Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.
Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

В 1947 году постановлением Совета Министров СССР территория бывшего Спасо-Андроникова монастыря была объявлена музеем-заповедником имени Андрея Рублева. Вскоре после этого здесь началась организация музея древнерусского искусства. Музей был торжественно открыт в 1960 году.

В различных уголках России ведут сотрудники музея поиски древних русских произведений живописи. Их находят в самых неожиданных местах — в заброшенных зданиях церквей и часовен, в сараях, на колокольнях и чердаках. Внимательный глаз специалиста в совершенно почерневших или записанных слоями грубой ремесленной живописи досках узнает произведения, созданные много веков назад.

Фрагмент иконы «Встреча Захария и Елизаветы»
Фрагмент иконы «Встреча Захария и Елизаветы»
XV век
Из села Новокотовоа

Но для того чтобы они стали всеобщим достоянием, их надо освободить от грязи, от слоев новейших поновлений, от пленки олифы, которой покрывали красочный слой и которая со временем темнела, становясь почти черной. В этом удалении наносного, в обнажении первоначального авторского слоя живописи и заключается реставрация. Она делается испытанными, традиционными методами и требует не только хирургически точного владения скальпелем, которым реставратор снимает все чужеродное, но и знания стиля открываемого произведения, большого художественного чутья и такта.

Пройдемте же с вами по залам и ознакомимся с наследием живописи, доставшимся нам от мастеров, которые жили и творили много веков тому назад.


Основание Спасо-Андроникова монастыряОснование Спасо-Андроникова монастыря  
Около 1360 года в трех верстах к юго-востоку от Москвы на высоком и крутом холме за рекой Яузой началось строительство первых деревянных зданий Спасского, или, как он позднее стал называться, Спасо-Андроникова монастыря. Место было выбрано живописное. С высокого холма открывался вид на Кремль и обступивший его город, на просторные луга в поймах Москвы-реки и Яузы...

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыря  
Спасский собор — древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий Москвы. Его строительство закончилось в 1427 году. Это прекрасный памятник раннемосковской архитектуры. Сложенный из белого камня, небольшой и стройный, он возвьппастся посреди монастырского двора. Здание приподнято на сравнительно невысоком белокаменном цоколе. Фасады делятся на три части. Боковые части их значительно уже и ниже средних. Такое же соотношение имеют три алтарных выступа — абсиды: средняя возвышается над более узкими боковыми...

История Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV века  
Bo второй половине XV века в монастыре не произошло каких-либо значительных событий. Все монастырские постройки, кроме собора, оставались деревянными. В начале XVI века «На Взнесеньев день повелением великого князя Ивана Васильевича вся Руси архимандрит Митрофан в Андрониковом монастыре заложил трапезну кирпичну»...

Из истории музея древнерусского искусстваИз истории музея древнерусского искусства  
В 50-е годы поступили в музей первые произведения средневековых мастеров. Во время обследования подмосковных культурных центров — Дмитрова, Александрова, Иосифо-Волоколамского монастыря были выявлены и привезены в музей древние иконы. Они стали основой всего собрания, где центральное место заняла живопись московской школы ХV — XVI веков. В 60-е годы собирательская деятельность музея расширяется. За последние 5 лет более 600 икон XIV — начала XVIII века пополнило коллекцию музея. Экспедиции проводятся, главным образом, в центральных областях России, которые были колыбелью русской культуры и где с наибольшей полнотой выразились ее общенациональные особенности.

Икона «Распятие» XIV векаИкона «Распятие» XIV века  
Наиболее полно в собрании музея представлена московская школа живописи, которая с ХV века становится ведущей на Руси. Самостоятельный стиль ее оформляется в XIV веке, занимающем особое место в истории средневекового искусства. В это время происходят большие изменения в мировоззрении людей. Искусство отходит от отвлеченности образов предшествующих веков: человек, изображенный на иконе, становится близким и соизмеримым человеку в жизни...

Иконопись XV векаИконопись XV века  
XV век — время расцвета московской живописи. Оно явило столь глубоко национальные и столь гармонически совершенные образы, что они под стать образам античного искусства. Расцвет этот вызван подъемом всех духовных сил народа, строившего под началом Москвы единое государство. Идеи любви к человеку, веры в его духовную красоту вдохновляли художников того времени. Глубокий интерес к внутреннему миру человека определял их творчество, познанию русского национального идеала посвящено их искусство...

Иконы Богоматери XV векаИконы Богоматери XV века  
В музее есть несколько икон Богоматери Одигитрии, излюбленного образа московских художников. «Одигитрия»— один из типов изображения Богоматери, где она представлена торжественно держащей младенца. «Одигитрия» по-гречески значит «путеводительница», «сиречь наставница» — как уточняют древнерусские тексты. Богоматерь почиталась как покровительница Русской земли...

Многофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI века  
Музей обладает подлинной жемчужиной этого времени — иконой «Успение Богоматери», происходящей из Успенского собора г. Дмитрова. Существует мнение — не окончательное, но убедительное,— что она написана Дионисием, художником величайшего таланта, чье творчество определило стиль столичного искусства конца XV века. Дионисий — мастер совершенных композиций, выражающих его гармоническое представление о мире и человеке...

Две иконы «Георгий с житием» начала XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI века  
Художники конца ХV века виртуозно использовали форму иконы с клеймами, издавна известную на Руси. Богатство ритмов, возникающих на плоскости иконы из соотношений фигуры средника и сцен клейм, дает возможность живописцу сполна передать лирический строй его чувств. Эта форма также отвечала их философским устремлениям, позволяя развертывать, варьировать основную мысль произведения. Художники ХV века в равной мере поэты и философы...

Икона «Никола Зарайский» из ДмитроваИкона «Никола Зарайский» из Дмитрова  
В иконе «Никола Зарайский», происходящей из Дмитрова, прославлено духовное совершенство человека. По своей философской глубине она одна из наиболее значительных среди икон, посвященных Николе Мирликийскому, жившему в Греции в Ювеке и необыкновенно популярному на Руси во все века. В этом произведении ясно отразилась философская мысль времени, для которой характерен поиск путей духовного совершенствования, своеобразное повторение призыва античных мудрецов «познай самого себя»...

Региональные иконописные центрыРегиональные иконописные центры  
Центральное место в залах музея, посвященных искусству ХV века, занимает живопись Москвы. Но в XV веке на Руси существовало несколько самостоятельных художественных центров со своими особенностями и традициями. За последние годы все больше икон, принадлежащих различным школам, поступает в фонды музея...

Иконы XVI векаИконы XVI века  
В XVI веке рождается новый принцип искусства: устанавливаются открытые связи между искусством и конкретной действительностью. Для художников этого времени характерен напряженный интерес к реальному миру. Происходит, с одной стороны, тесное сближение общехристианских понятий и исторических событий, с другой — стихия повседневной жизни проникает в икону. Стиль искусства становится общерусским, исчезает принципиальная разность школ...

Иконописное искусство XVII векаИконописное искусство XVII века  
Искусство XVII века перестает быть анонимным. Все чаще художники подписывают свои произведения. В музее есть подписные работы Кирилла Иванова и Тимофея Тимофеева, Федора Зубова, Кирилла Уланова, Тихона Филатьева. Многие иконы, найденные совсем недавно, еще находятся в процессе консервации и расчистки. Часть из них уже украшает экспозицию и дает возможность познать особую красоту и поэзию живописи этого столетия...

Иконы и настенные росписи XVII векаИконы и настенные росписи XVII века  
Излюбленной для иконописца XVII века стала икона с большим количеством клейм. Иногда их число достигало нескольких десятков. Это позволяло вместить много сюжетов, создать подробный и увлекательный рассказ. Блестящего расцвета в XVII веке достигло искусство настенной живописи. В экспозиции музея представлен целый ансамбль подлинной стенописи, происходящий из Благовещенского собора города Юрьевца. Она выполнена около 1710 года в традиционной для Руси технике альсекко, когда основную часть живописной работы художник делает темперой по сухой штукатурке...


Литература о монастыре:
1. Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников. М., 1842.
2. Архимандрит Сергий. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865.
3. Средневековая Москва XIV — XV вв. М., 1957, стр. 188—190.
4. Максимов П.Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.— В сб.: Архитектурные памятники Москвы XV XVII вв. М., 1947, стр. 8 — 32.
5. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 2. М., 1962, стр. 325 — 338.
6. Вагнер Г.К. О пропорциях в московском зодчестве эпохи Андрея Рублева. — В сб.: Древнерусское искусство XV-нач. XVI в. М., 1963, стр. 54 — 74.

Литература о музее.
1. Музей имени Андрея Рублева. (Проспект). М., 1965.
2. Куклес А.С. Музей имени Андрея Рублева. — «Hayкa и жизнь» № 1, 1966, стр. 89 — 95.
3. Ильин М.А. К изучению иконы Иоанна Предтечи из Николо-Пешношского монастыря. — «Советская археология» № 3, 1964, стр. 315 — 321.
4. Попов Г.В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в мнпнатюре и станковой живописи конца XV в. «Труды отдела древнерусской литературы». Т. 22, М.— Л., 1966, стр. 208 — 221.
5. Иванова И.А. Икона Богоматеря Тихвинской и ее связь со «Сказапием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери», «Труды отдела древнерусской литературы АН СССР». М.— Л., 1966, т. 22, стр. 419 — 436.
6. Иванова И.А. История города Тихвина, рассказанная иконописцем.— «Наука и жизнь» № 1, 1966, стр. 94 — 97.
7. Иванова И.А., Куклес А.С., Попов Г.В. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева (альбом). М., 1968.


Публикуется по изданию: Евсеева Л.М., Сергеев В.Н. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Путеводитель. М., изд. «Советская Россия», 1971г.



От редакции сайта: Книга выпущена с чёрно-белыми иллюстрациями и несколькими цветными вклейками. Мы сохранили иллюстрации из книги, но по возможности в тексте приведены и современные цветные иллюстрации.



 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва