Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Две иконы «Георгий с житием» начала XVI века

Художники конца ХV века виртуозно использовали форму иконы с клеймами, издавна известную на Руси. Богатство ритмов, возникающих на плоскости иконы из соотношений фигуры средника и сцен клейм, дает возможность живописцу сполна передать лирический строй его чувств. Эта форма также отвечала их философским устремлениям, позволяя развертывать, варьировать основную мысль произведения. Художники ХV века в равной мере поэты и философы.

В иконе «Георгий с житием» начала XVI века из Пятницкой церкви г. Дмитрова воспевается духовная сила человека, преданного истине. Такой нравственно-философский акцент в трактовке образа Георгия появляется в конце ХV века. Обыкновенно на Руси он почитался как идеал воина.

Клеймо иконы «Георгий с житием»
Клеймо иконы «Георгий с житием»
Конец XV - начало XVI вв. Московская школа
Из Пятницкой церкви г.Дмитрова

Юношей утонченной красоты изображен Георгий в среднике иконы. Гармония внутреннего мира, а не воинственная напряженность сквозит в его величественной позе, во вдохновленном лице. Алый плащ, сияющие золотом доспехи, украшенный орнаментом колчан придают особую торжественность образу.

Клейма вокруг средника передают древнее предание, повествующее о жестоких гонениях на христиан в Римской империи; герой его Георгий. Он заявляет о своей преданности христианской вере перед лицом императора-язычника (верхнее левое клеймо). Художник показывает страстный спор между христианином и язычником. Страшным пыткам подвергают по императорскому приказу Георгия, но духовная стойкость его непоколебима (верхний и правый ряд клейм). Твердость духа мученика обращает в христианство царицу Александру.

Мирная беседа Георгия с царицей изображена во втором сверху клейме левого ряда. Ниже в этом же ряду представлены самые жестокие из мук Георгия: его ставят в ров с расплавленным оловом, кладут внутрь раскаленного железного быка. Но «веры своей мученик не предал... и отсечена бысть честная его голова».

Пытки, казнь изображены на иконе, но нет в этих сценах напряжения, насилия, страдания. Возвышенное действие представлено в каждом клейме: Георгий исполнен спокойствия, юноши-палачи склоняются перед ним. Весенним сиянием окружают фигуры людей разноцветные невесомые горки. Сцены мучений претворены художником в лирический образ прославления мученика.

Строгая упорядоченность церемониала определяет композицию иконы. Ясно выделен центр — фигура Георгия в среднике. По принципу симметрии организована вся плоскость, как и каждое клеймо. В порядке расположения клейм для художника важна не последовательность сюжета легенды, а смысловая и композиционная соотносимость симметрично расположенных сцен.

Так, сцене спора Диоклетиана и Георгия симметрична сцена пытки. Поза Георгия в этой сцене зеркально повторяет позу императора: этим утверждается равное царскому величие мученика. Симметричность композиций создала четкий мерный ритм на плоскости иконы: повторяется многократно фигура стоящего Георгия, повторяется башнеобразная форма в архитектуре, служащая фоном сцен. Четкость ритма усиливается цветом. Плащ Георгия, крыши башен написаны киноварью, которая противопоставлена переливам голубого, зеленого, розового, охристого. Сполна выявлено горение киновари в среднике иконы: красный плащ Георгия, пересекающий голубой позем.

Это торжество звучного цвета и мерного ритма создает в иконе лирическую стихию гимна, гимна духовному мужеству человека.

Средник иконы «Георгий с житием»
Средник иконы «Георгий с житием»
Конец XV - начало XVI вв. Московская школа
Из г.Дмитрова

В музее находится еще одна икона «Георгий в житии» начала XVI века, происходящая из Успенского собора г. Дмитрова. Расположение всех сюжетов в клеймах на этой иконе полностью совпадает с расположением их на иконе из Пятницкой церкви. Но тема прославления мученика получает в иконе Успенского собора иное художественное решение. Она звучит здесь мягко и нежно. Плавный ритм господствует на плоскости иконы. Его создает повторяемость изысканно склоненных фигур. Поза Георгия в среднике и клеймах утратила величественную строгость, она исполнена задумчивости, свободна и гибка. Изображения Георгия подчиняются плавному ритму. Художник отказывается от строгой симметрии в композиции иконы. Клейма верхнего и нижнего ряда не разграничены одно от другого, все сцены взаимосвязаны. В колорите нет контраста, он построен в гамме близких холодноватых зеленых и синих тонов.

Стиль этой иконы близок мастерам круга Дионисия. Сравнение двух икон одного сюжета «Георгий в житии» еще раз доказывает, что следование постоянному, определенному канону никак не стесняло индивидуальности мастера.

Обе иконы, возможно, написаны по заказу дмитровского князя Юрия, правившего с 1503 по 1533 год. Георгий почитался как княжеский патрон в Москве и подчиненных ей городах, каким был Дмитров.



Читайте далее: Икона «Никола Зарайский» из Дмитрова

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Две иконы «Георгий с житием» начала XVI века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика