История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяБиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаBo второй половине XV века в монастыре не произошло каких-либо значительных событий. Все монастырские постройки, кроме собора, оставались деревянными. В начале XVI века «На Взнесеньев день повелением великого князя Ивана Васильевича вся Руси архимандрит Митрофан в Андрониковом монастыре заложил трапезну кирпичну» Трапезная, построенная в 1504-1506 годах, расположена слева от главного входа в монастырь. Осматривать её удобнее всего с южной стороны, от архимандричьих покоев, так как с востока и севера к ней примыкает Архангельская церковь более поздней построуйки. Трапезная относится к характерным для этого времени кирпичным двухэтажным зданиям. В древности здание было очень живописно. Розовые кирпичные стены украшал пояс из темно-коичневых керамических плиток с орнаментом, расположенным под карнизом. Зеленым лемехом была крыта крутая четырёхскатная кровля. На первом и втором этажах находятся палаты, в которых проходила монастырская трапеза. Верхняя — просторная, с высокими сводами, которые несет стройный столп в центре. Нижняя- низкая, уютная, в центре ее также столп, но тяжелый, массивный. Под трапезной была устроена палата, служившая местом заключения. В нее ведет каменная лестница.
К началу ХVI века на Руси распространялись учения, отрицавшие те или иные религиозные догмы. Их называли «ереси». Они породили большую полемическую литературу. Андрониковский архимандрит Mитрофан был духовником великого князя Ивана III и играл активную роль в церковной и общественной жизни Руси. До нас дошло послание к Митрофапу, написанное известным писателем-публицистом того времепи Иосифом Волоцким. Иосиф призывал Митрофана воздействовать нa великого князя, с тем чтобы иметь возможность физически уничтожить еретиков, «искоренити» их. Преследование «ересей» породило на Руси атмосферу подозрительности, мелочных догматических придирок. Иосиф Волоцкий, вдохновитель борьбы с ересями, добился значительного политического влияния при дворе. Его идеи нашли поддержку в Андрониковом монастыре. Не случайно ближайшим преемником Митрофана был архимандрит Симеон — ученик Иосифа Волоцкого. В 1509 году Андроников монастырь стал местом заключения новгородского архиепископа Серапиона. Невиновность Серапиона была очевидна даже для сторонников Иосифа. Дело Серапиона стало темой публицистики того времени. Архиепископ Серапион написал в Андроникове монастыре послание к великому князю — известный памятник древнерусской полемической литературы, направленный против Иосифа Волоцкого. В 1553 году в Андроников монастырь был вызван троице-сергиевский игумен Артемий. Обвиненный в сочувствии еретикам, Артемий бежал отсюда, но вскоре был пойман и осужден на заточение в Соловецкий монастырь, откуда ему удалось бежать в Литву. Артемий известен как автор целого ряда посланий, в которых он выступал против казней еретиков. В Смутное время монастырь подвергся разорению. Тогда, очевидно, погибли многие произведения искусства и древние рукописи. В середине XVII века в монастырских стенах появляется еще один знаменитый узник — протопоп Аввакум. Этот человек, обладавший могучим темпераментом и замечательным литературным даром, возглавил религиозно-общественное движение, получившее название «раскола». В августе 1653 года Аввакума арестовали и доставили в Андроников монастырь. В своем «Житии», принадлежащем к числу величайших произведений русской литературы, он описал свое пребывание здесь.
В конце XVII — начале XVIII века в монастыре развернулась бурная строительная деятельность. Около 1691 года началось сооружение церкви Архангела Михаила. Делалось это по заказу и на средства царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I, в память ее умершей матери, похороненной в монастыре. В 1696 году Евдокия была насильно пострижена в монахини и сослана в суздальский Покровский монастырь. Начатое строительство прекратилось и завершилось лишь тогда, когда Евдокия — ипокиня Елена вновь появилась в Москве. Сильно выдвинутая восточная алтарная часть своим объемом как бы уравновешивает сбъем Трапезной палаты 1504 — 1506 годов, к которой примкнула церковь. Этим достигнуто единство двух разновременных построек. Над объемом первого этажа, представляющего собой четверик, последовательно возвышаются еще четверик и восьмерик. Венчает здание восьмигранный барабан с луковичной главой на вытянутой граненой шейке. Высота сооружения при сравнительно небольшой площади в плане и ярусная система делают силуэт его стройным и величественным. Церкви этого типа, строенные на рубеже XVII — XVIII веков, относятся к стилю «нарышкинского барокко». Как и характерно для этого стиля, декор Архангельской церкви несет в себе следы западного влияния, однако по сравнению с другими постройками этого времени он сдержан и скромен. Тогда же были построены Братский корпус, настоятельские покои и примыкающие к ним с востока Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богородицы, не сохранившейся до нашего времени. Одновременно были возведены вокруг монастыря каменные стены с башнями. Они сохранились частично. Свой первоначальный вид сохранили юго-восточная и северо-западная башни. Юго-западная башня и отдельные участки стен реконструированы уже в наше время. При монастыре было большое кладбище, которое с XVI века служило местом погребения замечательных людей своего времени. В XVIII веке здесь был похоронен основатель русского театра Ф. Г. Волков. Место его погребения утеряно, В 1960 году на территории монастыря ему установлен памятник. Здание бывшего духовного училища построено в 1810-е годы, В XIX веке Андроников монастырь был неотъемлемой частью московского быта. Писатель А. М. Ремизов, чье детство прошло неподалеку от монастыря, вспоминал: «Летним блистающим утром в воскресенье, когда вся Москва загорается золотом куполов и гудит колоколами к поздней обедне, из всех звуков звук этого колокола, настигая меня в комнате или на Яузе, возбуждал во мне какое-то мучительное воспоминание... И теперь, когда в Андроньеве монастыре расчищают Рублевскую стенопись, для меня многое стало ясным... Я чувствую непрерывность жизни духа: искусство Андрея Рублева, страда и слово Аввакума...» Сейчас в зданиях монастыря расположен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Читайте далее: Из истории музея древнерусского искусства
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |