История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваИкона «Никола Зарайский» из Дмитрова XV векаВ иконе «Никола Зарайский», происходящей из Дмитрова, прославлено духовное совершенство человека. По своей философской глубине она одна из наиболее значительных среди икон, посвященных Николе Мирликийскому, жившему в Греции в Ювеке и необыкновенно популярному на Руси во все века. В этом произведении ясно отразилась философская мысль времени, для которой характерен поиск путей духовного совершенствования, своеобразное повторение призыва античных мудрецов «познай самого себя». Мудрым старцем, достигшим человеческого совершенства, представлен Никола в среднике иконы, Он изображен стоящим прямо, жест его рук строго симметричен. Глубокого спокойствия исполнена его поза, она свободна и естественна. Тонкое лицо Николы как бы источает свет. Оно выражает и созерцательную отрешенность, и открытую доброту. В изображении одежд Николы использованы зеленый, белый и виш.невый цвета — трехцветие, дающее ощущение законченной гармонии. Художник, написавший икону, обладал особым чувством колорита. Цвет у него передает и философские обобщения, и конкретные психологические состояния.
В клеймах вокруг средника развернуты сюжеты легенды о Николе. Верхний ряд клейм содержит сцены из жизни Николы, представленные как путь к совершенству. Три торжественные сцены (клейма правого верхнего угла иконы) изображают восхождения Николы по лестнице церковной иерархии: поставления в дьяконы, в иереи, в епископы. Обряд здесь символизирует восхождение человека к совершенству. Ту же символику имеет белый цвет - основной в колорите этих клейм. Все остальные клейма иконы заняты сюжетами чудес Николы, где его совершенство выступает как сила, способная творить добро для людей. Так, в третьем сверху клейме правого ряда, наиболее сохранном клейме иконы, изображено изгнание беса из дерева и колодца. В центре клейма показан античной формы колодец, справа выступает юноша с топором, слева стоит Никола. Юноша пытается изгнать беса топором. Велика физическая сила юноши, выразительно переданная широким взмахом его рук, но бес не уходит. Стоящий в спокойной позе Никола, со сложенными у груди руками, прогоняет беса только душевной силой. Художник цветом тонко передает психологическую ситуацию сцены. Рубашка юноши звучного красного цвета, который подчеркивает экспрессию его движения. Одежды Николы светлые, хитон — зеленый, а плащ-розовый. Написаны они так тонко, что сквозь красочный покров сияет белый грунт. Это свечение цвета сообщает особую одухотворенность фигуре святого. Горки, замыкающие сцену, исполнены нежной и почти прозрачной охрой, легко наведен цветом колодец. Условный пейзаж написан в той же цветовой тональности, что и фигура Николы. Природа и идеальный человек художнику видятся как нечто нерасторжимое и единое. Во всех клеймах фон сцен — кристаллические горки и прекрасные колонны, стены, здания розовых, зеленых, охристых тонов. Совершенство как бы разлито в природе, отражено горами, повторено в отточенных формах архитектуры. Так мыслит мастер ХV века, для которого условное изображение пейзажа — средство восславить идеального человека. Но в иконе присутствует и человек, не достигший духовного совершенства. В его показе художник поражает умением передать различные психологические состояния. Тонет юноша, которого спасает Никола (второе сверху клеймо правого ряда). Тело юноши напряжено последней судорожной попыткой вырваться из пучины. В отчаянии он хватается за голову. Состояние его передано выразительно и точно. К Николе приводят бесноватого (второе слева клеймо нижнего ряда). Тело его корчит, лицо безумно: всклокоченные волосы, остановившийся взгляд. Перед нами человек, утративший разум. Эта конкретность в изображении душевных состояний человека говорит о новых исканиях, о, новых, уже намечающихся путях развития московского искусства. По философской глубине замысла, по отточенности стиля создателю «Николы» близки мастера, исполнившие иконы «Иоанн Богослов на Патмосе с хождением» и «Сергий Радонежский в житии». Эти иконы происходят из Дмитрова. Читайте далее: Региональные иконописные центры
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |