История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваОснование Спасо-Андроникова монастыряОколо 1360 года в трех верстах к юго-востоку от Москвы на высоком и крутом холме за рекой Яузой началось строительство первых деревянных зданий Спасского, или, как он позднее стал называться, Спасо-Андроникова монастыря. Место было выбрано живописное. С высокого холма открывался вид на Кремль и обступивший его город, на просторные луга в поймах Москвы-реки и Яузы.
Древние рукописи донесли до нас полулегендарные подробности основания Спасского монастыря. Легенда рассказывает о том, как в августе 1356 года московский митрополит Алексей, возвращавшийся морем из Константинополя на Русь, был неожиданно застигнут страшной бурей. Всех охватили страх и отчаяние. И тогда митрополит стал молиться перед иконой Нерукотворного Спаса, взятой им из Константинополя, обещая, если спасется, создать монастырь. Плавание благополучно завершилось. Алексей исполнил свой обет и вложил в тогда еще деревянный собор привезенную из Византии икону Спаса. В память о далеком Константинополе с его бухтой Золотой Рог полноводный ручей, впадавший тогда в Яузу севернее монастыря, также назвали Золотым Рожком. В наше время о нем напоминает лишь название набережной на левом берегу реки — Золоторожская. Первым игуменом монастыря по просьбе Алексея стал Андроник-молодой ученик Сергия Радонежского. Русские земли исподволь копили тогда силы для освобождения от «проклятого ига» татаро-монгольских ханов, и Сергий — один из замечательнейших людей того времени — вел неустанную борьбу за единство Руси. Монастыри становились хозяйственными центрами, очагами культуры, а в годину войн и нашествий превращались в неприступные крепости. Молодой Спасо-Андроников монастырь стоял неподалеку от дороги, которая 'вела в южные степи, в Золотую Орду. Он возник незадолго до великих событий и оказался как бы на распутье истории. В 1371 году здесь останавливался московский князь Дмитрий по пути в Орду, куда он отправлялся на поклон. С высокого холма двадцатилетний князь «смотрел» свою «вотчину», не зная, вернется ли сюда. А девять лет спустя объединенные силы русских князей проходили мимо монастыря на битву, в которой «Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом». Битва ознаменовала собой поворот в исторических судьбах русской земли, показала силу народа, вдохнула надежду на будущее. Эта победа потребовала больших жертв. Современник событий писал: «Во един бо час, колико тысящ погибло на поле Куликове! Выступили озеры кровавые и струи кровавыи течаху». Возвращавшиеся победители везли тела погибших героев, чтобы похоронить их на родине. Толпы народа встречали в монастыре князя и его дружину. Отсюда сопровождаемое народом войско вступило в Москву с пением «стихов богородичных и мученических».
В конце XIV — начале ХV века проявляется огромный интерес к прошлому русской культуры. Зодчие и живописцы обращаются к традициям домонгольского искусства. Писцы переписывают книги многовековой давности. Спасо-Андроников монастырь становится местом, где развивается письменность, искусство. В собрании музея Рублева есть рукопись,написанная в 90-х годах XIV столетия андрониковским писцом Василием, который именует себя «малейшим из единообразных». В 1404 году монах Анфим сделал здесь копию одного из древнейших памятников русской письменности — «Изборника Святослава» 1073 года. Известна написанная тут в 1406 году рукопись «Златоструй». Отсюда же происходит замечательное своими высокохудожественными миниатюрами Андрониковское евангелие конца XIV — начала XV века. Прекрасные произведения искусства попадали в монастырь в качестве вкладов и в течение веков сохранялись здесь. Из частного собрания музей приобрел происходящую из Андроникова монастыря шитую палицу — часть игуменского и епископского облачения. Этот замечательный памятник московского лицевого шитья XV столетия с изображением «Сошествия во ад» вложен в Андроников монастырь в 1439 году. И наконец, в монастыре жили художники Даниил Черный и Андрей Рублев. Сведений о жизни Рублева очень мало. Считается, что молодость его прошла в Троице-Сергиевом монастыре. Патриотические идеи и культурные течения, для которых характерен интерес к психологии личности, к «внутреннему человеку», красота среднерусской природы, скромной и поэтичной, формировали будущего великого художника. Неизвестно, когда точно Рублев появился в Андрониковом монастыре. Но, вероятно, уже отсюда в 1405 году он уходил расписывать вместе с другими художниками — Феофаном Греком и Прохором с Городка — Благовещенский собор Московского Кремля, а через три года, в мае 1408 года, со своим другом Даниилом Черным — украсить живописью древний Успенский собор в городе Владимире. Вполне возможно, что уже андрониковским монахом работал он в небольшом и тихом городке Звенигороде. Сообщая о приглашении игуменом Никоном для художественных работ в Троице-Сергиевом монастыре Андрея Рублева и Даниила Черного, письменные источники именуют их «андрониковскими старцами». Эти работы относятся уже к 1420-м годам. Андрей и Даниил руководили артелью художников, создавших иконостас и расписавших фресками стены Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря. Тогда в расцвете творческих сил Рублев написал свою прославленную «Троицу». К 20-м годам XV века относится его последняя работа — росписи Спасского собора Андроникова монастыря. Здесь же около 1430 года Рублёв умер и был похоронен. Читайте далее: Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |