Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Икона «Распятие» XIV века

Наиболее полно в собрании музея представлена московская школа живописи, которая с ХV века становится ведущей на Руси. Самостоятельный стиль ее оформляется в XIV веке, занимающем особое место в истории средневекового искусства. В это время происходят большие изменения в мировоззрении людей. Искусство отходит от отвлеченности образов предшествующих веков: человек, изображенный на иконе, становится близким и соизмеримым человеку в жизни. Художников ХIV столетия интересует человеческое чувство, они сосредоточиваются на его изображении. Стиль нового искусства зародился в Греции. Художники Византии передавали остроту чувства, его исключительность, его драматичность. Русских же мастеров привлекала естественность, гармоничность духовного мира человека.

В ХIV веке на Руси появляются многочисленные греческие мастера. Они знакомят русских живописцев с приемами своего многовекового искусства, вновь обратившегося в это время к своей основе — античности.

Для стиля произведений греческих живописцев XIV столетия характерны сложные композиции, сильно выявленная пластичность изображения, темный колорит. Русские же мастера того времени писали го-иному: изображение давали более плоскостно, краски клали светлые, композиции их отличались ясностью. Московские живописцы следуют сложившимся русским традициям и заимствуют многие приемы греческого искусства.

Деталь иконы «Распятие»
Деталь иконы «Распятие»
Конец XIV в. Московская школа

Сохранилось немного памятников XIV века. Реставрация каждой иконы этого времени — событие особой значимости. Так, весной 1967 года в музее была раскрыта икона «Распятие», принадлежащая кисти русского выученика греческого мастера. В центре изображен крест распятым телом Христа. У его подножия Богоматерь и апостол Иоанн оплакивают смерть Иисуса. Художник весьма сложно решает образ Богоматери: она благоговеет перед жертвенной смертью сына и одно временно скорбит о нем. Мария склонилась к кресту. Одна рука её молитвенно протянута к нему, другая прижата к груди трогательным жестом горя. Острые складки ее мафория и платья создают впечатление устремленности фигуры вверх. Она легко касается земли лишь кончиками ног. Этой невесомостью фигуры Богоматери художник передал ее внутреннюю просветленность.

Лицо Марии поднято вверх, но она не смотрит на крест, глаза ее страдальчески полуприкрыты веками. Скорбь не приобрела в образе Богоматери остроты выражения, она смягчена этим тихим чувством благоговения. Чувства Иоанна однородны — он весь воплощение скорби. Фигура его низко склонена. Прижаты к земле крупные ступни ног. Тяжелыми складками ложится гиматий, что зрительно увеличивает ощущение безвольной тяжести фигуры.

Поникла голова апостола, напряжен взгляд его опущенных глаз. Но и в изображении Иоанна художник не стремился представить крайнее напряжение чувств. Он смягчает скорбь особой интимностью ее выражения: движение рук апостола простодушно и трогательно — одной рукой он подпирает голову, другой удерживает складки гиматия. Так художник соразмеряет чувства Богоматери и апостола, сближает их, лишает сцену повышенного драматизма, столь характерного для греческого искусства XIV века.

Непосредственность изображаемых чувств, их умеренность, а не чрезмерность, говорит о том, что автором иконы был русский мастер. В исполнении иконы использованы приемы и русского и греческого письма. Так, особая выразительность силуэта фигур, мягкая моделировка лиц характеризуют икону как произведение русской живописной манеры. Но композиция иконы с двумя предстоящими у креста типична для греческого искусства. К греческим приемам письма относятся и свобода жеста, и позы фигур, их пластичность, темные приглушенные краски.

В музее раскрывается в настоящее время еще несколько икон XIV столетия. Одна из них — «Спас Нерукотворный» — грандиозна по замыслу и размеру. Еще трудно определить, кисти какого мастера, славянина или грека, принадлежит это выдающееся произведения живописи.



Читайте далее: Иконопись XV века

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Икона «Распятие» XIV века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика