История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваИконы Богоматери XV векаБогата и многообразна была художественная жизнь Москвы того времени. Мы еще мало знаем имен художников, потому что они не подписывали своих произведений. Но в искусстве каждого из них видится самостоятельная творческая мысль. Это многообразие раскрывается наглядно при сравнении произведений одного сюжета. В музее есть несколько икон Богоматери Одигитрии, излюбленного образа московских художников. «Одигитрия»— один из типов изображения Богоматери, где она представлена торжественно держащей младенца. «Одигитрия» по-гречески значит «путеводительница», «сиречь наставница» — как уточняют древнерусские тексты. Богоматерь почиталась как покровительница Русской земли. Самые высокие представления о матери, чей сын должен пожертвовать собой для людей во имя общего дела, воплотили в этом образе художники. По легенде, Мария знает, что ее сына ждут страдания, как русские женщины тех героических лет предчувствовали жертвенную судьбу своих сыновей. В каждой иконе свое понимание образа матери. Изображенная то скорбной, то в светлой печали, она всегда у московских художников исполнена душевной ясности.
На небольшой иконе начала XV века из Дмитрова Богоматерь держит младенца матерински бережным жестом. Пухлый круглолицый младенец приник к ее плечу. На голубоватом, легком и прозрачном, как воздух, фоне фигура Богоматери с сыном кажется пространство пространственно близкой зрителю.
Лицо Марии нежно и юно. Небольшие глаза особо выделены. Богоматерь смотрит прямо на зрителя, и этот взгляд ощущается почти физически реально. Он выражает мудрость и большую духовную силу Просветленная сознанием нравственной красоты, которой исполнен будущий подвиг сына, — такой представлена Богоматерь на иконе. Это выдающееся произведение живописи создано современником Рублева. В изображениях Одигитрии второй половины XV века выступает новая черта искусства Москвы — его лиричность. Основной смысл икон Одигитрии этого времени состоит в прославлении Богоматери. Художники увлечены здесь выразительностью линии, поисками изысканных цветовых сочетаний. На иконе из г. Калязина Богоматерь представлена в торжественной позе, как бы принимающая слова величания от людей. Правая ее рука молитвенно протянута к сыну, левой она держит его почти ритуальным жестом, как держат священный сосуд. Материнским чувствам придано в иконе подлинное величие. Статная, с округлым лицом, Мария кажется идеалом чисто русской женской красоты. Душевной ясности исполнено лицо — ни одна черта его не выделена и не подчеркнута. Упругая линия мягко очерчивает широкие глаза, плавные дуги бровей, тонкий нос, маленькие темно-вишневые губы. Лиричность искусства обусловила особый образный строй икон этого времени. Изображение Богоматери на большой иконе из г. Дмитрова отмечено утонченной, поражающей красотой, которая призвана вызвать чувство восхищения Марией, преклонение перед ней. Возможно, что эта икона — копия второй половины ХV века с произведения домонгольской эпохи. Об этом говорят и преувеличенные размеры фигуры, и необычная для XV века композиция — Богоматерь обеими руками поддерживает младенца,— и греческий тип лица Богоматери. Но, оставаясь во многом близким древнему оригиналу, художник создал образ, созвучный искусству своего времени. В кругах по верхним углам иконы представлены архангелы, ритуально поклоняющиеся Богоматери. Алые и зеленые их одежды самоцветами горят на охристом фоне. Таким был и фон всей иконы, ныне утраченный. На нем сияли зеленые клейма с надписями и зеленые нимбы, от которых остались лишь крохотные кусочки. В этом красочном окружении спокойным силуэтом выделяется фигура Марии в темно-вишневом мафории. Совершенный овал очерчивает ее лицо. Огромные глаза под широкими бровями и маленькие губы придают ему особую утонченность. В глубоком наклоне головы Богоматери, во взгляде отрешенных, но смотрящих вдаль глаз выражено ее благоговение перед сыном. Образ Младенца художник делает центром иконы. Торжественно сидит он на руках матери. Царственно великолепны его одежды —зеленый хитон, украшенный алым клавом. и охристый гиматий с вишневыми притенениями и золотыми штрихами. Лицо Христа с пухлыми щеками по-детски округло, но во взгляде его — мудрость и вдохновение. Мария держит божественного младенца на руках и поклоняется ему.
Тема поклонения, благоговения — основная тема иконы. К этому же времени относится икона Богоматери Тихвинской, привезенная в музей из г. Дмитрова. «Тихвинская» представляет вариант иконы Одигитрии. Ее композиция очень полюбилась на Руси своей интимностью. Изображение Богоматери не столь торжественно. Голова ее склонена к ребенку. Он свободно сидит на руке матери, так что видна его пятка — отличительная особенность данного типа изображения. Младенец обращен 'в сторону матери и благословляет ее. В его твердо очерченном лице нет ничего детского. Оно сосредоточено, серьезно, исполнено зрелости. Лицо Марии печально. Выразительны ее глаза с низко опущенными веками и полные женственные губы. Богоматерь представлена в кротком смирении перед неизбежностью жертвы. Это. му трогательному земному чувству созвучен колорит иконы, близкий к краскам природы. Читайте далее: Многофигурные композиции икон и фресок XV-XVI века
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |