История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваИконопись XV векаXV век — время расцвета московской живописи. Оно явило столь глубоко национальные и столь гармонически совершенные образы, что они под стать образам античного искусства. Расцвет этот вызван подъемом всех духовных сил народа, строившего под началом Москвы единое государство. Идеи любви к человеку, веры в его духовную красоту вдохновляли художников того времени. Глубокий интерес к внутреннему миру человека определял их творчество, познанию русского национального идеала посвящено их искусство. С гениальной проникновенность этот идеал был воплощен в творчестве Андрея Рублева. «Апостолы, праведники, подвижники на фресках Успенского (во Владимире).собора — душевно мягкие, но стойкие люди с типично русскими лицами» [Н.А.Демина. «Троица» Андрея Рублева. М., «Искусство, 1965, стр. 30]. «Троица» — это вдохновенное слово о любви, сказанное русским человеком, с теми неповторимыми ни у какого другого народа особенностями, которые делают его невыразимо близким, нужным и понят» ным для нас, далеких потомков Рублева» [Н.А.Демина. «Троица» Андрея Рублева. М., «Искусство, 1965, стр. 89]. И внешний облик русского человека, и его «душевную настроенность, лирическую сущность» запечатлел Рублев в своем искусстве. Духовно близок Рублеву замечательный мастер, создавший в начале XV века икону «Иоанн Предтеча». Она поступила в музей из Николо-Пешношского монастыря под Дмитровом. Икона была опилена внизу в XVIII веке, но утрата не нарушила гармонического равновесия ее композиции.
«Предтеча» изображен художником как мыслитель. В глубоком раздумье склонена его голова, опущены плечи. Мягкие складки его гиматия невесомы и воздушны. Лицо Иоанна спокойно, взгляд созерцателен — только чуть сдвинутые брови говорят о напряженной работе мысли. Художник изображает сложное душевное состояние. В образе Предтечи воплощен русский идеал мыслителя, для которого характерна гармония внутреннего мира. Мысль как бы извлекается из глубин человеческого существа, и она естественна, как сам человек. Такая конкретная осязательность в изображении духовного мира человека вовлекает зрителя в состояние светлого раздумья и тихой сосредоточенности.
С народной средой связан мастер, написавший в начале ХV века икону «Козьма и Демьян» для кузнечной слободы города Дмитрова. Легендарные врачи-бессребреники представлены в ней в облике «средовека» и «отрока» из русского простонародья. Святые изображены во весь рост в строгих позах, вне какого-либо общения друг с другом. В руках они держат баночки с мазями, обычным целебным снадобьем древности. В их лицах — доброта, готовность к помощи. В образах Козьмы и Демьяна художник представил русский идеал человека, для которого жизнь состоит в совершении добра. Два воплощения доброты на иконе говорят о сокровенном знании мастером человеческой души. «Средовек» Козьма — тип человека, сознательно служащего добро Его сухощавое лицо сосредоточено на единой мысли, внимательным взгляд глаз устремлен прямо на зрителя. Строгому лицу Козьмы соответствует и совершенно фронтальная поза, симметричный жест рук, сложенных у груди. Симметрично падают и весомые складки его одежд. Киноварь плаща и празелень хитона образуют энергичный цветовой контраст. Все — и лицо, и поза, и характер моделировки, и цвет — создает образ душевной определенности и активности, образ зрелости. Демьян — юноша, доброта которого интуитивна. Все в лице и фигуре Демьяна говорит о его душевной мягкости. Юное его лицо округло. Задумчивый взгляд скользит мимо зрителя. Свободна его поза, простосердечным жестом протянута рука с баночкой. Мелкими, ломкими складками ложатся одежды Демьяна, на них слабо мерцает киноварь сквозь нежную черлень. Каждая деталь изображения на иконе дополняет характеристику внутреннего мира человека. Такой прием построения образа типичен для художника XV века независимо от того, к какому кругу мастеров он принадлежал — столичному или народному, местному. Читайте далее: Иконы Богоматери XV века
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |