|
Заметки иконоведаЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре
|
Красный угол в офисе. Духовное и деловое рядом
С одного из верхних этажей стеклянной высотки двадцать первого века открывается удивительная панорама мегаполиса с высоты птичьего полёта. Футуристические анфилады свободных пространств навевают чувство упоения торжественной мощью строительных технологий. И пока умная кофеварка заказывает зёрна кофе по интернету, можно посвятить несколько минут заметкам о гармоничном соединении делового и духовного.
Разные красные
Словосочетание «красный угол» в обыденном восприятии распадается на два схожих, но взаимоисключающих представления. Издревле красным углом избы назывался ближайший от входа угол, в котором располагались иконы. Как правило, в этом семейном собрании присутствовали иконы Иисуса Христа, Богоматери, нескольких святых. В домах богатых аристократов часто обустраивали моленные комнаты, но в обычном городском доме или крестьянской избе иконы располагались таким образом, чтобы быть на виду, но в то же время не занимать жизненно важного пространства. На праздники и по торжественным случаям красный угол украшался вышитыми и кружевными салфетками и полотенцами, цветами, ветками. Само название «красный» восходит и к красоте, и к красному цвету, который был любим в энергичном народном декоративном творчестве.
Революционная эпоха вопреки заявленному «разрушению до основания» во многом стремилась не столько к исключению каких-либо явлений и предметов из повседневной жизни, сколько к подмене устоявшихся древних символов новыми образами и словами. Очевидной и трагикомичной трансформацией красного угла с иконами стали красные уголки с портретами Ленина. Но если в эпоху революционных потрясений они появлялись как отражение потрясений в общественном и индивидуальном сознании, на волне всеобщих метаний и крушений основ, то во второй половине двадцатого века красные уголки стали первой и самой наглядной иллюстрацией бессмысленности насаждения псевдо-религиозного культа советских лидеров. Каждое общественное учреждение, каждое промышленное предприятие и каждая государственная инстанция обязательно оборудовали красные уголки, которые в массе своей пустовали, пылились и становились символом лицемерия и бессмысленной потери времени в многословных, но пустых собраниях.
Постсоветское возвращение к христианским традициям вернуло иконы в дома и частную жизнь, равно как и вывело многие православные обряды в жизнь общественно-публичную. Но в пространстве, где обсуждаются проблемы прибылей и сделок, строгий взгляд лика с иконы всё ещё вызывает смущение, а подчас и недоумение. При этом мусульманские детали интерьера нас не смущают, иудейские символы сделкам не мешают, буддийские статуи во время переговоров не напрягают, а вот православная икона становится вдруг чем-то неуместным. Однако диссонанс этот – лишь осколок влияния массовой советской пропаганды, наследие неловкого соединения красных углов.
Критика православия, носившая в советское время откровенно воинственный характер, посеяла в массовом сознании несколько кривозеркальных отражений библейских притч и христианских заповедей. Но в действительности, нет ничего противоречивого между христианской верой и стремлением к созидательной деятельности, преобразованию мира, строительству, предпринимательству. Многие христианские святые были подвижниками и предпринимателями в широком толковании этого понятия. Проповедуя духовные истины, святые призывали, в том числе, и к отказу от лени, бездействия, праздности, к энергичному проявлению сил на любимом поприще, к обретению знаний и производственной деятельности.
Деловые святые
В православной культуре существует традиция почитания святых как покровителей тех или иных занятий и предприятий. Укоренившиеся «специализации» святых обычно восходят к той деятельности, которой святые занимались при жизни, к древним профессиям, которые, соответственно, упомянуты в житиях. Иногда покровительство устанавливается и на основе вошедших в православные легенды чудес, случившихся со святыми или при их помощи.
Если рассматривать тему покровительства святых в историко-культурном контексте, очевидно, что сама идея возникла из веками сложившейся практики передачи профессиональных знаний от мастера к подмастерью. Дружеское взаимопонимание и уважение, которое возникает в отношениях наставника и обучающегося, профессионала и новичка, в христианстве расширяется до всеобъемлющей связи между Учителем и учеником не только в плоскости профессиональных знаний, но и в многомерном пространстве духовных устремлений.
Покровителем предпринимательства в самом широком толковании этого понятия является Апостол Павел. Прежде всего, это связано с невероятной предприимчивостью великого проповедника и организатора христианской церкви. Живой ум Апостола Павла, его подвижничество, а также его способность к восприятию новых идей, к трансформации мировоззрения определили путь христианства. И Апостол Павел покровительствует всем тем деловым начинаниям, в основе которых лежит стремление к новаторству, к прогрессу, к просвещению. Также известно, что успех деятельности Апостола Павла определялся его умением собрать, организовать и вдохновить коллектив единомышленников. Этот талант и сейчас жизненно необходим любому руководителю, любому новатору и предпринимателю.
В русской традиции покровителем строительства является преподобный Сергий Радонежский. Деятельность Сергия была связана со строительством храмов, монастырей, да и мирских зданий, его подвижничество в расцвете и развитии православной религии после долгого периода разорений и катастроф многое определило в истории страны и церкви.
Святые Козьма и Дамиан покровительствуют кузнечному делу, а также любым работам, связанным с добычей и обработкой металлов, производством металлических изделий. Истоки почитания Святых Козьмы и Дамиана восходят к древнейшим временам, упоминание о них встречается в новгородских грамотах XI века, хотя по ним и невозможно определить, о какой именно паре святых врачевателей идёт речь. Традиция кузнецов и ремесленников обращаться к Святым Козьме и Дамиану прослеживается и в фольклорном наследии. В современных условиях Святых Козьму и Дамиана, как «ответственных за металл», иногда называют покровителями всей техники, в том числе автомобилей и различных промышленных установок.
Земледельцам, фермерам, работникам сельского хозяйства покровительствует Святой Николай Угодник. Почитание Святого Николая в русской христианской традиции носило повсеместный и искренний характер, что было связано и с преобладанием крестьянского населения в Древней Руси и Российской империи. Сегодня сельскохозяйственное производство стало отраслью промышленности, использующей научные технологии и новые искусственные материалы. Однако в своих молитвах фермеры, производители продуктов питания, руководители агрохолдингов по-прежнему обращаются к Святому Николаю.
Икона «Cвятой Николай»
Если перейти к лёгкой промышленности, то всем сферам текстильного дела, шитью, любым рукодельным промыслам, торговле тканями и одеждой покровительствует Святая Параскева. Культ Параскевы восходит к дохристианским временам и сохраняет силу по сию пору, что неудивительно. Как бы ни совершенствовались все другие технологии и производства, занятие текстильными ремёслами никогда не выйдет из моды. Иногда Святую Параскеву считают также и покровительницей тех отраслей химии, которые создают новые материалы, не только сугубо повседневного и бытового применения, но и в самом общем смысле.
Икона «Святая Параскева»
Медицине и фармацевтике покровительствует Святой Пантелеймон. Иконографические правила часто включают тот или иной указывающий на профессию атрибут святого. Святой Пантелеймон держит в руке ложечку для лекарства. Подобные детали важны не только как прямое и зримое указание на занятие святого, но и как символическое отражение значимости этого занятия, искусности и успешности святого на выбранном поприще.
В мире глобализации, зависящем от деятельности колоссальных транс-национальных корпораций, часто возникает вопрос, какие святые покровительствуют финансистам, банкирам, бухгалтерам? Прежде всего, следует снова упомянуть Святого Николая, который является не только покровителем земледельцев, но и защитником торговцев и путешественников, в том числе тех, кто возит грузы и товары. Покровителями предпринимательства являются Серафим Саровский, Иоанн Сочавский. В недавнем времени патриарх Кирилл объявил покровителем православного предпринимательства чудотворца Иосифа Волоцкого, чья блестящая организаторская и хозяйственная деятельность заложили основу процветания и славы Волоцкого монастыря.
Мегаполис уходит за горизонт и заставляет задуматься о хрупкости мира, тонко настроенного, выверенного и удивительного. Тонкий аромат крепкого кофе дразнит обоняние, панорама кварталов древнего и нового города подталкивает к мыслям о могуществе человеческого разума. Но тёмный лик старинной иконы призывает к смирению гордыни, обузданию тщеславия, борьбе с ленью. Именно эти аспекты работы надо собой часто являются краеугольными камнями всевозможных курсов личностного роста. Но никакого сокровенного знания в новоявленных курсах нет, это лишь упрощённая интерпретация давно известных христианских истин. В искреннем и разумном соединении делового и духовного кроется для православного человека гармония и предпринимательского, и личного успеха.
Николай Тихомиров
Читайте далее: Намоленность иконы
|
|