Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Иконы и настенные росписи XVII века

Излюбленной для иконописца XVII века стала икона с большим количеством клейм. Иногда их число достигало нескольких десятков. Это позволяло вместить много сюжетов, создать подробный и увлекательный рассказ. Такова народная по стилю икона «Симеона Столпника с житием» из Твери. К этому же типу относится и один из шедевров XVII века — «Тихвинская Богоматерь» 1680 года с клеймами чудес.

«Апостол Варфоломей». Фрагмент настенной росписи
Клеймо иконы «Богоматерь Тихвинская».
1680 г.
Из г. Тихвина

Икона написана в Тихвине. Она одно из немногих сохранившихся произведений существовавшей в XVII веке тихвинской школы живописи. Автор ее неизвестен. Им был один из 14 художников, работавших в городе в 70-е годы. Средник воспроизводит «мерой и подобием» почитаемую с древних времен икону. Самое же замечательное — клейма, повествующие об истории иконы и города с конца XIV по XVII век. Они «читаются» от левого нижнего угла кверху и вокруг иконы.

Реальный быт, общественная жизнь русских людей XVII века, деревянная и каменная архитектура, прекрасные пейзажи, достоверные исторические факты и поэтический вымысел, фантазия древних легенд и местных сказаний с сильным фольклорным элементом — все это образует единый поэтический сплав. Это произведение поражает виртуозной тонкостью миниатюрного письма, воспроизводящего мельчайшие детали видимого мира, будь то мягкое свечение свежеобструганных бревен, тлеющие угли пожарища или рисунок парчи и шитье жемчугом на одеждах.

В клеймах — бурные волны Ладожского озера, над которым летит икона; деревянные церкви, строящиеся в местах, где она появляется; процесс строительства Тихвинского монастыря; легенда о явлении в лесу пономарю Юрышу Богоматери, приказавшей ставить на церковь не железный, а деревянный крест; пожары; строительство каменной церкви в 1515 году и история о том, как обрушилась паперть; приезд в монастырь великого князя Василия III с молодым сыном, будущим царем Иваном Грозным. Далее сцена беседы новгородских купцов с константинопольским патриархом, подробный план Тихвинского монастыря с точным изображением архитектуры. На двух клеймах нижнего поля — осада монастыря шведскими войсками в 1б13 году и битва их с тихвинцами.

Блестящего расцвета в XVII веке достигло искусство настенной живописи. В экспозиции музея представлен целый ансамбль подлинной стенописи, происходящий из Благовещенского собора города Юрьевца. Она выполнена около 1710 года в традиционной для Руси технике альсекко, когда основную часть живописной работы художник делает темперой по сухой штукатурке. Честь открытия росписи в юрьевецком соборе принадлежит фотографу В. В. Робинову, обнаружившему в 1953 году под несколькими слоями штукатурки живопись, которая была вскоре снята со стен и затем расчищена реставратором С. С. Чураковым.

Тогда были спасены 45 больших фрагментов росписи, в том числе полностью пророческий ряд, находящийся теперь в экспозиции музея. С. С. Чураков, снимавший эти росписи, на основе стилистических признаков и исторических данных впервые предположил, что артель художников, работавших в Юрьевце, возглавлял известный художник конца XVII — начала ХVIII века Кирилл Уланов — он был архимандритом одного из ближайших монастырей. Очевидно, Кириллу Уланову принадлежат нижние ряды фресок; наиболее замечательны и сохранны изображения апостолов Фомы и Варфоломея.

«Апостол Варфоломей». Фрагмент настенной росписи
Кирилл Уланов (?). «Апостол Варфоломей». Фрагмент настенной росписи
Начало XVIII в.

Юрьевецкие фрески наряду с копиями настенных росписей Рублева и Дионисия, а также с имеющимися в музее подлинными фрагментами росписей собора Чудова монастыря в Кремле (XXVI в.) и Троицкого собора Калязина (середина XVII в.) позволяют ознакомиться и с различными периодами древнерусской монументальной живописи.

Основу собрания музея составляют иконы - произведения станковой живописи. Но и другие виды древнерусского искусства книжная гравюра, скульптура, мелкая пластика, лицевое шитыё, ювелирные изделия, керамика, резьба по дереву являются предметом собрания и экспониривания в музее. Художественная культура нашего народа, и в том числе числе древнерусская живопись, не можетбыть понята безнаучного осмысления произведений прикладного искусства древней Руси.



 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Иконы и настенные росписи XVII века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика