История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
Заметки иконоведаЖенская иконаКрасный угол в офисе. Духовное и деловое рядомНамоленность иконыНамоленность в постсоветской православной культуре | Намоленность иконыСлово «намоленность» вошло в относительно широкий обиход лишь в последнее десятилетие. Слова «моленность» в русском языке нет, и образование существительного произошло от глагола «намолить». Этот глагол, в свою очередь, сложился из приставки «на-» и глагола «молить». Приставка «на-» в русском языке означает некое действие, направленное на поверхность (налепить, намазать). Близкий аналог «намоленности» в словообразовании – «накрашенность». Значение слова «намоленность» можно описать как состояние иконы, предмета, места, храма или какого-то другого объекта, перед которым или внутри, рядом с которым много и долго молились. 1. В последнее время термин и представление о «намоленности» как о характеристике предмета и места получают всё большее распространение. Сформулировать, что именно определяет это понятие, не так-то просто. Для верующих намоленность – представление об исходящей от иконы благодати, своего рода ступенька к святости и чудотворности, для психологов – комплекс психофизических реакций восприятия, для скептиков – повод отточить саркастичный юмор. Намоленность иконы – неопределяемая, но количественная и качественная характеристика, которая условно определяет статус иконы как священного предмета, определённую популярность иконы среди прихожан, если речь идёт о храмовой иконе, или предпочтение, которое иконе оказывается в семье, если речь идёт о домашней иконе. Как и другие метафизические явления посчитать намоленность в каких-либо цифрах и показателях, разумеется, нельзя. Но для некоторых верующих имеет значение время, которое другие провели в молитвах у конкретной иконы, а также количество молящихся. Результат обращения к намоленной иконе в некоторых индивидуальных представлениях кажется более значимым и ощутимым. И всё это весьма условные характеристики, рассуждать о которых можно лишь с пониманием их субъективности и относительности. Намоленность воспринимается многими не только на уровне сознания, но и как эмоциональный отклик, и как ряд физических и биологических проявлений. Кто-то описывает молитвенный опыт конкретной иконе как некое особое чувство и упоение, другие испытывают душевный трепет и исходящее от иконы тепло, третьи воспринимают особенную красоту и сияние образа. Индивидуальность и непредсказуемость реакций создают широкое поле толкований и обмена мнениями, подчас категоричными и противоречащими друг другу.
2. Среди православных христиан представления о намоленности и отношение к этому явлению неоднозначны. С одной стороны, икона – лишь образ, изображение, символ, и важность иконы не в самом предмете, а в значении изображения, чувстве верующего. С другой стороны, в православном христианстве распространено поклонение чудотворным и святым иконам, чьи особые свойства не вызывают у верующих сомнений. Как представляется, большинство споров возникает из невозможности чёткого определения самого понятия и его смежности с другими, уже каноническими представлениями. Для наблюдателя со стороны многие яростные полемики в интернете о сути намоленности и допустимости введения этого понятия в христианский обиход очевидно сводятся к абсолютно разным толкованиям явления самими спорщиками, что рождает непонимание и бесперспективность спора как такового. Поэтому прежде, чем спорить, выясняйте, а что ваш оппонент подразумевает под намоленностью. Возможно, и спорить не придётся. Некоторые православные христиане полагают, что намоленность – проявление православного суеверия, магическое отношение, свойственное скорее языческому мировоззрению, когда икона подменяет собой древнего идола и становится охранным талисманом, подчас обладающим отдельной собственной волей и сознанием. Другие считают, что намоленность – обычное, присущее всем иконам свойство. В практике христианства широко распространено поклонение различным артефактам, которые зачастую описываются и рассматриваются как самостоятельные объекты, чья сила способна изменить ход событий. Грань между суевериями и верой расплывчата, спорить о том, где одно переходит в другое, можно до бесконечности. Любую идею можно довести до абсурда, если пытаться подходить к нематериальным вещам и понятиям формально и догматично. Имеет ли значение, был ли благословлён иконописец на написание именно этого образа? Для кого-то да, это принципиально. Для других – нет, ибо икона - лишь помощь в сосредоточении на молитве. Важно ли, какими красками была написана икона? Опять же, для некоторых догматиков – да, важно, для большинства верующих – нет, важен смысл образа, а не формальная сторона его изготовления. Единственного ответа дать невозможно, как и в каждой области, связанной с субъективностью чувств и восприятий. Также и фактор намоленности иконы одними рассматривается как необходимый, другие не придают ему никакого значения. 3. Многие верующие предпочитают определённые храмы, потому что именно в них чувствуют себя комфортно. Некоторые молятся определённым иконам, потому что после молитвы ощущают подъём сил или успокоение. В большинстве случаев за предпочтениями икон, храмов, мест, предметов кроются психологические факторы, которые поддаются фиксации и анализу, однако намного проще использовать в обиходе представление о намоленности как об обобщении позитивного влияния иконы. Хотя это позитивное воздействие иконы может зависеть от удачности живописного исполнения иконы, композиции, баланса цветового решения, размещения в храме, освещённости и множества других факторов. Важен также и свойственный человеку биологический эффект следования за группой. Люди часто выбирают то, что выбирают все. И намоленность в этом ракурсе служит своего рода сигналом уже сделанного выбора, которому можно следовать с чувством принадлежности к некоей общности себе подобных. Психологию часто воспринимают как своего рода конкуренцию религии, однако разумное понимание христианином своих психологических особенностей, мотиваций и предпочтений позволяет воспринимать мир куда более гармонично и не превращать молитву в бесконечный поток просьб о помощи в сугубо мирских делах. Тогда и намоленность воспринимается в ином, более содержательном и духовном смысловом значении. 4. В общественном сознании намоленность связывается с христианством и молитвами перед иконами, однако следует иметь в виду, что слово «намоленность» достаточно широко вошло в лексикон различных сект и духовных практик, идейно далёких от православия, но использующих христианскую символику и предметы, в том числе псевдоиконы. Намоленность «взяли на вооружение» и различные движения по самореализации, развивающие тренинги, семинары личностного роста и прочие сугубо светские и подчас далёкие от разумной психологии явления, так или иначе связанные с различного рода психологическими техниками, по воздействию напоминающими действие молитвы. Поэтому, встречая «намоленность» в некотором контексте, не следует автоматически думать, что речь об иконах и христианском молении. Можно столкнуться и с рассуждениями о пользе медитаций, разного рода «энергетическими потоками» и магическими приёмами по очистке кармы. Будьте осторожны, как говорится. 5. Всё вышеизложенное подводит к мысли о том, что для православного христианина восприятие намоленности иконы носит индивидуальный характер, наличие и важность намоленности определяется его личным мировоззрением и представлениями о благодати. При покупке иконы православными христианами, а зачастую даже и коллекционерами-скептиками, не так уж редко происходит обсуждение намоленности конкретной иконы, что провоцирует ряд иконных дилеров-перекупщиков к созданию пошлых слоганов уровня «все иконы атрибутированы и намолены». Это тот случай, когда низменные корыстные мотивы нивелируют термин, создавая и без того неоднозначной формулировке флёр сомнительности и недоверия. Что можно сказать о намоленности конкретной иконы? Новые иконы, создаваемые иконописцами в монастырях и мастерских при храмах, несут в себе «заряд» намоленности, так как ещё в процессе живописи оказываются в благоприятной среде верующих и молящихся христиан. При заказе живописных икон не так уж редко встречаются и просьбы о молениях монахов или монахинь у нового образа – для придания ему некоторой «исходной» намоленности. Однако в первую очередь восприятие образа будет зависеть от представлений и состояния конкретного человека. Для старых икон, часто неизвестного происхождения или сложнейшей судьбы выживания, установить кто, когда и где молился образу, невозможно. И судить о намоленности можно только по сочетанию субъективных реакций разных людей, обращающихся к иконе, по её воздействию, которое в свою очередь часто зависит от обстоятельств и индивидуальных предпочтений сюжета, иконографии, стилистики написания иконы. Однако любая история старинной иконы – это путь спасения и преодоления, в котором главную роль играли те люди, которые защищали храмы от разрушений, прятали иконы по сундукам и кладовкам, увозили иконы в эвакуацию от военных пожаров, хранили семейные реликвии, несмотря ни на какие доктрины и гонения власти. Намоленность старинных икон – не только в собственно молитвах, но и в благородстве помыслов и поступков всех тех, кто сохранил их для нас. Устинова Татьяна Читайте далее: Намоленность в постсоветской православной культуре
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |