Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Иконописное искусство XVII века

Искусство XVII века перестает быть анонимным. Все чаще художники подписывают свои произведения. В музее есть подписные работы Кирилла Иванова и Тимофея Тимофеева, Федора Зубова, Кирилла Уланова, Тихона Филатьева. Многие иконы, найденные совсем недавно, еще находятся в процессе консервации и расчистки. Часть из них уже украшает экспозицию и дает возможность познать особую красоту и поэзию живописи этого столетия.

В начале века исполнена в Москве икона Саввы Освященного. Сохранилась только рама от нее — иллюстрация легенды о палестинском монахе, жившем во второй половине V — начале VI века. Рассказ начинается с левого верхнего угла и «читается» слева направо по верхнему полю. Надписи на полях, сделанные художником, поясняют сюжеты. Сцены жизни Саввы в пустыне — он копает колодец, вынимает занозу из лапы льва, лечит овец — чередуются с иными событиями: он стоит перед императором, патриархом, с больными, которых исцеляет и т. д.

Отдельные клейма «жития» художник с замечательным чувством ритма объединяет в единое композиционное целое. Легкие ритмичные горки, коричневые и зеленые, с энергичными белильными отметками придают единство всему верхнему ряду клейм. Они служат как бы «вторым голосом», повествующим о человеке, о его душевной энергии.

Савва в пустыне. Клеймо иконы «Житие Саввы Освященного»
Савва в пустыне. Клеймо иконы «Житие Саввы Освященного»
Конец XVI в.
Из г. Мурома

В клеймах нижнего поля, где рассказывается о старости Саввы, напряженность ритма горок угасает, а в сцене его болезни и смерти зеленая горка, как тихая волна, ложится у ложа умирающего. Идеал жизни человека во внутреннем единстве со всем мирозданием представил художник в своем произведении.

Колорит иконы построен на тонких и ритмически чередующихся соотношениях различных оттенков цвета: охр, то темных, то светящихся, зелени, киновари, белил и черного. По чистоте стиля, по внутренней музыкальной настроенности это произведение близко к лучшим образцам столичной живописи конца XVI века.

Типичнейшее произведение XVII века — икона «Никола Зарайский». Она написана в Москве в 1642 году художниками Кириллом Ивановым и Тимофеем Тимофеевым по заказу Владимирского посадского человека Федора Петрова, сына Масленникова. О времени написания, именах авторов и заказчика известно из надписи на самой иконе. Заказана она для церкви Николы, «что в Галеях» города Владимира. Галеями в древности называли гребные суда. Эта церковь находится недалеко от реки Клязьмы, на месте слободы, располагавшейся когда-то у пристани.

Савва в пустыне. Клеймо иконы «Житие Саввы Освященного»
Кирилл Иванов и Тимофей Тимофеев. «Возвращение Василия, Агрикова сына»
Клеймо иконы «Никола Зарайский с житием» 1642 г.
Из церкви Николы в Галеях, г.Владимир

В древней Руси Никола — любимейший герой икон, легенд, песен сказок и даже былин. «Скорый в помощах», он считался покровителем «путешествующих и терпящих бедствие на воде». Вот этому «водному» Николе и была посвящена церковь во Владимире на Клязьме.

У Николы простое крестьянское лицо. Его фигура во всех сценах полна энергии, силы. В образе Николы воплощен народный идеал деятельного человека. Художники уделяют большое внимание сюжетным подробностям и бытовым деталям. Палаты: и. церкви, в которых явно проглядывают формы русской архитектуры, живость и естественность жестов и поз людей, русские грубовато-крестьянские типы — все это проявления народной стихии в иконе.

Как жанровая сцена воспринимается клеймо о возвращении Николой из сарацинского плена Василия, Агрикова сына (второе снизу на левой от зрителя стороне иконы). Здесь русские белокаменные палаты, крашеный забор, толпа удивленных и обрадованных домашних, прыгающая от радости собака и сам Василий, одетый в остроконечную восточную шапочку, с кубком вина в руках.

Интересна та сцена, где Никола спасает во время морской бури горделивого патриарха. патриарх в белом клобуке с крестом, но художники в надписи к клейму осторожно именует его епископом. Все сцены исполнены движения, которое объединяет их в единую композицию вокруг средника. Полноту, щедрую многообразность жизни передает насыщенный колорит иконы.

Икона «Рождество Христово»
Икона «Рождество Христово»
XVII вв.
Из иконостаса Спасо-Евфимиевского монастыря г. Суздаля

К середине XVII века относится и иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря г. Суздаля. Этот замечательный гкпвописный ансамбль создан большой группой мастеров, которые соединили особенности московской школы со своеобразной местной традицией.

Над нижним, так называемым «местным» рядом икон возвышались торжественные фигуры «деисуса» — апостолы, архангелы, Богоматерь и Предтеча, в молении обращающиеся к Христу, восседающему на троне в окружении «бесплотных» небесных сил. Над «деисусом» помещались изображения «праздников» — многокрасочные, декоративные, с затейливой архитектурой. Еще выше — поясные фигуры пророков. Венчали этот грандиозный ансамбль величественные фигуры е праотцев» — родоначальников племен и народов. Вся библейская история развертывалась перед глазами зрителя. Величина фигур, данных в человеческий рост, яркая, звучная живопись, сочетающая большие цветовые плоскости киновари, бакана, зелени, охры с богатыми орнаментами и серебряной басмой полей и фонов икон,— все создает незабываемый декоративный эффект.



Читайте далее: Иконы и настенные росписи XVII века

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Иконописное искусство XVII века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва