История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаХудожники конца ХV века виртуозно использовали форму иконы с клеймами, издавна известную на Руси. Богатство ритмов, возникающих на плоскости иконы из соотношений фигуры средника и сцен клейм, дает возможность живописцу сполна передать лирический строй его чувств. Эта форма также отвечала их философским устремлениям, позволяя развертывать, варьировать основную мысль произведения. Художники ХV века в равной мере поэты и философы. В иконе «Георгий с житием» начала XVI века из Пятницкой церкви г. Дмитрова воспевается духовная сила человека, преданного истине. Такой нравственно-философский акцент в трактовке образа Георгия появляется в конце ХV века. Обыкновенно на Руси он почитался как идеал воина.
Юношей утонченной красоты изображен Георгий в среднике иконы. Гармония внутреннего мира, а не воинственная напряженность сквозит в его величественной позе, во вдохновленном лице. Алый плащ, сияющие золотом доспехи, украшенный орнаментом колчан придают особую торжественность образу. Клейма вокруг средника передают древнее предание, повествующее о жестоких гонениях на христиан в Римской империи; герой его Георгий. Он заявляет о своей преданности христианской вере перед лицом императора-язычника (верхнее левое клеймо). Художник показывает страстный спор между христианином и язычником. Страшным пыткам подвергают по императорскому приказу Георгия, но духовная стойкость его непоколебима (верхний и правый ряд клейм). Твердость духа мученика обращает в христианство царицу Александру. Мирная беседа Георгия с царицей изображена во втором сверху клейме левого ряда. Ниже в этом же ряду представлены самые жестокие из мук Георгия: его ставят в ров с расплавленным оловом, кладут внутрь раскаленного железного быка. Но «веры своей мученик не предал... и отсечена бысть честная его голова». Пытки, казнь изображены на иконе, но нет в этих сценах напряжения, насилия, страдания. Возвышенное действие представлено в каждом клейме: Георгий исполнен спокойствия, юноши-палачи склоняются перед ним. Весенним сиянием окружают фигуры людей разноцветные невесомые горки. Сцены мучений претворены художником в лирический образ прославления мученика. Строгая упорядоченность церемониала определяет композицию иконы. Ясно выделен центр — фигура Георгия в среднике. По принципу симметрии организована вся плоскость, как и каждое клеймо. В порядке расположения клейм для художника важна не последовательность сюжета легенды, а смысловая и композиционная соотносимость симметрично расположенных сцен. Так, сцене спора Диоклетиана и Георгия симметрична сцена пытки. Поза Георгия в этой сцене зеркально повторяет позу императора: этим утверждается равное царскому величие мученика. Симметричность композиций создала четкий мерный ритм на плоскости иконы: повторяется многократно фигура стоящего Георгия, повторяется башнеобразная форма в архитектуре, служащая фоном сцен. Четкость ритма усиливается цветом. Плащ Георгия, крыши башен написаны киноварью, которая противопоставлена переливам голубого, зеленого, розового, охристого. Сполна выявлено горение киновари в среднике иконы: красный плащ Георгия, пересекающий голубой позем. Это торжество звучного цвета и мерного ритма создает в иконе лирическую стихию гимна, гимна духовному мужеству человека.
В музее находится еще одна икона «Георгий в житии» начала XVI века, происходящая из Успенского собора г. Дмитрова. Расположение всех сюжетов в клеймах на этой иконе полностью совпадает с расположением их на иконе из Пятницкой церкви. Но тема прославления мученика получает в иконе Успенского собора иное художественное решение. Она звучит здесь мягко и нежно. Плавный ритм господствует на плоскости иконы. Его создает повторяемость изысканно склоненных фигур. Поза Георгия в среднике и клеймах утратила величественную строгость, она исполнена задумчивости, свободна и гибка. Изображения Георгия подчиняются плавному ритму. Художник отказывается от строгой симметрии в композиции иконы. Клейма верхнего и нижнего ряда не разграничены одно от другого, все сцены взаимосвязаны. В колорите нет контраста, он построен в гамме близких холодноватых зеленых и синих тонов. Стиль этой иконы близок мастерам круга Дионисия. Сравнение двух икон одного сюжета «Георгий в житии» еще раз доказывает, что следование постоянному, определенному канону никак не стесняло индивидуальности мастера. Обе иконы, возможно, написаны по заказу дмитровского князя Юрия, правившего с 1503 по 1533 год. Георгий почитался как княжеский патрон в Москве и подчиненных ей городах, каким был Дмитров. Читайте далее: Икона «Никола Зарайский» из Дмитрова
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |