Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва
В 1947 году постановлением Совета Министров СССР территория бывшего Спасо-Андроникова монастыря была объявлена музеем-заповедником имени Андрея Рублева. Вскоре после этого здесь началась организация музея древнерусского искусства.
Музей был торжественно открыт в 1960 году.
В различных уголках России ведут сотрудники музея поиски древних русских произведений живописи. Их находят в самых неожиданных местах — в заброшенных зданиях церквей и часовен, в сараях, на колокольнях и чердаках. Внимательный глаз специалиста в совершенно почерневших или записанных слоями грубой ремесленной живописи досках узнает произведения, созданные много веков назад.
Фрагмент иконы «Встреча Захария и Елизаветы»
XV век
Из села Новокотовоа
Но для того чтобы они стали всеобщим достоянием, их надо освободить от грязи, от слоев новейших поновлений, от пленки олифы, которой покрывали красочный слой и которая со временем темнела, становясь почти черной. В этом удалении наносного, в обнажении первоначального авторского слоя живописи и заключается реставрация. Она делается испытанными, традиционными методами и требует не только хирургически точного владения скальпелем, которым реставратор снимает все чужеродное, но и знания стиля открываемого произведения, большого художественного чутья и такта.
Пройдемте же с вами по залам и ознакомимся с наследием живописи, доставшимся нам от мастеров, которые жили и творили много веков тому назад.
Основание Спасо-Андроникова монастыря Около 1360 года в трех верстах к юго-востоку от Москвы на высоком и крутом холме за рекой Яузой началось строительство первых деревянных зданий Спасского, или, как он позднее стал называться, Спасо-Андроникова монастыря. Место было выбрано живописное. С высокого холма открывался вид на Кремль и обступивший его город, на просторные луга в поймах Москвы-реки и Яузы... → читать дальше
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря Спасский собор — древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий Москвы. Его строительство закончилось в 1427 году. Это прекрасный памятник раннемосковской архитектуры. Сложенный из белого камня, небольшой и стройный, он возвьппастся посреди монастырского двора. Здание приподнято на сравнительно невысоком белокаменном цоколе. Фасады делятся на три части. Боковые части их значительно уже и ниже средних. Такое же соотношение имеют три алтарных выступа — абсиды: средняя возвышается над более узкими боковыми... → читать дальше
История Спасо-Андроникова монастыря c XV века Bo второй половине XV века в монастыре не произошло каких-либо значительных событий. Все монастырские постройки, кроме собора, оставались деревянными. В начале XVI века «На Взнесеньев день повелением великого князя Ивана Васильевича вся Руси архимандрит Митрофан в Андрониковом монастыре заложил трапезну кирпичну»... → читать дальше
Из истории музея древнерусского искусства В 50-е годы поступили в музей первые произведения средневековых мастеров. Во время обследования подмосковных культурных центров — Дмитрова, Александрова, Иосифо-Волоколамского монастыря были выявлены и привезены в музей древние иконы. Они стали основой всего собрания, где центральное место заняла живопись московской школы ХV — XVI веков. В 60-е годы собирательская деятельность музея расширяется. За последние 5 лет более 600 икон XIV — начала XVIII века пополнило коллекцию музея. Экспедиции проводятся, главным образом, в центральных областях России, которые были колыбелью русской культуры и где с наибольшей полнотой выразились ее общенациональные особенности. → читать дальше
Икона «Распятие» XIV века Наиболее полно в собрании музея представлена московская школа живописи, которая с ХV века становится ведущей на Руси. Самостоятельный стиль ее оформляется в XIV веке, занимающем особое место в истории средневекового искусства. В это время происходят большие изменения в мировоззрении людей. Искусство отходит от отвлеченности образов предшествующих веков: человек, изображенный на иконе, становится близким и соизмеримым человеку в жизни... → читать дальше
Иконопись XV века XV век — время расцвета московской живописи. Оно явило столь глубоко национальные и столь гармонически совершенные образы, что они под стать образам античного искусства. Расцвет этот вызван подъемом всех духовных сил народа, строившего под началом Москвы единое государство. Идеи любви к человеку, веры в его духовную красоту вдохновляли художников того времени. Глубокий интерес к внутреннему миру человека определял их творчество, познанию русского национального идеала посвящено их искусство... → читать дальше
Иконы Богоматери XV века В музее есть несколько икон Богоматери Одигитрии, излюбленного образа московских художников. «Одигитрия»— один из типов изображения Богоматери, где она представлена торжественно держащей младенца. «Одигитрия» по-гречески значит «путеводительница», «сиречь наставница» — как уточняют древнерусские тексты. Богоматерь почиталась как покровительница Русской земли... → читать дальше
Многофигурные композиции икон и фресок XV-XVI века Музей обладает подлинной жемчужиной этого времени — иконой «Успение Богоматери», происходящей из Успенского собора г. Дмитрова. Существует мнение — не окончательное, но убедительное,— что она написана Дионисием, художником величайшего таланта, чье творчество определило стиль столичного искусства конца XV века. Дионисий — мастер совершенных композиций, выражающих его гармоническое представление о мире и человеке... → читать дальше
Две иконы «Георгий с житием» начала XVI века Художники конца ХV века виртуозно использовали форму иконы с клеймами, издавна известную на Руси. Богатство ритмов, возникающих на плоскости иконы из соотношений фигуры средника и сцен клейм, дает возможность живописцу сполна передать лирический строй его чувств. Эта форма также отвечала их философским устремлениям, позволяя развертывать, варьировать основную мысль произведения. Художники ХV века в равной мере поэты и философы... → читать дальше
Икона «Никола Зарайский» из Дмитрова В иконе «Никола Зарайский», происходящей из Дмитрова, прославлено духовное совершенство человека. По своей философской глубине она одна из наиболее значительных среди икон, посвященных Николе Мирликийскому, жившему в Греции в Ювеке и необыкновенно популярному на Руси во все века. В этом произведении ясно отразилась философская мысль времени, для которой характерен поиск путей духовного совершенствования, своеобразное повторение призыва античных мудрецов «познай самого себя»... → читать дальше
Региональные иконописные центры Центральное место в залах музея, посвященных искусству ХV века, занимает живопись Москвы. Но в XV веке на Руси существовало несколько самостоятельных художественных центров со своими особенностями и традициями. За последние годы все больше икон, принадлежащих различным школам, поступает в фонды музея... → читать дальше
Иконы XVI века В XVI веке рождается новый принцип искусства: устанавливаются открытые связи между искусством и конкретной действительностью. Для художников этого времени характерен напряженный интерес к реальному миру. Происходит, с одной стороны, тесное сближение общехристианских понятий и исторических событий, с другой — стихия повседневной жизни проникает в икону. Стиль искусства становится общерусским, исчезает принципиальная разность школ... → читать дальше
Иконописное искусство XVII века Искусство XVII века перестает быть анонимным. Все чаще художники подписывают свои произведения. В музее есть подписные работы Кирилла Иванова и Тимофея Тимофеева, Федора Зубова, Кирилла Уланова, Тихона Филатьева. Многие иконы, найденные совсем недавно, еще находятся в процессе консервации и расчистки. Часть из них уже украшает экспозицию и дает возможность познать особую красоту и поэзию живописи этого столетия... → читать дальше
Иконы и настенные росписи XVII века Излюбленной для иконописца XVII века стала икона с большим количеством клейм. Иногда их число достигало нескольких десятков. Это позволяло вместить много сюжетов, создать подробный и увлекательный рассказ. Блестящего расцвета в XVII веке достигло искусство настенной живописи. В экспозиции музея представлен целый ансамбль подлинной стенописи, происходящий из Благовещенского собора города Юрьевца. Она выполнена около 1710 года в традиционной для Руси технике альсекко, когда основную часть живописной работы художник делает темперой по сухой штукатурке... → читать дальше
Литература о монастыре:
1. Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников. М., 1842.
2. Архимандрит Сергий. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865.
3. Средневековая Москва XIV — XV вв. М., 1957, стр. 188—190.
4. Максимов П.Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.— В сб.: Архитектурные памятники Москвы XV XVII вв. М., 1947, стр. 8 — 32.
5. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 2. М., 1962, стр. 325 — 338.
6. Вагнер Г.К. О пропорциях в московском зодчестве эпохи Андрея Рублева. — В сб.: Древнерусское искусство XV-нач. XVI в. М., 1963, стр. 54 — 74.
Литература о музее.
1. Музей имени Андрея Рублева. (Проспект). М., 1965.
2. Куклес А.С. Музей имени Андрея Рублева. — «Hayкa и жизнь» № 1, 1966, стр. 89 — 95.
3. Ильин М.А. К изучению иконы Иоанна Предтечи из Николо-Пешношского монастыря. — «Советская археология» № 3, 1964, стр. 315 — 321.
4. Попов Г.В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в мнпнатюре и станковой живописи конца XV в. «Труды отдела древнерусской литературы». Т. 22, М.— Л., 1966, стр. 208 — 221.
5. Иванова И.А. Икона Богоматеря Тихвинской и ее связь со «Сказапием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери», «Труды отдела древнерусской литературы АН СССР». М.— Л., 1966, т. 22, стр. 419 — 436.
6. Иванова И.А. История города Тихвина, рассказанная иконописцем.— «Наука и жизнь» № 1, 1966, стр. 94 — 97.
7. Иванова И.А., Куклес А.С., Попов Г.В. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
(альбом). М., 1968.
Публикуется по изданию: Евсеева Л.М., Сергеев В.Н. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Путеводитель. М., изд. «Советская Россия», 1971г.
От редакции сайта: Книга выпущена с чёрно-белыми иллюстрациями и несколькими цветными вклейками. Мы сохранили иллюстрации из книги, но по возможности в тексте приведены и современные цветные иллюстрации.
|