Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века


Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Многофигурные композиции икон и фресок XV-XVI века

Лирическая стихия искусства конца XV — начала XVI века наиболее полно проявилась в изображениях событий Евангелия и апокрифов (народных сказаний), то есть композициях многофигурных.

Музей обладает подлинной жемчужиной этого времени — иконой «Успение Богоматери», происходящей из Успенского собора г. Дмитрова. Существует мнение — не окончательное, но убедительное,— что она написана Дионисием, художником величайшего таланта, чье творчество определило стиль столичного искусства конца XV века. Дионисий — мастер совершенных композиций, выражающих его гармоническое представление о мире и человеке.

Икона «Успение»
Дионисий(?) Икона «Успение»
XV в.
Из г.Дмитрова

В иконе «Успение» изображена древняя легенда о смерти Богоматери, когда Спаситель является к ложу усопшей и берет ее душу.

В центре иконы на алом ложе распростерто тело Богоматери. Спас в золотых одеждах предстоит ложу, держа в руках душу Богоматери в виде запеленатого младенца. Фигура Спаса окружена голубой мапдорлой, по форме напоминающей шатер. Мандорла — символ небесной силы Христа. В ее сияющей глубине возникают прекрасные ангельские фигуры. Выше мандорлы, в круге Богоматерь в белых одеждах, сидя на радуге, возносится к раскрытым райским вратам. Так в центр иконы живописец размещает основное чудо легенды: превращение Марии в небесного жителя. В верхней части иконы — летящие ангелы несут в облаках апостолов на последнее прощание с Богоматерью. Ниже апостолы изображены окружившими ложе, скорбно cлоненными над ним. В печали опущены их головы, в кротких лицах передано благоговение перед дивной смертью. Церемониальный обряд совершают апостолы Петр и Павел, стоящие впереди других. Внизу иконы неверующий пытается опрокинуть смертное ложе, но ангел отсекает ему руки.

Изображая эту сложную легенду, художник дает условное лирическое истолкование ее. Он представляет сцену Успения как исполненное светлой печали и торжества действие. Так он восхваляет Богоматерь. Композиция, колорит подчинены этому замыслу.

Художественно организует плоскость иконы символическая форма мандорлы. Она объединяет и выделяет фигуры Богоматери и Спаса. Плавной линии контура мандорлы подчинены силуэты склоненных фигур апостолов, ангелов, жен, окруживших ложе. Очертания группы перед ложем также вторят контуру мандорлы.

Все изображенные фигуры художник объединяет в группы, что является особенностью его художественного языка. Фигуры людей у ложа расположены по три, образуя спокойные по ритму группы. Они акцентуируют неподвижность распростертого тела Богоматери. Выразителен полет в облаках ангелов и апостолов. Их естественное и стремительное, как полет птиц, движение к центру усиливает эффект величественного явления Спаса. Как каждая группа, так и каждая деталь иконы, подчинены общему композиционному замыслу.

Гармоничен колорит иконы. Все его цвета — зеленые, голубые, алые, охристые,— холодноватые по тону, светятся изнутри. Это свечение усиливает белый цвет, который завершает цветовую гамму. Белый цвет одежд Богоматери, поднимающейся к вратам рая, воспринимается как образ чистого света, освобожденного от многоцветности земли. Такая совершенная гармония целого вызывает в памяти образы античного искусства.

То же лирическое решение сцен, те же колористические и композиционные принципы находим во фресках Ферапонтова монастыря, исполненных Дионисием.

Икона «Успение»
Икона «Положение ризы и пояса Богоматери»
Около 1486 г.
Из церкви села Бородава

В небольшой иконе «Положение ризы и пояса Богоматери» прославлено покровительство Богоматери людям, защищающее от врагов. Символом его были одежды Марии, почитавшиеся священными. На иконе изображается сказание о церемониальном возложении ризы и пояса Богоматери на престол императором и императрицей Византии вместе константинопольским патриархом. Особый интерес к этому сюжету возникает в Москве после событий 1471 года, когда 2 июля, в день празднования Ризоположения, татаро-монголы отходят от Москвы В центре иконы на светло-зеленом престоле возлежат темно-вишневы . одежды. Склонив головы, молитвенно протянув руки к престолу, стоят участники церемонии. Их симметрично расположенные фигуры оттенены величественным шатром кивория.

Фигуры людей и архитектура сливаются в единый пластический образ торжественного обрамления. Цвет уподобляет сцепу драгоценной оправе, в которую заключена святыня: рубином сверкает киноварь царских одежд и завес престола, чистым лазуритом отливает синий цвет позема, сияет золото фона и украшений на одеждах.

Обобщенно, образно художник передает значительность и праздничность церемонии, ее торжественность и великолепие.

Церемонии занимали важное место в жизни людей ХIV столетия, Икона происходит из церкви села Бородава, находящегося недалеко от Ферапонтова монастыря. Писал ее, вероятно, московский мастер. Время ее исполнения — около 1486 года.

Икона «Успение»
Фрагмент иконы «Василий Великий»
XV век
Из церкви Ризоположения села Бородава

Из иконостаса Бородавской церкви происходит маленькая икона «Троица», принадлежащая, вероятно, также московскому мастеру. Но иконы Георгия, Василия Великого и Дмитрия из той же церкви исполнены ростовскими мастерами в конце ХV века. Другие иконы — деисусный чин иконостаса,— также находящиеся в музее, относятся к XVI веку и созданы мастерами народного круга.



Читайте далее: Две иконы «Георгий с житием» начала XVI века

 → Главная   → Библиотека   → Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.   → Многофигурные композиции икон и фресок XV-XVI века  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика