История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваИконы и настенные росписи XVII векаИзлюбленной для иконописца XVII века стала икона с большим количеством клейм. Иногда их число достигало нескольких десятков. Это позволяло вместить много сюжетов, создать подробный и увлекательный рассказ. Такова народная по стилю икона «Симеона Столпника с житием» из Твери. К этому же типу относится и один из шедевров XVII века — «Тихвинская Богоматерь» 1680 года с клеймами чудес.
Икона написана в Тихвине. Она одно из немногих сохранившихся произведений существовавшей в XVII веке тихвинской школы живописи. Автор ее неизвестен. Им был один из 14 художников, работавших в городе в 70-е годы. Средник воспроизводит «мерой и подобием» почитаемую с древних времен икону. Самое же замечательное — клейма, повествующие об истории иконы и города с конца XIV по XVII век. Они «читаются» от левого нижнего угла кверху и вокруг иконы. Реальный быт, общественная жизнь русских людей XVII века, деревянная и каменная архитектура, прекрасные пейзажи, достоверные исторические факты и поэтический вымысел, фантазия древних легенд и местных сказаний с сильным фольклорным элементом — все это образует единый поэтический сплав. Это произведение поражает виртуозной тонкостью миниатюрного письма, воспроизводящего мельчайшие детали видимого мира, будь то мягкое свечение свежеобструганных бревен, тлеющие угли пожарища или рисунок парчи и шитье жемчугом на одеждах. В клеймах — бурные волны Ладожского озера, над которым летит икона; деревянные церкви, строящиеся в местах, где она появляется; процесс строительства Тихвинского монастыря; легенда о явлении в лесу пономарю Юрышу Богоматери, приказавшей ставить на церковь не железный, а деревянный крест; пожары; строительство каменной церкви в 1515 году и история о том, как обрушилась паперть; приезд в монастырь великого князя Василия III с молодым сыном, будущим царем Иваном Грозным. Далее сцена беседы новгородских купцов с константинопольским патриархом, подробный план Тихвинского монастыря с точным изображением архитектуры. На двух клеймах нижнего поля — осада монастыря шведскими войсками в 1б13 году и битва их с тихвинцами. Блестящего расцвета в XVII веке достигло искусство настенной живописи. В экспозиции музея представлен целый ансамбль подлинной стенописи, происходящий из Благовещенского собора города Юрьевца. Она выполнена около 1710 года в традиционной для Руси технике альсекко, когда основную часть живописной работы художник делает темперой по сухой штукатурке. Честь открытия росписи в юрьевецком соборе принадлежит фотографу В. В. Робинову, обнаружившему в 1953 году под несколькими слоями штукатурки живопись, которая была вскоре снята со стен и затем расчищена реставратором С. С. Чураковым. Тогда были спасены 45 больших фрагментов росписи, в том числе полностью пророческий ряд, находящийся теперь в экспозиции музея. С. С. Чураков, снимавший эти росписи, на основе стилистических признаков и исторических данных впервые предположил, что артель художников, работавших в Юрьевце, возглавлял известный художник конца XVII — начала ХVIII века Кирилл Уланов — он был архимандритом одного из ближайших монастырей. Очевидно, Кириллу Уланову принадлежат нижние ряды фресок; наиболее замечательны и сохранны изображения апостолов Фомы и Варфоломея.
Юрьевецкие фрески наряду с копиями настенных росписей Рублева и Дионисия, а также с имеющимися в музее подлинными фрагментами росписей собора Чудова монастыря в Кремле (XXVI в.) и Троицкого собора Калязина (середина XVII в.) позволяют ознакомиться и с различными периодами древнерусской монументальной живописи. Основу собрания музея составляют иконы - произведения станковой живописи. Но и другие виды древнерусского искусства книжная гравюра, скульптура, мелкая пластика, лицевое шитыё, ювелирные изделия, керамика, резьба по дереву являются предметом собрания и экспониривания в музее. Художественная культура нашего народа, и в том числе числе древнерусская живопись, не можетбыть понята безнаучного осмысления произведений прикладного искусства древней Руси.
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |