История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяБиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваИз истории музея древнерусского искусстваТоржественному открытию музея 21 сентября 1960 года предшествовала многолетняя работа. В 1947 году постановлением Совета Министров СССР территория бывшего Спасо-Андроникова монастыря была объявлена музеем-заповедником имени Андрея Рублева. Вскоре после этого здесь началась организация музея древнерусского искусства. Все свои силы, блестящий организаторский талант, страстную любовь к древнему искусству вложил в многотрудное дело создания музея Давид Ильич Арсенишвили (1895 — 1964 гг.). Уже в первые годы существования музей проводил серьезную научную работу. Многое сделала крупный исследователь древней живописи Наталья Алексеевна Демина. По ее инициативе началось обследование и научное описание собраний музеев Ярославля, Ростова, Вологды, Владимира. Многие выдающиеся памятники, пребывавшие в полном забвении, Н. А. Демина заново открыла для науки. В эти же годы началось копирование фресок Рублева в Успенском соборе Владимира. Представленные в музее копии — плод более чем десятилетнего труда Н. В. Гусева, талантливого художника и исследователя живописной манеры древних мастеров. Поразительно близкая к оригиналу копия «Троицы» Рублева, подлинник которой находится в Третьяковской галерее, сделана для музея в иконописной технике известным реставратором В. О. Кириковым. Наряду с изучением памятников древнерусской живописи в музее развернулась большая работа по собиранию и реставрации их. В 50-е годы поступили в музей первые произведения средневековых мастеров. Во время обследования подмосковных культурных центров — Дмитрова, Александрова, Иосифо-Волоколамского монастыря были выявлены и привезены в музей древние иконы. Они стали основой всего собрания, где центральное место заняла живопись московской школы ХV — XVI веков.
В 60-е годы собирательская деятельность музея расширяется. За последние 5 лет более 600 икон XIV — начала XVIII века пополнило коллекцию музея. Экспедиции проводятся, главным образом, в центральных областях России, которые были колыбелью русской культуры и где с наибольшей полнотой выразились ее общенациональные особенности. Обследование Тверского края (ныне Калининская область) дало музею произведения XIV — XVI веков, относящиеся к малоизвестной тверской школе живописи. Экспедиции во Владимирскую, Ярославскую, Горьковскую, Новгородскую и Пермскую области обнаружили иконы, созданные в местных самостоятельных живописных традициях.
В различных уголках России ведут сотрудники музея поиски древних русских произведений живописи. Их находят в самых неожиданных местах — в заброшенных зданиях церквей и часовен, в сараях, на колокольнях и чердаках. Внимательный глаз специалиста в совершенно почерневших или записанных слоями грубой ремесленной живописи досках узнает произведения, созданные много веков назад. Но для того чтобы они стали всеобщим достоянием, их надо освободить от грязи, от слоев новейших поновлений, от пленки олифы, которой покрывали красочный слой и которая со временем темнела, становясь почти черной. В этом удалении наносного, в обнажении первоначального авторского слоя живописи и заключается реставрация. Она делается испытанными, традиционными методами и требует не только хирургически точного владения скальпелем, которым реставратор снимает все чужеродное, но и знания стиля открываемого произведения, большого художественного чутья и такта. Именно этими качествами обладают музейные реставраторы, Нельзя не восхититься проделанной В. О. и А. В. Кириковыми, И, Е. и В. Е. Брягиными, С. С. Чураковым, И. В. Ватагиной, К. Г. Тихомировой работой по расчистке икон, украшающих теперь музейную экспозицию. Одни произведения еще ждут расчистки, другие уже находятся в реставрации и скоро появятся в залах музея, радуя зрителей высоким совершенством формы и богатством содержания. Их будут изучать специалисты, ибо каждая из икон — неизвестная прежде страница истории нашего искусства. Иконы из собрания музея Андрея Рублева видят не только наши соотечественники. С большим успехом они экспонировались на выставках за рубежом, достойно представляя древнерусское искусство в Мексике, Голландии, Швейцарии, ФРГ, Италии, Франции, Японии. Пройдемте же с вами по залам и ознакомимся с наследием живописи, доставшимся нам от мастеров, которые жили и творили много веков тому назад. Читайте далее: Икона «Распятие» XIV века
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |