Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяБиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

История Спасо-Андроникова монастыря c XV века

Bo второй половине XV века в монастыре не произошло каких-либо значительных событий. Все монастырские постройки, кроме собора, оставались деревянными. В начале XVI века «На Взнесеньев день повелением великого князя Ивана Васильевича вся Руси архимандрит Митрофан в Андрониковом монастыре заложил трапезну кирпичну»

Трапезная, построенная в 1504-1506 годах, расположена слева от главного входа в монастырь. Осматривать её удобнее всего с южной стороны, от архимандричьих покоев, так как с востока и севера к ней примыкает Архангельская церковь более поздней построуйки. Трапезная относится к характерным для этого времени кирпичным двухэтажным зданиям. В древности здание было очень живописно. Розовые кирпичные стены украшал пояс из темно-коичневых керамических плиток с орнаментом, расположенным под карнизом. Зеленым лемехом была крыта крутая четырёхскатная кровля.

На первом и втором этажах находятся палаты, в которых проходила монастырская трапеза. Верхняя — просторная, с высокими сводами, которые несет стройный столп в центре. Нижняя- низкая, уютная, в центре ее также столп, но тяжелый, массивный. Под трапезной была устроена палата, служившая местом заключения. В нее ведет каменная лестница.

Фрагмент иконы «Рождество Богоматери»
Фрагмент иконы «Рождество Богоматери»
XVI в.
Из г. Мурома

К началу ХVI века на Руси распространялись учения, отрицавшие те или иные религиозные догмы. Их называли «ереси». Они породили большую полемическую литературу.

Андрониковский архимандрит Mитрофан был духовником великого князя Ивана III и играл активную роль в церковной и общественной жизни Руси. До нас дошло послание к Митрофапу, написанное известным писателем-публицистом того времепи Иосифом Волоцким. Иосиф призывал Митрофана воздействовать нa великого князя, с тем чтобы иметь возможность физически уничтожить еретиков, «искоренити» их. Преследование «ересей» породило на Руси атмосферу подозрительности, мелочных догматических придирок.

Иосиф Волоцкий, вдохновитель борьбы с ересями, добился значительного политического влияния при дворе. Его идеи нашли поддержку в Андрониковом монастыре. Не случайно ближайшим преемником Митрофана был архимандрит Симеон — ученик Иосифа Волоцкого. В 1509 году Андроников монастырь стал местом заключения новгородского архиепископа Серапиона. Невиновность Серапиона была очевидна даже для сторонников Иосифа. Дело Серапиона стало темой публицистики того времени. Архиепископ Серапион написал в Андроникове монастыре послание к великому князю — известный памятник древнерусской полемической литературы, направленный против Иосифа Волоцкого.

В 1553 году в Андроников монастырь был вызван троице-сергиевский игумен Артемий. Обвиненный в сочувствии еретикам, Артемий бежал отсюда, но вскоре был пойман и осужден на заточение в Соловецкий монастырь, откуда ему удалось бежать в Литву. Артемий известен как автор целого ряда посланий, в которых он выступал против казней еретиков.

В Смутное время монастырь подвергся разорению. Тогда, очевидно, погибли многие произведения искусства и древние рукописи.

В середине XVII века в монастырских стенах появляется еще один знаменитый узник — протопоп Аввакум. Этот человек, обладавший могучим темпераментом и замечательным литературным даром, возглавил религиозно-общественное движение, получившее название «раскола». В августе 1653 года Аввакума арестовали и доставили в Андроников монастырь. В своем «Житии», принадлежащем к числу величайших произведений русской литературы, он описал свое пребывание здесь.

Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря
Церковь Архангела Михаила. Конец XVII-начало XVIII вв.
фото 1970 г.

В конце XVII — начале XVIII века в монастыре развернулась бурная строительная деятельность. Около 1691 года началось сооружение церкви Архангела Михаила. Делалось это по заказу и на средства царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I, в память ее умершей матери, похороненной в монастыре. В 1696 году Евдокия была насильно пострижена в монахини и сослана в суздальский Покровский монастырь. Начатое строительство прекратилось и завершилось лишь тогда, когда Евдокия — ипокиня Елена вновь появилась в Москве.

Сильно выдвинутая восточная алтарная часть своим объемом как бы уравновешивает сбъем Трапезной палаты 1504 — 1506 годов, к которой примкнула церковь. Этим достигнуто единство двух разновременных построек. Над объемом первого этажа, представляющего собой четверик, последовательно возвышаются еще четверик и восьмерик. Венчает здание восьмигранный барабан с луковичной главой на вытянутой граненой шейке. Высота сооружения при сравнительно небольшой площади в плане и ярусная система делают силуэт его стройным и величественным.

Церкви этого типа, строенные на рубеже XVII — XVIII веков, относятся к стилю «нарышкинского барокко». Как и характерно для этого стиля, декор Архангельской церкви несет в себе следы западного влияния, однако по сравнению с другими постройками этого времени он сдержан и скромен.

Тогда же были построены Братский корпус, настоятельские покои и примыкающие к ним с востока Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богородицы, не сохранившейся до нашего времени. Одновременно были возведены вокруг монастыря каменные стены с башнями. Они сохранились частично. Свой первоначальный вид сохранили юго-восточная и северо-западная башни. Юго-западная башня и отдельные участки стен реконструированы уже в наше время.

При монастыре было большое кладбище, которое с XVI века служило местом погребения замечательных людей своего времени. В XVIII веке здесь был похоронен основатель русского театра Ф. Г. Волков. Место его погребения утеряно, В 1960 году на территории монастыря ему установлен памятник.

Здание бывшего духовного училища построено в 1810-е годы, В XIX веке Андроников монастырь был неотъемлемой частью московского быта. Писатель А. М. Ремизов, чье детство прошло неподалеку от монастыря, вспоминал: «Летним блистающим утром в воскресенье, когда вся Москва загорается золотом куполов и гудит колоколами к поздней обедне, из всех звуков звук этого колокола, настигая меня в комнате или на Яузе, возбуждал во мне какое-то мучительное воспоминание... И теперь, когда в Андроньеве монастыре расчищают Рублевскую стенопись, для меня многое стало ясным... Я чувствую непрерывность жизни духа: искусство Андрея Рублева, страда и слово Аввакума...»

Сейчас в зданиях монастыря расположен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.



Читайте далее: Из истории музея древнерусского искусства

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → История Спасо-Андроникова монастыря c XV века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика