анфилады свободных пространств навевают чувство упоения торжественной мощью строительных технологий. И пока умная кофеварка заказывает зёрна кофе по интернету, можно посвятить несколько минут заметкам о гармоничном соединении делового и духовного.

Разные красные

Словосочетание «красный угол» в обыденном восприятии распадается на два схожих, но взаимоисключающих представления. Издревле красным углом избы назывался ближайший от входа угол, в котором располагались иконы. Как правило, в этом семейном собрании присутствовали иконы Иисуса Христа, Богоматери, нескольких святых. В домах богатых аристократов часто обустраивали моленные комнаты, но в обычном городском доме или крестьянской избе иконы располагались таким образом, чтобы быть на виду, но в то же время не занимать жизненно важного пространства. На праздники и по торжественным случаям красный угол украшался вышитыми и кружевными салфетками и полотенцами, цветами, ветками. Само название «красный» восходит и к красоте, и к красному цвету, который был любим в энергичном народном декоративном творчестве.

Революционная эпоха вопреки заявленному «разрушению до основания» во многом стремилась не столько к исключению каких-либо явлений и предметов из повседневной жизни, сколько к подмене устоявшихся древних символов новыми образами и словами. Очевидной и трагикомичной трансформацией красного угла с иконами стали красные уголки с портретами Ленина. Но если в эпоху революционных потрясений они появлялись как отражение потрясений в общественном и индивидуальном сознании, на волне всеобщих метаний и крушений основ, то во второй половине двадцатого века красные уголки стали первой и самой наглядной иллюстрацией бессмысленности насаждения псевдо-религиозного культа советских лидеров. Каждое общественное учреждение, каждое промышленное предприятие и каждая государственная инстанция обязательно оборудовали красные уголки, которые в массе своей пустовали, пылились и становились символом лицемерия и бессмысленной потери времени в многословных, но пустых собраниях.

Постсоветское возвращение к христианским традициям вернуло иконы в дома и частную жизнь, равно как и вывело многие православные обряды в жизнь общественно-публичную. Но в пространстве, где обсуждаются проблемы прибылей и сделок, строгий взгляд лика с иконы всё ещё вызывает смущение, а подчас и недоумение. При этом мусульманские детали интерьера нас не смущают, иудейские символы сделкам не мешают, буддийские статуи во время переговоров не напрягают, а вот православная икона становится вдруг чем-то неуместным. Однако диссонанс этот – лишь осколок влияния массовой советской пропаганды, наследие неловкого соединения красных углов.

Критика православия, носившая в советское время откровенно воинственный характер, посеяла в массовом сознании несколько кривозеркальных отражений библейских притч и христианских заповедей. Но в действительности, нет ничего противоречивого между христианской верой и стремлением к созидательной деятельности, преобразованию мира, строительству, предпринимательству. Многие христианские святые были подвижниками и предпринимателями в широком толковании этого понятия. Проповедуя духовные истины, святые призывали, в том числе, и к отказу от лени, бездействия, праздности, к энергичному проявлению сил на любимом поприще, к обретению знаний и производственной деятельности.

Деловые святые

В православной культуре существует традиция почитания святых как покровителей тех или иных занятий и предприятий. Укоренившиеся «специализации» святых обычно восходят к той деятельности, которой святые занимались при жизни, к древним профессиям, которые, соответственно, упомянуты в житиях. Иногда покровительство устанавливается и на основе вошедших в православные легенды чудес, случившихся со святыми или при их помощи.

Если рассматривать тему покровительства святых в историко-культурном контексте, очевидно, что сама идея возникла из веками сложившейся практики передачи профессиональных знаний от мастера к подмастерью. Дружеское взаимопонимание и уважение, которое возникает в отношениях наставника и обучающегося, профессионала и новичка, в христианстве расширяется до всеобъемлющей связи между Учителем и учеником не только в плоскости профессиональных знаний, но и в многомерном пространстве духовных устремлений.

Покровителем предпринимательства в самом широком толковании этого понятия является Апостол Павел. Прежде всего, это связано с невероятной предприимчивостью великого проповедника и организатора христианской церкви. Живой ум Апостола Павла, его подвижничество, а также его способность к восприятию новых идей, к трансформации мировоззрения определили путь христианства. И Апостол Павел покровительствует всем тем деловым начинаниям, в основе которых лежит стремление к новаторству, к прогрессу, к просвещению. Также известно, что успех деятельности Апостола Павла определялся его умением собрать, организовать и вдохновить коллектив единомышленников. Этот талант и сейчас жизненно необходим любому руководителю, любому новатору и предпринимателю.

В русской традиции покровителем строительства является преподобный Сергий Радонежский. Деятельность Сергия была связана со строительством храмов, монастырей, да и мирских зданий, его подвижничество в расцвете и развитии православной религии после долгого периода разорений и катастроф многое определило в истории страны и церкви.

Святые Козьма и Дамиан покровительствуют кузнечному делу, а также любым работам, связанным с добычей и обработкой металлов, производством металлических изделий. Истоки почитания Святых Козьмы и Дамиана восходят к древнейшим временам, упоминание о них встречается в новгородских грамотах XI века, хотя по ним и невозможно определить, о какой именно паре святых врачевателей идёт речь. Традиция кузнецов и ремесленников обращаться к Святым Козьме и Дамиану прослеживается и в фольклорном наследии. В современных условиях Святых Козьму и Дамиана, как «ответственных за металл», иногда называют покровителями всей техники, в том числе автомобилей и различных промышленных установок.

Земледельцам, фермерам, работникам сельского хозяйства покровительствует Святой Николай Угодник. Почитание Святого Николая в русской христианской традиции носило повсеместный и искренний характер, что было связано и с преобладанием крестьянского населения в Древней Руси и Российской империи. Сегодня сельскохозяйственное производство стало отраслью промышленности, использующей научные технологии и новые искусственные материалы. Однако в своих молитвах фермеры, производители продуктов питания, руководители агрохолдингов по-прежнему обращаются к Святому Николаю.

Икона «Cвятой Николай», фрагмент
Икона «Cвятой Николай»

Если перейти к лёгкой промышленности, то всем сферам текстильного дела, шитью, любым рукодельным промыслам, торговле тканями и одеждой покровительствует Святая Параскева. Культ Параскевы восходит к дохристианским временам и сохраняет силу по сию пору, что неудивительно. Как бы ни совершенствовались все другие технологии и производства, занятие текстильными ремёслами никогда не выйдет из моды. Иногда Святую Параскеву считают также и покровительницей тех отраслей химии, которые создают новые материалы, не только сугубо повседневного и бытового применения, но и в самом общем смысле.

Икона «Святая Параскева», фрагмент
Икона «Святая Параскева»

Медицине и фармацевтике покровительствует Святой Пантелеймон. Иконографические правила часто включают тот или иной указывающий на профессию атрибут святого. Святой Пантелеймон держит в руке ложечку для лекарства. Подобные детали важны не только как прямое и зримое указание на занятие святого, но и как символическое отражение значимости этого занятия, искусности и успешности святого на выбранном поприще.

В мире глобализации, зависящем от деятельности колоссальных транс-национальных корпораций, часто возникает вопрос, какие святые покровительствуют финансистам, банкирам, бухгалтерам? Прежде всего, следует снова упомянуть Святого Николая, который является не только покровителем земледельцев, но и защитником торговцев и путешественников, в том числе тех, кто возит грузы и товары. Покровителями предпринимательства являются Серафим Саровский, Иоанн Сочавский. В недавнем времени патриарх Кирилл объявил покровителем православного предпринимательства чудотворца Иосифа Волоцкого, чья блестящая организаторская и хозяйственная деятельность заложили основу процветания и славы Волоцкого монастыря.

Мегаполис уходит за горизонт и заставляет задуматься о хрупкости мира, тонко настроенного, выверенного и удивительного. Тонкий аромат крепкого кофе дразнит обоняние, панорама кварталов древнего и нового города подталкивает к мыслям о могуществе человеческого разума. Но тёмный лик старинной иконы призывает к смирению гордыни, обузданию тщеславия, борьбе с ленью. Именно эти аспекты работы надо собой часто являются краеугольными камнями всевозможных курсов личностного роста. Но никакого сокровенного знания в новоявленных курсах нет, это лишь упрощённая интерпретация давно известных христианских истин. В искреннем и разумном соединении делового и духовного кроется для православного человека гармония и предпринимательского, и личного успеха.

Николай Тихомиров



Читайте далее: Намоленность иконы

 → Главная   → Заметки иконоведа   → Красный угол в офисе. Духовное и деловое рядом  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика