Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Основание Спасо-Андроникова монастыря

Около 1360 года в трех верстах к юго-востоку от Москвы на высоком и крутом холме за рекой Яузой началось строительство первых деревянных зданий Спасского, или, как он позднее стал называться, Спасо-Андроникова монастыря.

Место было выбрано живописное. С высокого холма открывался вид на Кремль и обступивший его город, на просторные луга в поймах Москвы-реки и Яузы.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря
Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря
фото 1970 г.

Древние рукописи донесли до нас полулегендарные подробности основания Спасского монастыря. Легенда рассказывает о том, как в августе 1356 года московский митрополит Алексей, возвращавшийся морем из Константинополя на Русь, был неожиданно застигнут страшной бурей. Всех охватили страх и отчаяние. И тогда митрополит стал молиться перед иконой Нерукотворного Спаса, взятой им из Константинополя, обещая, если спасется, создать монастырь. Плавание благополучно завершилось.

Алексей исполнил свой обет и вложил в тогда еще деревянный собор привезенную из Византии икону Спаса. В память о далеком Константинополе с его бухтой Золотой Рог полноводный ручей, впадавший тогда в Яузу севернее монастыря, также назвали Золотым Рожком. В наше время о нем напоминает лишь название набережной на левом берегу реки — Золоторожская.

Первым игуменом монастыря по просьбе Алексея стал Андроник-молодой ученик Сергия Радонежского. Русские земли исподволь копили тогда силы для освобождения от «проклятого ига» татаро-монгольских ханов, и Сергий — один из замечательнейших людей того времени — вел неустанную борьбу за единство Руси. Монастыри становились хозяйственными центрами, очагами культуры, а в годину войн и нашествий превращались в неприступные крепости. Молодой Спасо-Андроников монастырь стоял неподалеку от дороги, которая 'вела в южные степи, в Золотую Орду. Он возник незадолго до великих событий и оказался как бы на распутье истории. В 1371 году здесь останавливался московский князь Дмитрий по пути в Орду, куда он отправлялся на поклон. С высокого холма двадцатилетний князь «смотрел» свою «вотчину», не зная, вернется ли сюда.

А девять лет спустя объединенные силы русских князей проходили мимо монастыря на битву, в которой «Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом». Битва ознаменовала собой поворот в исторических судьбах русской земли, показала силу народа, вдохнула надежду на будущее. Эта победа потребовала больших жертв. Современник событий писал: «Во един бо час, колико тысящ погибло на поле Куликове! Выступили озеры кровавые и струи кровавыи течаху».

Возвращавшиеся победители везли тела погибших героев, чтобы похоронить их на родине. Толпы народа встречали в монастыре князя и его дружину. Отсюда сопровождаемое народом войско вступило в Москву с пением «стихов богородичных и мученических».

Святые ворота Спасо-Андроникова монастыря
Святые ворота Спасо-Андроникова монастыря
фото 1970 г.

В конце XIV — начале ХV века проявляется огромный интерес к прошлому русской культуры. Зодчие и живописцы обращаются к традициям домонгольского искусства. Писцы переписывают книги многовековой давности. Спасо-Андроников монастырь становится местом, где развивается письменность, искусство. В собрании музея Рублева есть рукопись,написанная в 90-х годах XIV столетия андрониковским писцом Василием, который именует себя «малейшим из единообразных». В 1404 году монах Анфим сделал здесь копию одного из древнейших памятников русской письменности — «Изборника Святослава» 1073 года. Известна написанная тут в 1406 году рукопись «Златоструй». Отсюда же происходит замечательное своими высокохудожественными миниатюрами Андрониковское евангелие конца XIV — начала XV века.

Прекрасные произведения искусства попадали в монастырь в качестве вкладов и в течение веков сохранялись здесь. Из частного собрания музей приобрел происходящую из Андроникова монастыря шитую палицу — часть игуменского и епископского облачения. Этот замечательный памятник московского лицевого шитья XV столетия с изображением «Сошествия во ад» вложен в Андроников монастырь в 1439 году.

И наконец, в монастыре жили художники Даниил Черный и Андрей Рублев. Сведений о жизни Рублева очень мало. Считается, что молодость его прошла в Троице-Сергиевом монастыре. Патриотические идеи и культурные течения, для которых характерен интерес к психологии личности, к «внутреннему человеку», красота среднерусской природы, скромной и поэтичной, формировали будущего великого художника.

Неизвестно, когда точно Рублев появился в Андрониковом монастыре. Но, вероятно, уже отсюда в 1405 году он уходил расписывать вместе с другими художниками — Феофаном Греком и Прохором с Городка — Благовещенский собор Московского Кремля, а через три года, в мае 1408 года, со своим другом Даниилом Черным — украсить живописью древний Успенский собор в городе Владимире. Вполне возможно, что уже андрониковским монахом работал он в небольшом и тихом городке Звенигороде.

Сообщая о приглашении игуменом Никоном для художественных работ в Троице-Сергиевом монастыре Андрея Рублева и Даниила Черного, письменные источники именуют их «андрониковскими старцами». Эти работы относятся уже к 1420-м годам. Андрей и Даниил руководили артелью художников, создавших иконостас и расписавших фресками стены Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря. Тогда в расцвете творческих сил Рублев написал свою прославленную «Троицу». К 20-м годам XV века относится его последняя работа — росписи Спасского собора Андроникова монастыря. Здесь же около 1430 года Рублёв умер и был похоронен.



Читайте далее: Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Основание Спасо-Андроникова монастыря  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика