История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваРегиональные иконописные центрыЦентральное место в залах музея, посвященных искусству ХV века, занимает живопись Москвы. Но в XV веке на Руси существовало несколько самостоятельных художественных центров со своими особенностями и традициями. За последние годы все больше икон, принадлежащих различным школам, поступает в фонды музея. В результате многолетних экспедиций здесь собраны произведения художников Тверского края, творчество которых мало известно. Всего несколько лет тому назад известный искусствовед Н. Е. Мнева опоеделила эту самостоятельную школу, выделив в различных собраниях иконы, принадлежащие тверским живописцам. В нашем музее расчищены такие иконы XV века тверского происхождения, как «Никола в житии» из с. Григоркова, «Параскева Пятница» из с. Поречье, створа царских врат из Отроча монастыря, спилок царских врат с изображением Богоматери из села Локотцы. Пока еще трудно достаточно четко определить основные черты искусства тверских мастеров. Но уже ясно, что они стремились к драматизации чувств в своих произведениях, что не было характерно для московских мастеров.
Икона «Параскева в житии» ХV века — типичное произведение искусства Твери. Параскева в среднике иконы красотой и тихим, созерцательным выражением лица напоминает изображения на московских иконах. Но образ ее в клеймах по отношению к среднику решен контрастно: она предстает в них воительницей с язычниками. Легенда о Параскеве, рассказанная в клеймах, возникла во время жестоких гонений на христиан в Римской империи. Она современна легенде о Георгии. Художник дает народное толкование, выявляя в пей активное начало, борьбу добра и зла. Параскева проповедует в своем доме народу христианство (второе слева клеймо верхнего ряда). Римский наместник (в надписях на иконе назван царем), присланный из столицы искоренять христианство, заключает Параскеву в темницу (третье клеймо верхнего ряда). Наместник, восхищенный умом и красотой девушки, ведет с ней долгие споры, пытаясь убедить ее в истинности язычества (второе сверху клеймо правого ряда, пятое сверху клеймо левого ряда). Параскева предстает в них гордо стоящей перед правителем, жесты ее страстны и убедительны. Убежденность Параскевы достигает особенной силы в сцене сокрушения ею языческих идолов (седьмое сверху клеймо левого ряда). Она показана в сложном энергичном развороте, с занесенной рукой, которая сейчас низвергнет идола Аполлона. Еще большую решимость выражает ее взгляд. Люди, приведшие Параскеву в храм, стоят неподвижно, скованные страхом. Статичность толпы контрастно выявляет силу ее чувства. Драматизм иконы полон наивности, он близок описаниям сцен в народных русских сказаниях. В народную стихию уводят и многие элементы стиля: приземистые фигуры, несколько застывшие композиции. Колорит иконы, построенный на контрасте алого цвета с голубым, связан с народной эстетикой. Контраст звучит то приглушенно в сочетании розового и сизовато-голубого в сцене рождения Параскевы (первое клеймо слева верхнего ряда), то достигает большого напряжения в сочетании синего и киновари в сценах споров и пыток. Празднично сияют светлый алый и мягкий голубой цвета на одеждах Параскевы в среднике иконы. Учеными давно отмечено, что голубой цвет — излюбленный у художников Твери. Он стал путеводной нитью в трудном процессе определения тверской школы живописи.
Все больше икон XIV и XV столетия, принадлежащих различным художественным школам Руси, появляется в залах музея. Новгородская школа представлена в экспозиции царскими вратами из Боровичей, иконой «Косьма, Дамьян, Иаков». Эти произведения принадлежат второй половине XV века. Раскрываются произведения ростово-суздальских писем. Икона «Спаса в Силах» из села Чернокулова уже вызвала большой интерес специалистов. Икона является одним из характерных произведений ростовских мастеров. Появляются северные письма — «Архангел Михаил» второй половины XV века из Лальска. Художественная культура Руси XIV — XV веков предстает в залах музея во все большем многообразии. Читайте далее: Иконы XVI века
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |