Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Региональные иконописные центры

Центральное место в залах музея, посвященных искусству ХV века, занимает живопись Москвы. Но в XV веке на Руси существовало несколько самостоятельных художественных центров со своими особенностями и традициями. За последние годы все больше икон, принадлежащих различным школам, поступает в фонды музея.

В результате многолетних экспедиций здесь собраны произведения художников Тверского края, творчество которых мало известно. Всего несколько лет тому назад известный искусствовед Н. Е. Мнева опоеделила эту самостоятельную школу, выделив в различных собраниях иконы, принадлежащие тверским живописцам. В нашем музее расчищены такие иконы XV века тверского происхождения, как «Никола в житии» из с. Григоркова, «Параскева Пятница» из с. Поречье, створа царских врат из Отроча монастыря, спилок царских врат с изображением Богоматери из села Локотцы. Пока еще трудно достаточно четко определить основные черты искусства тверских мастеров. Но уже ясно, что они стремились к драматизации чувств в своих произведениях, что не было характерно для московских мастеров.

Икона «Святая Параскева с житием»
Икона «Святая Параскева с житием»
XV вв. Тверская школа
Из села Поречье Бежецкого района Калининской области

Икона «Параскева в житии» ХV века — типичное произведение искусства Твери. Параскева в среднике иконы красотой и тихим, созерцательным выражением лица напоминает изображения на московских иконах. Но образ ее в клеймах по отношению к среднику решен контрастно: она предстает в них воительницей с язычниками.

Легенда о Параскеве, рассказанная в клеймах, возникла во время жестоких гонений на христиан в Римской империи. Она современна легенде о Георгии. Художник дает народное толкование, выявляя в пей активное начало, борьбу добра и зла. Параскева проповедует в своем доме народу христианство (второе слева клеймо верхнего ряда). Римский наместник (в надписях на иконе назван царем), присланный из столицы искоренять христианство, заключает Параскеву в темницу (третье клеймо верхнего ряда). Наместник, восхищенный умом и красотой девушки, ведет с ней долгие споры, пытаясь убедить ее в истинности язычества (второе сверху клеймо правого ряда, пятое сверху клеймо левого ряда). Параскева предстает в них гордо стоящей перед правителем, жесты ее страстны и убедительны. Убежденность Параскевы достигает особенной силы в сцене сокрушения ею языческих идолов (седьмое сверху клеймо левого ряда). Она показана в сложном энергичном развороте, с занесенной рукой, которая сейчас низвергнет идола Аполлона. Еще большую решимость выражает ее взгляд. Люди, приведшие Параскеву в храм, стоят неподвижно, скованные страхом. Статичность толпы контрастно выявляет силу ее чувства.

Драматизм иконы полон наивности, он близок описаниям сцен в народных русских сказаниях. В народную стихию уводят и многие элементы стиля: приземистые фигуры, несколько застывшие композиции.

Колорит иконы, построенный на контрасте алого цвета с голубым, связан с народной эстетикой. Контраст звучит то приглушенно в сочетании розового и сизовато-голубого в сцене рождения Параскевы (первое клеймо слева верхнего ряда), то достигает большого напряжения в сочетании синего и киновари в сценах споров и пыток.

Празднично сияют светлый алый и мягкий голубой цвета на одеждах Параскевы в среднике иконы. Учеными давно отмечено, что голубой цвет — излюбленный у художников Твери. Он стал путеводной нитью в трудном процессе определения тверской школы живописи.

Фрагмент врат с изображением рая
Фрагмент врат с изображением рая
XVI вв.

Все больше икон XIV и XV столетия, принадлежащих различным художественным школам Руси, появляется в залах музея. Новгородская школа представлена в экспозиции царскими вратами из Боровичей, иконой «Косьма, Дамьян, Иаков». Эти произведения принадлежат второй половине XV века.

Раскрываются произведения ростово-суздальских писем. Икона «Спаса в Силах» из села Чернокулова уже вызвала большой интерес специалистов. Икона является одним из характерных произведений ростовских мастеров. Появляются северные письма — «Архангел Михаил» второй половины XV века из Лальска. Художественная культура Руси XIV — XV веков предстает в залах музея во все большем многообразии.



Читайте далее: Иконы XVI века

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Региональные иконописные центры  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва